Разорение русской деревни - разорение России

Дмитрий Михайлович Коновалов
О России, как об уникальной цивилизации, о её самобытности и её особом пути нынче говорят всё больше и всё громче. Но что послужило тому, что Россия стала именно такой в своём роде особой и могущественной страной, со своей уникальной и богатой культурой и языком, традициями и укладом, со своим талантливым, совестливым и трудолюбивым народом? На каких почвах взошла и выстрадалась историческая Россия? И почему Россия перестаёт быть самой собой?

На мой взгляд двумя столпами повлиявшими на развитие особого пути России стали Русская Православная церковь и простая русская деревня. Это в их, в церкви и деревни недрах, созидалась, строилась и ковалась, возвышаясь и утверждаясь в своем могуществе Россия.

Православная церковь была и остаётся, источником духовности, нравственности, культуры и идеологического пути нашего Отечества и народа. При этом также и деревня, как институт, как образ жизни народа, была по своему эпицентром духовно-нравственного и социально-культурного развития России. Почему? Да потому что весь народ жил преимущественно в деревнях и в этих народных недрах деревенского образа жизни формировалось всё: наш язык, система отношений и нравственных ценностей, традиции, быт, творчество, родственные связи, взаимоотношения с живой природой и весь уклад жизни. Потому что вся жизнь наших предков была в деревне: 100 лет назад, до революции, 80% населения России проживало в деревнях и сёлах, а 200 лет назад – 95%. Но сегодня в сельской местности проживает едва лишь 12% населения, однако и эта цифра катастрофическими темпами снижается. За эти последние сто лет произошёл массовый исход народа из деревень и сёл в города. Миллионами. Будто произошла эвакуация русского народонаселения с родных и обихоженных насиженных мест. И с этим исходом народа с земли у России кардинально изменилось многое, в том числе весь образ жизни народа от духовно-нравственных до социальных ориентиров.

Кроме того, с деревней, как с культурно-нравственной основой, мы потеряли и аграрный базис, продовольственную мощь страны.

Почему произошёл этот массовый исход?

Потому что против русской деревни была развязана настоящая война, не прекращающаяся и поныне.

В начале ХХ века Россия прочно занимала первое место в мире по развитию села. На нашу долю выходило более половины мирового производства ржи, ; овса и пшеницы, ; картофеля. В 1912 году мы экспортировали 968 миллионов пудов хлеба. В 1914 году в России было 180 миллионов голов скота. Всё это экономическое могущество русской деревни – кормившей и себя и Европу, не могло не пугать наших стратегических врагов, которые понимали роль деревни в укреплении и становлении России как мировой державы. В 1914 году французский экономический обозреватель Эдмон Тэри по заданию своей страны провёл анализ развития России и пришёл к следующему заключению: «Если дела в России и дальше пойдут таким же образом между 1912 и 1950 годами, как они шли между 1900 и 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать во всём мире, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношениях». 

Естественно, это не устраивало ненавистников России, и они начали активно готовить революционные потрясения, поэтому большевики, придя к власти, приступили к разорению деревни.

