Руслан - rus oglan. Глава 3

Рамир Ибрагимов
Я снова куда-то поехал. В этот раз решил посетить Атешгях на окраине Баку. Мне давно хотелось посетить зороастрийский храм, а последние события подтолкнули сделать это как можно скорее.


Для полного погружения внутри Атешгях поместили фигуры верующих возле костров. О чём они думали? Вряд ли о плохом. Зороастризм рассказал человеку едва не впервые о природе Добра и Зла. Огонь – искра Бога, как будто сам Заратуштра велел своим последователям отдать свою душу только светлому и прекрасному. Если пропустить через себя искру небес, можно познать Истину жизни. Как будто сам Прометей передал Заратустре священный Огонь.


 Это тема особенно меня волновала в то время. Хотелось думать о прекрасном, совершать благие дела, однако мысли о Падишахе сердца моего не давали покоя. В этом смысле больше помогали размышления о Свете Яхья ас-Сухраварди. Он полагал, что Тьмы не существует, есть только присутствие либо отсутствие Света. Я любил и ненавидел Падишаха, он был для меня и Светом и Тьмой. Он для меня - бытие и ничто. Я иногда готов был оторвать Его от сердца, низвергнуть в пучину безразличия, называл «Поди-шахом» - безрезультатно. Мысли о Нём заставляли задуматься о границах Добра и Зла. Некоторые суфии, например, были убеждены, что Иблис, который отказался поклониться первому человеку, тем самым продемонстрировал свою верность Богу, а не людям. Революционная по тем временам мысль. Однако мы таким образом можем зайти слишком далеко и вовсе дегуманизировать веру. Между тем я вынужден признать, что понимание некоторых вещей находится за пределами Добра и Зла. В этом смысле кстати вспомнить колоссальный труд Сёрена Кьеркегора «Страх и трепет», где датский философ методично исследовал историю об Аврааме. По прочтении данного трактата я убедился в том, что некоторые события не поддаются никакому логическому обоснованию и находятся за пределами человеческой логики.


Что касается зороастрийцев, то есть сведения о том, что именно они были теми самыми волхвами, которые пришли к Иисусу Христу. Тем самым, по-моему, они сменили мировую парадигму – пришло время для нового пророка. В седьмом веке явился Мухаммад, о нём я поразмышляю позднее. На стыке девятнадцатого и двадцатого веков жил Фридрих Ницше – новый Заратустра. Он был нужен миру как никогда прежде. Он умер в последнем году девятнадцатого столетия, оставив человечеству размышления и замечания о прошлом, настоящем и будущем. Ницше задокументировал смерть старой парадигмы. Многие мыслители и диктаторы провозгласили себя последователями философа, однако в большинстве своём на самом деле лишь пренебрегли всеми предостережениями немецкого филолога. С тех пор произошли две ужасные войны, перестали существовать многие империи, мир узнал о ядерной бомбе и катастрофе на ЧАЭС.


Старый миропорядок погряз в бюрократии и ханжестве, новый – нежизнеспособен. Уже больше ста лет человек живёт в эпоху смутного времени.


КОНЕЦ


19.11.2022