Как Любовь Себе Мужа искала. Глава V. Мудрость

Алексей Анатольевич Андреев
Так, прокружившись в ночном небосклоне и шепча звездам свои сокровенные мечты,прошла ее ночь. Как только солнце начало выкарабкиваться из-за леса, словно рыжий масленичный кот из-за забора, любовь опустилась на землю, рядом с одинокой дикорастущей яблоней.Она нарвала спелых яблок, поела их и уснула, положив под голову камень, как библейский ветхозаветный Иаков.

Ей не приснилась лестница со сходящим с неба ангелами, как то приснилась Икову, ведь когда ты видишь ангелов наяву, зачем им приходить в твой сон? Напротив, ей снился сон чистого человека, сон настоящей жены и матери-  маленький домик, деревянные бревенчатые стены, широкий стол, длинные лавки, самовар, стоящий во главе стола и пыхтящий точно генерал, чайное блюдечко, поставленное к носику самовара, муж, сидящий рядом, и конечно, дети..дети улепетывающие блины, да оладьи с медом и сметаной. Ни лица мужа, ни лиц детей она не видела... Она просто чувствовала, что это была ее семья, ее муж, ее дети, и все они - одно целое. Она обернулась и увидела самого младшего позади нее: "Мама, я тебе косу заплетаю".  "Спасибо, сынок, держи оладошку со сметаной",- Любовь потянулась во сне за оладушкой и почувствовала что-то круглое и тяжелое в ее руке вместо оладьи. Она открыла глаза и засмеялась: в ее руке было яблоко, упавшее с яблони, под которой она уснула под утро.
 
Любовь пробыла там почти целый день, нежась под лучами осеннего, теплого солнца. Она решила прогуляться и пошла вдоль дороги, идущей в неизвестном направлении. По дороге ей встретилась старушка, что повозничала такую же старую лошадь, как и она сама.
 
Думаю что всем будет интересно узнать, что от старушки, так же как и от ее лошади странно пахло шоколадом, и девушка осмелилась заговорить с ней:.
 
- Здравствуйте, бабушка!
- Здравствуй, девочка с крыльями,- добрым голосом ответила старушка. А ее лошадка остановилась и дружелюбно затопала копытами, будто тоже приветствуя девушку.
- Куда путь держишь, милая? Вижу, ты не из здешних мест. У нас такие красавицы с крыльями не растут.
 
- Я не знаю, бабушка. Однажды, я разговаривала с Богом, и он сказал, что я должна шагать по свету, не ропща и тогда я найду свои туфельки, в которых я смогу танцевать, и тогда они приведут меня  к счастью. Но правда, это было очень давно и я,даже иногда, перестаю верить, что это сбудется.

- Это очень интересно,- ответила старушка и поправила свои круглые очечки, что были у нее поверх носа-картошки,- А больше  Бог ничего не говорил?
 
- Нет, Бог больше ничего не говорил. Я еще просила у него мужа, но пока я его не встретила. А вчера я разговаривала с ангелом, и он мне сказал, что я должна встретить мудрость...
 
- Мудрость?- удивительно переспросила старушка. К нему-то я сейчас как раз и направляюсь. Везу молоко и шоколадную крошку. Этот Мудрость ужасный сладкоежка, а я- бабушка-молочница. Мудрость каждую неделю заказывают у меня десять бидонов молока, из семи он делает шоколадное молоко и выпивает по одному литру в день, а из оставшихся трех литров делает молочный шоколад... Очень уж у него хороший шоколад получается.
 
- А я никогда не пробовала молочного шоколада. Я слыхала о зефире, но мне так и не удалось его попробовать, и я, честно сказать, думаю, что он не такой вкусный, как о нем говорят.
 
Тут любви вспомнилось старая негритянка в господский усадьбе и ее вечно движущаяся, жующая нижняя челюсть, толстые, словно от недовольства, надутые губы. Она поморщилась, поморгала, и ей захотелось стряхнуть пыль со своей сорочки, в которой она вчера вылетела в окно.
 
- Ну, если не пробовала, так попробуешь: старый едал, а молодой наестся. Давай запрыгивай ко мне на телегу. Нам надо до заката к нему поспеть, а то он заберется на свою башню, так до его потом и не докричишься- всю же ночь на звезды будет смотреть. А что он там видит свою подзорную трубу, чего мы не видим?
 
- А у него, наверное, нет крыльев, потому как, если бы у него были крылья, зачем бы тогда ему была нужна подзорная труба?
 