Выдающийся русский учёный Фатей Яковлевич Шипунов в своей книге «Истина Великой России» в 1980-х годах писал: «Более 16 миллионов крестьянских дворов, имевших 80 миллионов душ и не шедших в коллективное рабство, подверглись погрому. Статистика горделиво отмечала, что только в 1929-1931 годах было отобрано у крестьян имущества на сумму 3,5 миллиарда рублей, в том числе при вступлении их в колхозы - 2,5 миллиарда и при его конфискации у «кулаков» - 1 миллиард рублей. Были изъяты также все дореволюционные крестьянские вклады в сберегательные кассы на сумму в 2 миллиарда рублей, а их вкладчики были экспроприированы, как вражье отродье! Кто считал подлинную цену социализированного имущества крестьян - «врагов народа»? Не считали! Отписывали, что стоимость конфискованного имущества по отдельным хозяйствам составляла всего 300-400 рублей! Изымали конфискованное за бесценок: швейную машинку – за 1 рубль, пиджак за 50 копеек, рубашку – за 10, платье – за 50, сапоги - за 70 копеек. Коров и лошадей часто отбирали без возмещений! Потому «добровольно» отобранное и насильно конфискованное крестьянское имущество в те три года оценивалось десятками миллиардов золотых рублей. Из того имущества многое не включалось в отчётность, то есть разворовывалось. Потому нажитое крестьянами наследство, оцениваемое миллиардными суммами, попадало в «карманы» проходимцев, мародеров и бандитов от новой «власти».  А что сталось с самобытными российскими сёлами и деревнями?  К концу 30-х годов – из 750 тысяч сельских поселений более половины стояли сожжёнными, заброшенными, запущенными, разъезженными, изуродованными, обезображенными. Более 100 тысяч из них уже исчезли с лица Земли, и память о них простыла. К исходу 1940-х годов 70 процентов всех сохранившихся сёл и деревень стояло на грани заброса и запустения, в них зияли пустыми глазницами миллионы крестьянских дворов. В 1972 году в центральных и Северных областях России из 143 тысяч поселений в неперспективные были зачислены 114 тысяч, то есть 80 процентов! К началу 1970-х годов всего было уничтожено 580 тысяч сёл и деревень! И в наши дни ежегодно исчезают тысячи сельских весей! Но что-то маловато выступлений в их защиту! К этой трагедии прибавилось насильное выселение и изгнание жителей городов, сёл и деревень, входивших в затопление и подтопление при создании водохранилищ. В тот потоп ушло 200 городов и рабочих поселков да более 5000 сёл и деревень (и ныне все это продолжается!)».

Это было в советскую эпоху.

А что сегодня?

Данные Росстата гласят: за последние 30 лет (с 1991 по 2021 гг. включительно) в России погибло без малого 30 тысяч деревень, в них не осталось ни одного жителя, а ещё в 37 тысячах деревень живут по 1-3 человека, преимущественно люди пожилого возраста.

Изощрённое уничтожение деревни коммунистами через коллективизацию, через давление на деревню всеми возможными способами от экономических до идеологических, продолжилось ещё более изощрёнными реформами нынешних либеральных правителей, откровенно считающих деревню ненужной, вредоносной, неперспективной. Ими, теми коммунистами и нынешними либералами сделано всё, чтобы переселить русский народ с земли в каменные джунгли мегаполисов. Через так называемую оптимизацию, через СМИ, через целенаправленное сокращение доходов сельских поселений, через забюрократизированность развитие мелких и средних форм сельскохозяйствования и через прочие-распрочие инструменты ими уничтожены остатки социально-экономической базы деревень, сёл и даже малых городов. Убивается в людях всё желание жить на селе. Проще говоря, это выдавливание народа из деревень.

Сразу возникают вопросы: а для чего? зачем? почему? Кому это выгодно?

А цель, очевидно, всё так же проста, как и сто лет назад: вместе с Россией сломать и народ.

Загнанный в квартиры народ не чувствует простора, пространства и, главное, ответственности за окружающий мир. Это вопрос идеологический. Таким народом, да и в целом урбанизированным государством проще управлять, потому что в городах человек ото всего созависим и никакой ни за что ответственности не несёт. И тем самым враги России добились того, что в России не стало ответственных мужиков, готовых нести ответственность за свою землю, мужиков готовых служить Родине, Богу и своей семье. Как следствие: наступил кризис института семьи, превративший патриархальный традиционный уклад жизни русского народа в матриархат. Причём этот кризис появился с того момента, как начали губить деревню и пошёл этот кризис семьи по нарастающей вверх вместе с гибелью деревни. Потому и реалии нынче таковы: 73% заключаемых браков распадаются в первые 5 лет жизни семьи. При этом 100 лет назад, когда Россия была деревенской, процент разводов был равен нулю! Таким образом сегодня 54% российских мальчишек растут без отца. А эти мальчишки, что растут не в крепкой полноценной семье, в городских квартирах без связи с землёй, смогут ли воспитать нескольких сыновей-мужиков готовых служить могуществу и процветанию своего Отечества?

