ЕГО НАЗЫВАЛИ «W L»
Побережье северной Франции вокруг Булони с пляжами и обрывающимися к морю серыми скалами, рыбацкими деревушками, славилось своими живописными видами. С вершин скал Гриз – Нез («Серого Носа») просматривалось бушующее море и множество кораблей, проходящих далеко внизу. В этом краю, в местечке Вимере, провёл большую часть юности выдающийся английский художник – маринист и гравёр Вильям Лайонел Вилли (1851 – 1931), которого друзья называли просто WL («Вилли»). Здесь, помимо дома в Лондоне, находился второй дом семьи его отца – Вильяма Морриса Вилли, тоже художника. Летом семья перебиралась из Лондона во Францию, к морю. Отец – опытный художник всячески поощрял Вилли, его младшего брата Чарльза и Лайонела Перси Смита, приходившегося сводным братом старшему сыну, увлечению рисованием, природа вокруг этому благоприятствовала.
Лайонел Перси Смит, как самый старший, возглавлял троицу в поисках живописных видов для рисования. Мальчики бродили по пляжам, взбирались на возвышенности побережья. В ясную погоду отсюда можно было увидеть белые скалы Дувра в Англии. Так рождались первые наброски, акварельные рисунки молодого художника Вилли.
В один из дней сентября 1869 года жестокий шторм со всей силой обрушился на посёлок, где находился дом семьи. Тучи песка, поднятые непогодой, засыпали входные двери домов, залепили окна, выходящие в сторону моря. Вилли и его братья выбрались из дома через противоположную дверь кухни на берег, где в бушующем море заметили едва различимые очертания терпящей бедствие шхуны. Её несло к скалам Гриз – Неза, и у мальчишек созрело решение спасти людей, находящихся на ней. Когда они добежали до реки Амблетез, шхуна наткнулась на песчаную отмель, находящуюся примерно в 200 метрах от берега. Команда уже спустила спасательную шлюпку, однако, никто не мог подняться на борт, так как её быстро относило к берегу. Мальчики вошли в воду, чтобы попытаться вернуть шлюпку к судну, но волны всё равно толкали её в противоположную сторону. Тогда они решили доплыть до шхуны, с большим трудом им это удалось. Обратно они потянули к берегу пробковый кранец с прикрепленной бревенчатой линией. По нему, с помощью находившихся на пляже людей, удалось переправить всю команду шхуны, один за другим.
Неоднократно эта троица участвовала в спасении команд, севших на мель судов. Вилли даже сделал набросок одного из таких происшествий, позже по нему создав картину под названием «Крушение Wheatsheaf», которая получила положительный отзыв в «Таймс». Собрание британских жителей Булони постановило вручить мальчикам серебряные медали за спасательные действия. Значительно позже, в память о их смелых поступках, путь от главной дороги до дома Вилли назвали Английской улицей.
На побережье Франции Вилли познакомился с Мэриан Эми Кэрью, которая стала его женой. За 52 года совместной жизни у них родилось 9 детей.
Ещё одним увлечением молодого художника и его братьев стал парусный спорт. Со временем он стал хорошим яхтсменом и конструктором яхт. Вилли получал домашние уроки, его с детства обучили чтению, письму и музыке, однако, в течение всей жизни он не имел никакого представления о арифметике, хотя без труда решал любые геометрические задачи, даже написал книгу «Законы природы и создание изображений».
Вилли учился в Школе Изящных искусств Хизерли, затем в 1866 году, с 15 лет – в Королевской академии под началом Эдвина Генри Ландсира, Джона Эверета Милле и Фредерика Лейтона. В возрасте 18 лет он получил золотую медаль Тернера за свою картину «Рассвет после бури».
Во время жизни в Лондоне художник, совершая переходы с братьями вверх и вниз по Темзе на оборудованной ими плавучей студии «Ladybird», создал множество рисунков и картин, объединённых одной общей темой – «Труд, блеск, грязь и богатство на приливе». В них раскрывалась история каторжного труда, связанного с перемещением угольных барж по Темзе. Его работы – картины и гравюры получают признание по всей Англии, экспонируются на многих выставках. Вилли становится членом Общества британских художников, Королевского института художественной акварели и многих других.
В 1871 году братья Вилли приобретают старый корабельный баркас за 11 фунтов стерлингов, переоборудуют его, назвав «Мооnlight». На нём они отправлялись в дальние путешествия вдоль побережья до устья Сены, по каналам Бельгии с заходом в Брюгге и Антверпен. Помимо зарисовок и этюдов было сделано много фотоснимков.
В 1906 году Вилли переезжает в Портсмут на родину английского военно – морского флота. Там он поселяется в Тауэр – Хаусе. Этот переезд становится значительным периодом его творческой и общественной жизни. Художник, всю свою жизнь любивший море, не мог безучастно наблюдать, как на приколе ветшал стоящий в Портсмуте, флагманский корабль адмирала Г. Нельсона «Victory». Он начал хлопотать о его реставрации и переводе в сухой док с целью сохранения для потомков. Вилли провёл собрание с целью создания общества морских исследований по сохранению корабля и занимавшегося сбором средств на его восстановление. Художник создаёт панорамное полотно «Трафальгарская битва», которое привлекло огромное число зрителей, а средства, полученные от показа картины, отправляются в фонд реставрации «Victory».
Так удалось сохранить знаменитый корабль, превращённый ныне в музей, а сама картина до сих пор украшает Королевский военно – морской музей Портсмута.
Начавшаяся Первая мировая война отразилась на творчестве Вилли, он не мог оставаться в своей студии и, получив разрешение первого лорда Адмиралтейства, отправился на военные корабли английского флота в качестве художника. За это время он выполнил значительное количество рисунков, по которым были созданы картины и гравюры – сцены боёв на море, в воздухе и под водой, увиденные им воочию на кораблях, подводной лодке и на самолёте. Все они позднее вошли в книгу – альбом «Морские бои Великой войны».
Вилли не стало 6 апреля 1931 года, хоронили его со всеми военно – морскими почестями. Катер флагмана HMS «Nelson» доставил тело художника к северной оконечности Портсмутской гавани на территорию Портчестерского замка, где он был захоронен. Во время траурной церемонии корабли «Nelson» и «Warspite» приспустили флаги, отдавая дань уважения художнику – маринисту. Начатая большая картина «Битва за Ютландию» так и осталась неоконченной, но многочисленные работы, выполненные при жизни художника, находятся в галерее Тейт в Лондоне, Королевской академии, Королевских морских музеях по всей стране. Его жена – М. Вилли в память о своём муже – выдающемся художнике – маринисте написала книгу о его жизни и творчестве под названием «Мы были одним целым» («We were one»).
16 ноября 2022 года Вячеслав Прытков