Старушка засмеялась, - Чудная ты. Это только у тебя крылья, а другим Бог не даровал. Ну поехали!,- и лошадка прибавила шагу.
 
Телега молочницы тронулась, гремя бидонами, скрипя колесами и развевая запах шоколада по всей округе. Время за добродушным разговором пролетело незаметно и повозка со старушкой-молочницей и Любовью въехали в каменную обитель Мудрости.
 
Жилище его представляло из себя обычную башню, широкую снизу, так что внутрь могла въехать лошадиная повозка, и даже развернуться, сама же башня постепенно сужался к верху.
 
-  На самом верху и стоит его любимая игрушка-труба,-так молочница называла телескоп.
 
Их вышел встречать молодой человек, может быть чуть постарше девушки, но уже носящих очки с пухлыми линзами. В руке он держал томик Somnium by Johannes Kepler.
 
- Да, конечно же, мы полетим на Луну, а потом, может быть, на другие планеты только нужно сделать летающий корабль и паруса погоняемые солнцем,- он говорил это куда-то в пустоту, даже не замечая, что перед ним стоит повозка с запряженной лошадью, старушка, снимающая тяжелый бидон с телеги и незнакомая девушка с крыльями.
 
- Здравствуйте, Мудрость, - сказала старушка громко, по видимому, задействуя весь свой старушек и голос, и эхо разлетелось по всей башне. Мудрость встряхнул головой несколько раз, будто возвращаясь в реальность откуда-то издалека.
 
- Ооо! Здравствуйте, бабушка-молочница. Да-да-да, время для молочного шоколада, так необходимого для работы нашего головного мозга. Я вам сейчас помогу.
 
Мы уже сами справились. Пожалуйста, знакомьтесь, это Любовь, а это Мудрость,-отрекомендовала друг к другу старушка своих молодых друзей.
 
-Очень приятно,- сказала Любовь.
 
- Мне тоже. А у вас крылья? А как долго вы можете летать без остановки?
 
- Я не знаю, я никогда не пробовала.
 
- "Не знаю,"- давно я этого не произносил... А пробовать нужно всегда. Ведь эксперимент это основа всего. Именно из-за отсутствия эксперимента канула в лету великая школа в Ионии.
 
- Какая школа?
 
- Да вы что, об этом не слыхали? А знаете ли вы труды великого Пифагора,Эмпедокла,  Гиппократа, Демокрита, Платона и Аристотеля? Хотя Платон и был подлец, но все равно велик.
 
- А что он сделал плохого?
 
- Он приказал сжечь все книги Демокрита -это тот, который первый в истории человечества дал понятие атома. Представьте себе, сжечь семьдесят три тома! Как бы хорошо они легли на полочки моей библиотеки! А еще такую же рекомендацию он давал для всех книг Гомера. Так что в великих людях великая зависть!
 
- Да, это интересно, но на сколько мне подсказывает солнце,- прервала его старушка,- уходящее в горизонт солнце утверждает, что уже поздний вечер, а так как каждую ночь вы смотрите на звезды в свой телескоп, нам следовало бы поторопиться, так как я обещала этой молодой синьоре, что вы угостите нас своим знаменитым горячим шоколадом.
 
- Ах, горячий шоколад! Да, это моя слабость. Признаюсь, сладкое любит мой мозг, а молоко я люблю с самого детства, я вырос напротив молочной фермы, и молочные продукты всегда были в нашем рационе. Вы знаете,когда вам холодно и вам хочется согреться, но у вас есть всего лишь два выбора: или выпить горячее молоко или  же горячий  чай, что вы выберете?

-Я не знаю,- смущенно ответила девушка, - Наверное, то, что мне будет хотется..

-А вот и не правильно, чтобы согреться лучше, нужно выпить горячее молоко, потому как молоко- это взвесь сливочного масла в воде и ничего более. Ну, если только за исключением белков, в козьем, вот например, один вид белка, а в коровьем - три, потому-то козье лучше усваивается.
 
- Господин мудрость! Скоро ночь, угостили бы вы нас, пожалуйста, горячим шоколадом,- качая головой попросила еще раз старушка.
 
- Да-да-да, конечно. Я уже бегу. А вы, пожалуйста, поднимайтесь по лестнице, на самый верх башни. Мы будем смотреть на звезды и пить горячий шоколад. А еще я сделаю для вас горячее шоколадное молоко.
 
И бабушка-молочница, взяв под руку девушку пошагала по лестнице вверх.
 
