Автономия нации

Виктор Шулепов
АВТОНОМИЯ   НАЦИИ
      Философия трактует нацию как исторически сложившуюся общность людей.     Главные признаки нации – общность экономических связей, территории, языка, культуры. Каждый конкретный человек  через свою личную семью относит себя  к  какой – то нации, что отражается понятием национальность человека. Семья – ячейка общества. Национальность человека реализуется в нации как в семье.

      Философия разработала теорию формирования наций в историческом плане, межнациональных отношений в зависимости от смены общественно – экономических формаций. Прогнозируется, что переживаемый сегодня период глобализации, формирования единого мирового хозяйства приводит к сближению наций, вплоть до их слияния. Сегодня мы уже наблюдаем формирование единого информационного пространства  –  Интернета.  Как расценивать это с позиции духовного содержания  национальности человека.

      Научно – технический прогресс с неизбежностью изменяет образ жизни человека,   где бы он ни жил. На бытовом  уровне каждый из нас расценивает успешность этого прогресса простейшими факторами: поменьше работать,  по больше потреблять. И пока это удаётся. То, что это не может долго продолжаться, наука уже убеждается. Появилась наука экология об охране окружающей среды, что ограничивает потребление.  Медицина фиксирует уменьшение физической нагрузки на тело человека как отрицательное явление для здоровья.

      Человек  осознаёт себя, сравнивая себя с кем – то. Это сравнение начинается  с взгляда, общения. Человек рисовал себя на стенах пещер, чтобы поговорить с самим собой. Рисование религиозных святых было поиском идеала. Сегодня фотографирование родных и близких  позволяет укреплять семью. Общение с представителями своей национальности подобно общению с членом своей  семьи.

       Духовное содержание жизни современного человека наполняется цифровизацией, передачей технике критериев и оценок в общественной жизни. Ощущение своей национальности,  принадлежности к  национальному культурному пласту ослабляется, подменяется принадлежностью к какому – то общему «гражданину мира». Культура и язык в современных обществах всё более выполняют рекламную функцию купли – продажи.

      В современное время все общества «соревнуются» между собой  во многих областях общественной жизни. Для нас интересно проявление культуры разных национальностей, проживающих  в одном обществе. В этом смысле можно говорить о саде, который выращивает общество как  демонстрацию национальных культур.
 
      В газете «Российская газета. Неделя»  №243 от 26.10.2022г. есть статья «Каждый возделывает свой сад».  Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский комментирует высказывание Главы европейской дипломатии Жозепа Борреля. Глава европейской дипломатии сказал: «Европа – это сад. Мы построили сад: всё работает, это  наилучшая из  когда либо созданных человеком  комбинаций политической свободы, экономического процветания  и социального сплочения …». М. Пиотровский  напомнил, «что вся европейская культура заражена  ядом колониализма и что он никуда не выветрился». Каждая  национальность возделывает свой сад, свою культуру, насколько позволяет идеология общества.  «Не бывает плохих и хороших культур», не бывает культур, о которых можно говорить презрительно».  Поддержка сегодня Европой национализма на Украине особенно убедительно показывают её колониальную политику, её русофобию.

      Как гарантировалось решение национального вопроса в Советском Союзе. При советской власти в каждом населённом пункте (деревня, село), не говоря уже о городе, был клуб, дом культуры, в котором показывали фильмы, а также проводились мероприятия  художественной  самодеятельности для детей и взрослых. Именно  художественная  самодеятельность поддерживала и углубляла национальную культуру проживающего населения. Все корифеи культуры  государственного уровня начинали с местных  домов  культуры. Содержание этих заведений производилось за счёт местных бюджетов.

      Экономические реформы в 90-е годы коснулись и этой стороны жизни общества. Большинство клубов, домов культуры были ограничены в финансировании от местного бюджета, были приватизированы. Массовое освоение телевидения не заменило местных очагов культуры. Рыночная экономика далека от запросов народной культуры, духовного содержания повседневной жизни человека любой национальности. Рыночная экономика поддерживает только то, что оплачено. Исторически сложившиеся национальные особенности, воплощённые в языке и культуре, бесценны  как  само существование человека.

      Процесс обесценивания культуры продолжается. Сегодня человеку, телезрителю, пользователю Интернета предлагаются шумовые и световые эффекты, «светские» сплетни,  лишённые какой либо национальной окраски. Культура, как форма общественного сознания, «цементирует» особенности национальности членов общества.  Историческая  многонациональность человечества под влиянием технического прогресса сегодня теряет своё «разноцветие»,  к сожалению,  человек пока ещё считает это своим достижением.

     Потеря национальных особенностей членов общества ярко проявляется  в повседневном языке,  как в трудовой деятельности, так и в быту. Тут вклад рыночной экономики особенно очевиден. Англо язычная терминология побеждает национальное толкование. Процветающая сегодня журналистика, выполняя рекламную функцию, особенно преуспела в этом направлении. Даже в печатных, газетных материалах применение разных  «инноваций» остаётся непонятным для многих читателей. Слово «дежавю» часто мелькает на страницах, когда нечего сказать.

     Язык – наиболее гибкий инструмент для отражения  взаимовлияния наций в обществе.  В «Проза.ру» часто публикуются статьи по языковой проблематике. Статья автора Санджака Марата Анатольевича «Еврейские словечки в русском разговорном языке» хорошо отражает эту тенденцию. Взаимопроникновение отдельных  слов в язык коренного народа из языка другой национальности чаше свидетельствует о дружбе народов, чем о национальных противоречиях.
 
     Как в Советском Союзе  отражалась многонациональность на большой территории?  В декабре текущего года исполняется сто лет со дня образования Советского Союза в 1922 году. После 1945 года в состав Союза входило 15  Союзных Республик. В их состав входило 20 Автономных Республик, 8 Автономных областей, 10 Автономных округов. Союзные республики, автономные составляющие образовывались с учётом национальностей проживающих там народов.      Территориальный состав отражает национальный состав общества. Таким образом, в обществе  Союза не было национальных противоречий ни по какому вопросу.

      Устойчивость живой природы обеспечивается  существованием разных видов растительного и животного мира. Человек – часть живой природы. Исторически сложившееся разнообразие наций отражает устойчивость человечества. При развитии  научно – технического прогресса разнообразие наций должно сохраняться. Поэтому автономность наций в любом обществе должна  обеспечиваться.
      В нашем понимании автономность обеспечивается  наличием  территории проживания каждой нации, возможностью проявления национальной культуры, а иногда и религиозных особенностей. Рыночная экономика этому препятствовать не должна.
Шулепов В.Г.
г. Калининград, ноябрь, 2022г.