Его называли WL

Вячеслав Прытков
                ЕГО   НАЗЫВАЛИ   «W L»

Побережье  северной  Франции  вокруг  Булони  с  пляжами  и  обрывающимися  к  морю  серыми  скалами, рыбацкими  деревушками, славилось  своими  живописными  видами. С  вершин  скал  Гриз – Нез  («Серого  Носа»)  просматривалось  бушующее  море  и  множество  кораблей, проходящих  далеко  внизу. В  этом  краю, в  местечке  Вимере, провёл  большую  часть  юности  выдающийся  английский  художник – маринист  и  гравёр  Вильям  Лайонел  Вилли  (1851 – 1931), которого  друзья  называли  просто  WL  («Вилли»). Здесь, помимо  дома  в  Лондоне, находился  второй  дом  семьи  его  отца – Вильяма  Морриса  Вилли, тоже  художника. Летом  семья  перебиралась  из  Лондона  во   Францию, к  морю. Отец – опытный  художник  всячески  поощрял    Вилли, его  младшего  брата  Чарльза  и  Лайонела  Перси  Смита, приходившегося  сводным  братом  старшему  сыну, увлечению  рисованием, природа  вокруг  этому  благоприятствовала.

Лайонел  Перси  Смит, как  самый  старший, возглавлял  троицу  в  поисках  живописных  видов  для  рисования. Мальчики  бродили  по  пляжам, взбирались  на  возвышенности  побережья. В  ясную  погоду  отсюда  можно  было  увидеть  белые  скалы  Дувра  в  Англии. Так  рождались  первые  наброски, акварельные  рисунки  молодого  художника  Вилли.
В  один  из  дней  сентября  1869  года  жестокий  шторм  со  всей  силой  обрушился  на  посёлок, где  находился  дом  семьи. Тучи  песка, поднятые  непогодой, засыпали  входные  двери  домов, залепили  окна, выходящие  в  сторону  моря. Вилли  и  его  братья  выбрались  из  дома  через  противоположную  дверь  кухни  на  берег, где  в  бушующем  море  заметили  едва  различимые  очертания  терпящей  бедствие  шхуны. Её  несло  к  скалам  Гриз – Неза, и  у  мальчишек  созрело  решение  спасти  людей, находящихся  на  ней. Когда  они  добежали  до  реки  Амблетез, шхуна  наткнулась  на  песчаную  отмель, находящуюся  примерно  в  200  метрах  от  берега. Команда  уже  спустила  спасательную  шлюпку, однако, никто  не  мог  подняться  на  борт, так  как  её  быстро  относило  к  берегу. Мальчики  вошли  в  воду, чтобы  попытаться  вернуть  шлюпку  к  судну, но  волны  всё  равно  толкали  её  в  противоположную  сторону. Тогда  они  решили  доплыть  до  шхуны, с  большим  трудом  им  это  удалось. Обратно  они  потянули  к  берегу  пробковый  кранец  с  прикрепленной  бревенчатой  линией. По  нему, с  помощью  находившихся  на  пляже  людей, удалось  переправить  всю  команду  шхуны, один  за  другим.
Неоднократно  эта  троица  участвовала  в  спасении  команд, севших  на  мель  судов. Вилли  даже  сделал  набросок  одного  из  таких  происшествий, позже  по  нему  создав  картину  под  названием  «Крушение  Wheatsheaf», которая  получила  положительный  отзыв  в  «Таймс». Собрание  британских  жителей  Булони  постановило  вручить  мальчикам  серебряные  медали  за  спасательные  действия. Значительно  позже, в  память  о  их  смелых  поступках, путь  от  главной  дороги  до  дома  Вилли  назвали  Английской  улицей.

На  побережье  Франции  Вилли  познакомился  с  Мэриан  Эми  Кэрью, которая  стала  его  женой. За  52  года  совместной  жизни  у  них  родилось  9  детей.

Ещё  одним  увлечением  молодого  художника  и  его  братьев  стал  парусный  спорт. Со  временем  он  стал  хорошим  яхтсменом  и  конструктором  яхт. Вилли  получал  домашние  уроки, его  с  детства  обучили  чтению, письму  и  музыке, однако, в  течение  всей  жизни  он  не  имел  никакого  представления  о  арифметике, хотя  без  труда  решал  любые  геометрические  задачи, даже  написал  книгу  «Законы  природы  и  создание  изображений».