 По правую сторону от винтовой лестницы, по всей стене, от самого низа до верху были полки с книгами: старые, новые книги, рукописные, переплетенные тонкой холщовой бечевкой, с  деревянными и кожаными корочками, веревками вместо закладок.
 
- И он все это прочитал?- спрашивала Любовь бабушку-молочницу.
 
-  Не знаю, но думаю, что, судя по тому, что он говорит, он движется именно в этом направлении. Ох, и устала я шагать по этим ступенькам. Дай внучка руку,- и много раз останавливалась она, прежде чем добраться до самого верха.
 
Вид сверху башни был прекрасный:  дорога, ведущая к башне казалась маленькой тропинкой, холмы с растущими соснами на них, казались лишь небольшими кучками с осокой... "Тут такая высота",- подумала девушка, "Что если кинуть вниз камушек, то можно успеть прочитать молитву Отче Наш, прежде чем камень шлепнется о землю… А может быть я и придумываю…"
 
Бабушка- молочница и Любовь, насмотревшись вокруг, присели к столу, на котором были разложены карты необъятных просторов. Уголки карт были сильно замяты, а на всей поверхности были какие-то пометки, черточки, крестики,  все это было обильно сдобрено маленькими капельками застывшего воска, по-видимому, владелец рассматривал карты по ночам со свечами. Посередине стоял большой телескоп на широкой треноге, что так  была похожа на растопыренные ноги лошади. Телескоп был накрыт мешковиной, почти такой же, в каком Любовь вышла из человеческих сердец, встретившись с Религией близ католического монастыря.

Через минут двадцать вбежал на самый верх башни и сам Мудрость, в руках он держал поднос, на котором дымились три маленькие кофейные чашечки, до верха, наполненные горячим молочным шоколадом, также на подносе стояли взопретые стаканы с холодной водой, со льдом внутри, кувшинчик, в котором, по-видимому, было шоколадное молоко, тоже был рядом.

- Как вкусно пахнет, - сказала девушка.
- Да, но прежде чем хвалить давайте  попробовать,- сказала старушка.
- А для чего вы принесли холодную воду со льдом вместе с  горячим шоколадом?
- Ах, как я рад, что вы это подметили. Контраст температур создает особые вкусовые ощущения. Вот, пожалуйста, попробуйте..,- И мудрость протянул чашечку горячего шоколада и воду со льдом девушке.

Бабушка-молочница сама взяла свою порцию и, попробовав, сказала:" Да, шоколад на славу. Сегодня я ездила на базар за свежей шоколадной крошкой, ну и буренки мои как всегда- не подводят. Хорошее молоко -хороший шоколад,да еще из рук Мудрости...".

- Да, - согласилась девушка, попробовав немного шоколада маленькой ложечкой,и отхлебнул холодной воды.- Это действительно одно из самых приятных ощущений, которые у меня были на языке, но не в душе.

- А это потому что вы неправильно… неправильно едите,- ответил Мудрость.- Сначала нужно выпить холодную воду, и даже можно немножко поболтать кусочек льда во рту, а только после этого положить ложку горячего шоколада.

- Господин Мудрость, болтали бы вы себе поуже, а на жизнь смотрели поширше,- сказала со вздохом старушка,- Того, глядишь, может быть, и заметили, что девушке нужны новые туфельки.

- Туфельки?- удивилась мудрость.- А мне необходимы новые линзы для моего телескопа..,а то, знаете ли, эти птицы садятся на мой телескоп и царапают его своими когтями, и гадят, извините, беспардонно гадят. Я вот уже закрываю его накидкой. А вы, когда будите летать, там у себя- в небе, скажите, что ли им, что тут не место для стоянки,а научная лаборатория, понимаете?

- Хорошо, я скажу им,- улыбнулась Любовь,- А вы, наверное, так переживаете за телескоп, потому что у вас нет крыльев?- с легким оттенком наивности спросила девушка.- Хотите, я вам расскажу, какие они звезды. Я летала и говорила с ними.

Руки Мудрости вдруг затряслись,толстые окуляры его очков враз запотели. Он положил на язык полную ложку горячего шоколада, но не почувствовал его вкуса,"Как это возможно?", подумал он,"Какая-то девчонка хочет рассказать мне... мне о звездах!"

- Нет,- ответил он,- Вы ничего о них не знаете, и знать не можете,- полилось из него, как из лейки,- Разве вы не видели моих книг? Разве вы не видите моих толстенький очков? Разве вы не видите мой телескоп?