Нарастающий матриархат, как одна из форм проявления антихристианства, привёл к тому, что воспитанием мальчишек от семьи и детского сада до школы и вуза занимаются женщины. И вот он результат – маменькины сынки идут учиться на всяких менеджеров, блогеров, айтишников, коучей и прочих, которых сегодня расплодилось по России-матушке миллионы. И именно они первыми рванули вон из России, испугавшись специальной военной операции и частичной мобилизации в 2022 году. Было ли когда в истории России такое, чтобы русский мужик испугался защищать свою Родину? Не было, потому что у мужика было чувство родной земли под ногами, за которую он нёс ответственность и был долг защищать эту родную землю и семью живущую на ней.    
Отсутствие крепких мужиков-хозяйственников сказывается и в политике. Не имеющие опыта руководить даже малым – крестьянским двором или заводом, нынешние мужчинки (не мужики) становятся вдруг министрами, мэрами, губернаторами, депутатами. Эти теоретики не знают практической жизни управления народным хозяйством. Даже в советское время, чтобы стать большим человеком нужно было пройти ступени производственного роста. Вот почему сейчас во власти находятся те, кто не знает реальной жизни страны и народа. Власть оторвана от реальности. Отсюда растут ноги политического, управленческого кризиса в стране. Это всё следствие уничтожения деревни – воспитательной опоры русского мужика-хозяйственника. Жизнь в деревне – это школа, воспитывающая в человеке дух, силу воли, характер, умение работать руками и головой. И отсутствие этой школы отражается на болезнях нашего современного общества. На том, что среди нас нет тех самых хозяйственников, крепких мужиков, на которых России можно положиться в сложных, особенно военных условиях. И ярким тому примером уместно вспомнить то, что маршалы, ковавшие победу - Георгий Жуков, Иван Черняховский, Александр Василевский, Семён Будённый и другие – они все родом из костромских, смоленских и калмыцких деревень. Я уж не говорю про рядовых простых мужиков-солдат, которые миллионами в войну полегли за наше будущее: под 90% - они все были родом из деревень! Из деревень, воспитавших в них чувство бескорыстной любви к Родной Земле и долга за её будущее.  Потому что воспитанный деревенским образом жизни человек - он на земле хозяин, а не временщик.

С исходом человека с земли утрачивается гармония, связь человека с природой и с окружающим его миром. Живущие на земле, ещё с детских лет  обращают внимание на пение птиц, на смену времён года, на журчание ручьёв, и потому с возрастом дорожат окружающим миром. Потому что выросли в единении с природой, когда бегали босиком по утренней росе на речку или весной пускали кораблики в лужах. У человека, живущего в деревне перед глазами открываются просторы бескрайних полей, глубоких лесов, живых рек и через это он не только влюбляется в окружающий его мир, но у него формируется широкое творческое сознание. Именно красота живого мира вокруг человека, живущего на земле, формирует его сознание и широту его мысли. Она формирует у человека не материальные, а духовные ценности. Отсюда в России было несметное количество талантливых писателей, художников, учёных, инженеров, плотников. А где сейчас Васнецовы и Шишкины, Толстые и Тютчевы, Ломоносовы и Циолковские? (эти перечисленные, кстати, родились и выросли не в городах). Их нет, потому нынешние дети в большинстве своём растут в окружении каменных высоток,  дорог в пробках, загазованных дворов с корявыми детскими площадками, в суете и стрессах, а не в окружении красоты и умиротворённости живого мира. И потому становится порой страшно за городских детей, которые учат стихотворение «Люблю грозу в начале мая», а грозы-то той, с её запахами и раскатами, её теплом и любовью они не видели и не чувствовали. Как и не созерцали красоты той белой березы под окном, что принакрылась снегом, точно серебром.