Вилли  учился  в  Школе  Изящных  искусств  Хизерли, затем  в  1866  году, с  15  лет – в  Королевской  академии  под  началом  Эдвина  Генри  Ландсира, Джона  Эверета  Милле  и  Фредерика  Лейтона. В  возрасте  18  лет  он  получил  золотую  медаль  Тернера  за  свою  картину  «Рассвет  после  бури». 

Во  время  жизни  в  Лондоне  художник, совершая  переходы  с  братьями  вверх  и  вниз  по  Темзе  на  оборудованной  ими  плавучей  студии  «Ladybird», создал  множество  рисунков  и  картин, объединённых  одной  общей  темой – «Труд, блеск, грязь  и  богатство  на  приливе». В  них  раскрывалась  история  каторжного  труда, связанного  с  перемещением  угольных  барж  по  Темзе. Его  работы – картины  и  гравюры  получают  признание  по  всей  Англии, экспонируются  на  многих  выставках. Вилли  становится  членом  Общества  британских  художников, Королевского  института  художественной  акварели  и  многих  других.

В  1871  году  братья  Вилли  приобретают  старый  корабельный  баркас  за  11  фунтов  стерлингов, переоборудуют  его, назвав  «Мооnlight». На  нём  они  отправлялись  в  дальние  путешествия  вдоль  побережья  до  устья  Сены, по  каналам  Бельгии  с  заходом  в  Брюгге  и  Антверпен. Помимо  зарисовок  и  этюдов  было  сделано  много  фотоснимков.

В  1906  году  Вилли  переезжает  в  Портсмут  на  родину  английского  военно – морского  флота. Там  он  поселяется  в  Тауэр – Хаусе. Этот  переезд  становится  значительным  периодом  его  творческой  и  общественной  жизни. Художник, всю  свою  жизнь  любивший  море, не  мог  безучастно  наблюдать, как  на  приколе  ветшал  стоящий  в  Портсмуте, флагманский  корабль  адмирала  Г. Нельсона  «Victory». Он  начал  хлопотать  о  его  реставрации  и  переводе  в  сухой  док  с  целью  сохранения  для  потомков. Вилли  провёл  собрание  с  целью  создания  общества  морских  исследований  по  сохранению  корабля  и  занимавшегося  сбором  средств  на  его  восстановление. Художник  создаёт  панорамное  полотно  «Трафальгарская  битва», которое  привлекло  огромное  число  зрителей, а  средства, полученные  от  показа  картины, отправляются  в  фонд  реставрации  «Victory».
Так  удалось  сохранить  знаменитый  корабль, превращённый  ныне в  музей, а  сама  картина  до  сих  пор  украшает  Королевский  военно – морской  музей  Портсмута.

Начавшаяся  Первая  мировая  война  отразилась  на  творчестве  Вилли, он  не  мог  оставаться  в  своей  студии  и, получив  разрешение  первого  лорда  Адмиралтейства, отправился  на  военные  корабли  английского  флота  в  качестве  художника. За  это  время  он  выполнил  значительное  количество  рисунков, по  которым  были  созданы  картины  и  гравюры – сцены  боёв  на  море, в  воздухе  и  под  водой, увиденные  им  воочию  на  кораблях, подводной  лодке  и  на  самолёте. Все  они  позднее  вошли  в  книгу – альбом  «Морские  бои  Великой  войны».

Вилли  не  стало  6  апреля  1931  года, хоронили  его  со  всеми  военно – морскими  почестями. Катер  флагмана  HMS  «Nelson»  доставил  тело  художника  к  северной  оконечности  Портсмутской  гавани  на  территорию  Портчестерского  замка, где  он  был  захоронен. Во  время  траурной  церемонии  корабли  «Nelson»  и  «Warspite»  приспустили  флаги, отдавая  дань  уважения  художнику – маринисту. Начатая  большая  картина  «Битва  за  Ютландию»  так  и  осталась  неоконченной, но  многочисленные  работы, выполненные  при  жизни  художника, находятся в  галерее  Тейт  в  Лондоне, Королевской  академии, Королевских  морских  музеях  по  всей  стране. Его  жена – М. Вилли  в  память  о  своём  муже – выдающемся  художнике – маринисте  написала  книгу  о  его  жизни  и  творчестве  под  названием  «Мы  были  одним  целым»  («We  were  one»).

16  ноября  2022  года                Вячеслав  Прытков