- Да-да-да, конечно,-хотела было оправдаться Любовь,- Но мне кажется, вы просто завидуете, что у вас нет крыльев…
Попытка оправдания была неудачная и скорее еще более усугубила возникшую ситуацию.

- Вы ничего не понимаете, вы ничего не знаете,- кричал мудрость,- Я никому не завидую. И зачем мне кому-то завидовать? Кто знает больше? Посмотрите на мои книги!

Но неизвестно откуда взявшееся дерзновение не давало Любви покоя.
Если долго страдать, то потом незначительная боль, уже не кажется чем-то мешающий дышать, она становится частью жизненного движения вперед, точно так же при криках, коих в жизни девушки было переслушано огромное количество, и, по-видимому, это необоснованное повышение голоса Мудрости было последней каплей в сосуде терпения, за края, которого уже капала, правда...

- Мне кажется, что вы просто закрываете себя от мира своими книгами. А на самом деле вам хочется быть известным. Если вам действительно были бы интересны звезды, то вы бы выслушали меня. Ведь я действительно говорила со звездами, так же, как и с Богом.

- О! Замолчи! Не говорите! Не говорите мне! Вы не несносная девчонка! Бога нет!

- Извините, но как же так? Вы утверждаете, что Бога нет,а я с ним разговаривала, понимаете? - уже шепотом говорила Любовь. - А как же мои крылья?

- Я не знаю, с кем вы разговаривали, но только у птиц, также есть крылья, и это совсем не доказывают существование Бога. И кроме того, они гадят! - с раздражением кричал Мудрость.

- Вы знаете, господин Мудрость, - вмешалась старушка-молочница. - Ваше шоколадное молоко сегодня не такое уж и вкусное, потому как оно горчит, вероятно, вы в спешке положили туда горчицы, а может быть даже и перца...

- Ничего я туда не ложил! Все сварено по рецепту!- и язвительно добавил. - А тапочек я вам никогда и не дам! Потому как все артефакты, доставшиеся мне от матушки и сестер, я обменял на книги.

"А я бы от вас и не взяла",- подумала девушка и не произнесла это вслух, на этот раз державший.

- Я думаю, нам пора, господин Мудрость, - ставя чашечку шоколада на стол, сказала старушка-молочница.

- Да-да-да, нам пора,- поддержала  ее Любовь.

- Мои двери хорошо открываются в обе стороны,- отвечал Мудрость, и начал разматывать свой телескоп.

Старушка-молочница и девушка спустились вниз, и севши в свою повозку покинули обитель Мудрости.

- Я не понимаю, почему его называют “мудрость”?- сказала девушка.- Очень неприятный человек: сначала располагает к себе, но как только слышит то, что он не знает, сразу вскипает...

-Как вскипает и убегает на плиту молоко,- продолжала ее мысль старушка.

- Возможно, мы, люди называем мудростью то, что стоит называть как то по другому?

- Ангел что говорил с тобой, точно сказал “мудрость”?

- Да, он точно дословно сказал мне: "Последняя ступень мудрости не происходит из книг. Она созревает внутри и рождается через раны".

- Ну вот видишь, не в тот дом я тебя привела...Между мудростью и книгами нет никакой дружбы, а я то - наивная душа, думала, что он действительно мудрость, а он так "фу-фу", ты уж прости меня, добрая душа, прости меня, старую.

- Не оправдывайтесь, бабушка, просто мне нужно еще потоптать эту землю и не роптать, как говорил мне Бог. Все равно я верю в доброту. Я верю в Бога, который обещал мне туфельки, в которых я смогу танцевать. Нужно просто время...

-  Да, ты права, не обращай на него внимания, - говорила старушка.- В какой-то степени он несчастнее тебя и меня. Представь, прочесть все эти книги, и не найти счастья... и любовь, которая постучалась ему в дверь, и даже пила с ним горячий шоколад, не была принята его сердцем. Он ищет ответа где-то далеко, мечтает полететь на Луну, а на земле еще жить совсем не научился. Занятный персонаж, но не нашей сказки, правда?