Именно деревня была основной платформой развития народного творчества. Уникальное плотницкое, кузнечное, художественное ремесленное мастерство было рождено в народных недрах там, на земле, в деревне. Это творческое начало народа, основанием которому послужил образ жизни человека в красоте и умиротворении окружающего мира таково, что до сих пор весь мир восхищается храмами и избами русских плотников, изысками русских кузнецов и прочими шедеврами. Я уж не говорю про русский язык, великий и могучий, и народный фольклор, какого нет ни у одного народа мира, он тоже рождён там, русским деревенским людом.   
 
Живущий в деревне – живёт здоровым образом жизни: свежий воздух, чистая колодезная вода, постоянное движение, натуральное питание позволяют человеку долгие годы быть в отличной физической форме. В деревне всю свою силушку человек отдаёт земле. А про питание в городах уж я и не говорю. Агрохолдинги, что уничтожают крестьянско-фермерские хозяйства, производящие натуральные продукты, высасывают из земли прибыль, производя так называемую «еду». Потому что для крупных сельхозпроизводителей сельское хозяйство - это не производство продуктов питания, а производство денег, бизнес, нажива, и не важно, что на чужом здоровье.   
Жизнь человека на земле позволяет природе быть ухоженной. Топить печь – значит чистить лес: вырубать старые деревья и валежник, давать возможность лесу обновляться. Ходить в свой туалет – это значит удобрять землю, а не загрязнять реки, как это происходит при массовых канализационных стоках в городах. Про помывку в бане с веником говорят: «В тот день не старишься, когда в бане паришься».

Без деревни русское человечество потеряло чувство родства друг с другом. Живая деревня была опутана родственными связями, и ещё детьми, с рождения, все знали своих тёток, прабабушек и могилы предков, потому что они были все здесь рядом, под боком. А нынче? Мы уж дальше своего носа родных-то и не знаем. 

Верно сказал великий русский писатель Валентин Григорьевич Распутин: «Без деревни мы осиротеем». Чем меньше остаётся в России деревень, тем меньше у России остаётся шансов на то, чтобы оставаться по-своему уникальной и самобытной страной со своей культурой, традициями, народными промыслами. Где мы добудем свой хлеб без деревни? Где мы воспитаем истинных русских крепких мужиков? Откуда мы получим здоровое и сильное поколение? Как мы сохраним и приумножим национальную культуру? Да мы просто вымрем! И вымираем. Каждый год население России сокращается более чем на миллион человек. Не город, а деревня спасёт Россию, как спасала её раньше. Деревня закаляет характер и воспитывает нацию в духе моральных и нравственных ценностей.
За эти 100 лет (с 1917 года) мы потеряли 900 тысяч сёл и деревень, каждые из которых имеют славную и древнюю историю, каждая из которых это отдельный и особый мир со своими традициями, особенностями и неповторимым укладом. Они навсегда, безвозвратно потеряны. Корни подрублены.

Кто мы после этого? Почему у нас нет идеологии возрождения русской деревни? Почему нет национальной сельской идеи? Потому что нет национального самосознания. Оно утеряно. Петр Аркадьевич Столыпин писал: «Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы». И мы видим – произрастают.

Нынешнее правительство не предпринимает усилий для развития жизни на земле. В приоритете у них другие ценности – цифровизация, чемпионаты, пиары, нефть, газ, какие-то драйверы экономики.

Вся нынешняя идеология направлена на то, чтобы назвать успешными тех, кто живет в мегаполисах и сидит за компьютерами или торгует телефонами в салоне. А те, кто живёт в деревне, на свежем воздухе и природном просторе отчего-то они стали ущербными.

С гибелью деревни погиб целый культурный пласт, уникальный национальный нравственный образ жизни русского народа, выстраданный веками образ, который великий писатель Василий Иванович Белов именовал «Ладом».
 
Если мы не предпримем никаких мер по спасению деревни, то вскоре не будет и всех нас. Потому что сначала погибла деревня, потом село, за ними начинают умирать малые города, ну а потом … что Россию ждёт потом?

Дмитрий Михайлович Коновалов, писатель, публицист.