Любовь вздохнула. Она лежала на повозке бабушки-молочницы и смотрела на звезды. Лошадь посукивала копытами о встречающиеся камушки и продолжала идти неспешным шагом. Девушка думала: “Почему люди желают одно и то же, но идут к этому разными путями: кто-то идет путем добра - маленькой тропинкой с камушками, другие, несмотря ни на что, не останавливаясь ни перед чем, идут к той же цели, но широкой дорогой, кидая булыжники друг в друга,загораживая путь, идущим позади, а есть такие, что не идут не тем путем и не этой дорогой, такие как этот чудак - Мудрость, думая, что они шагают семимильными шагами к истине, а в самом деле озлобились в своем одиночестве, и не знают куда сделать свой следующий шаг… Да, куда более легко соединять руки у новобрачных, чем пытаться понять, что происходит в их душе”.

- Бабушка, мне очень тоскливо шагать по земле. Я не понимаю, что вообще происходит,- вдруг вырвалось из сердца девушки, -Почему все так накручено? Почему то, что должно двигаться, танцевать и петь, поросло паутиной? В чем правда бабушка?

- Я не знаю, извини меня, я много не читала, скажу так, как есть, моя правда - в молоке, вот в этих бидонах, моих коровах. А твоя, в твоих крыльях, в твоей доброте, в твоей любви к людям. У каждого своя правда, и хранится она в том, что отличает нас от других людей.

- А в чем правда Мудрости?

- Про него сложно сказать. Наверное, в мешковинах покрывающих его трубу, что обгадили птицы, потому как мешковины его заботит больше, чем звезды.

Любовь засмеялась, - Спасибо вам, бабушка, Я хочу полететь и поговорить со звездами.

- А ты за правду можешь летать? Я это знала, я это чувствовала. Лети, девочка, все будет хорошо.

- Прощайте, бабушка.

И Любовь вспорхнула в ночное небо усыпанное звездами. Она опять забыла, что обещала Богу не летать… Всю ночь она опять пролетала в небесах, разговаривала с небесными светилами, а они рассказывали ей истории давно минувших дней, что они прочли в глазах мечтателей.

А Мудрость в эту ночь так и не съел свою порцию горячего шоколада, и не выпил своего шоколадного молока. Он видел в свой телескоп девушку, летающую среди звезд, но не верил своим глазам. "Это неправда! Это иллюзия! Человек легко может обмануться. Она мне просто мерещится. Она задела то, что не следовало задевать. Несносная девчонка! Да, и даже, если  бы это было правдой, ну о чем звездам говорить с ней? О чем?  Нет-нет-нет, мне не нужна любовь. Я не допущу никакой любви в своей жизни. Мне нужна только мудрость, только книги, только знания!
Мудрость смотрел на Любовь, качающуюся на месяце, словно на качели подвешенной на ночном небосводе, и шептал: "Нет-нет, все неправда. Зачем мне эта любовь, да еще и дети сопливые, кричащие по ночам? А когда читать, когда делать опыты, эксперименты? Нет-нет, семья не нужна. Семья отвлекает..." Потом он сорвался с места и побежал вниз. Подставил к одной книжной полке лестницу, взобрался по ней, снял мешочек с верхней полки, развязал его и достал оттуда туфельки.

Туфельки были вышиты из разных лоскутов кожи и материи. Они были инкрустированы редкой красоты камушками. Эти туфельки он купил несколько лет назад, когда еще сам ездил на Восточный базар покупать шоколадную крошку и молоко, но потом решил, что это отнимает слишком много времени... в одну из таких поездок на базар, цыганка продала ему эту пару туфель со словами: "Купите сеньор! Эта пара туфелек совершенна, как совершенны ножки ваши супруги. У такого мудрого господина должна быть такая же мудрая и красивая жена. Она по достоинству оценит ваш подарок. Купите, синьор!" И мудрость купил туфельки, потому как не мог признаться цыганке, что у него нет мудрой жены, да и не мудрой тоже, что у него вообще нет никакой жены, да и сам он не самый мудрый человек на земле. Ох, как сложно признаться в том, чего нет, но во что ты веришь...

Мудрость схватил туфельки, попытался разорвать, но не смог,  бросил их, сел на холодный каменный пол, и впервые, за много-много лет, заплакал.
Последний раз он плакал, когда был совсем еще маленький - в детстве. Он даже не помнил, почему тогда он плакал, наверное, потому что чувствовал необходимость омыть слезами  свою детскую душу, которая уступала место уму, ведь чем взрослее мы становимся, тем меньше мы чувствуем и больше, и больше думаем... И в тот момент, когда Любовь летала среди звезд, а он сидел один на холодном полу, среди его книг, а туфельки лежали рядом, в каменных стенах разносился плач:  "Это же были ее туфельки.., для ее ножки.."Он плакал так, как плачет ребенок, которого еще не сумел изранить этот пошлый мир.