Сильмариллион - как закольцевалась Земля

Олег Шмагунов
"Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь." (Притчи 23:19)

На волне сериала "Кольца власти" захотелось, наконец, прочитать "Сильмариллион" Дж. Р. Р. Толкина. Начинал читать его ещё в студенческие годы, но не осилил - слишком много непонятных слов, имён и названий, которые сложно даже запомнить - не то, что разобраться. Не случайно, сам Толкин говорил, что история Средиземья ожила только с появлением хоббитов. И хоть "Сильмариллион" представляет интерес больше для историков, лингвистов и тру-фанатов, некоторые истории в нём просто прекрасны. Думаю, не будет большого спойлера, если я скажу, что в последующих сезонах сериала Нуменор таки утонет. (Хотя, это ещё не точно, ибо креативность создателей не знает границ.:) Произойдёт же это потому, что владыкам Нуменора захочется бессмертия, а его можно было найти только в Валиноре - месте, где жили валары [ангелы-стихии, правители Земли]. Король Нуменора отправится туда с большим флотом, и потом произойдёт следующее (цитата из "Сильмариллиона" в пер. С. Лихачевой с некоторыми купюрами и пояснениями):

"Тогда Манвэ [главный валар, правитель Арды-Земли], стоя на Горе, воззвал к Илуватару [Богу], и в тот час Валар сложили с себя власть над Ардой. Но Илуватар явил свое могущество и изменил природу мира; бездонная пропасть разверзлась в море между Нуменором и Бессмертными землями; воды потоком устремились туда, грохот и дым от гигантских водоворотов поднялся до небес, и содрогнулся мир. <....> Но земля Аман [место, где находился Валинор] и эльфийский остров Эрессеа были изъяты из мира и навеки перенесены за пределы досягаемости людей. А Нуменор Королей, Эленна Звезды Эарендиля, Андор, Дарованная Земля, был уничтожен до основания. Ибо остров находился у восточного края великого разлома, и сместилось его основание, и обрушился он, и погрузился в пучину, и погиб. И нет теперь на Земле такого места, где бы сохранилась память о былых временах, не омраченных злом. Ибо Илуватар сдвинул вспять Великие моря к западу от Средиземья и Пустынные земли на востоке; созданы были новые моря и новые земли, и умалился мир, ибо Валинор и Эрессеа были изъяты из него в пределы сокрытого.

Многие из числа Изгнанников верили, что вершина Менельтармы, Столпа Небес [гора в центре Нуменора], не ушла под воду навсегда, но вновь поднялась над морем – одинокий островок, затерянный среди бушующих волн, ибо встарь то было священное место, и даже во времена Саурона никто не смел осквернить его. Находились среди потомков Эарендиля [нуменорцев] и такие, что впоследствии пытались отыскать скалу, ибо говорили мудрецы, будто зоркие глаза людей древности могли различить с вершины Менельтармы мерцающий отблеск Бессмертных земель. Ибо даже после гибели Нуменора сердца дунэдайн [потомков нуменорцев] по-прежнему влекло к западу; и хотя знали люди, что мир изменился безвозвратно, так говорили они: «Гавань Аваллонэ [гавань на Эрессеа] исчезла с лица Земли; навеки утрачен Аман, и в нынешнем мире, укрытом тьмой, не отыскать их. Однако некогда существовали они, а потому существуют и ныне, существуют воистину, как часть того мира, что задуман был изначально».

Ибо верят дунэдайн, что даже смертные, если снизойдет на них благословение, могут заглянуть в иные времена, нежели те, к которым принадлежат их тела; и вечно стремятся они вырваться из мрака своей темницы и узреть, чего бы ни стоило, немеркнущий свет, ибо скорбные думы о смерти не оставили людей даже за гладью морей. Потому доблестные мореходы из числа их по-прежнему упрямо бороздили пустынные морские пространства, надеясь отыскать остров Менельтарму, дабы там открылись их взорам образы далекого прошлого, навсегда ушедшего в небытие. Но острова они не нашли. Те, что плыли в неведомые дали, на пути своем встречали только лишь новые земли, во всем похожие на уже известные, и там тоже властвовала смерть. Те же, что плыли еще дальше, всего лишь описывали круг и, обойдя Землю, утомленные, возвращались в итоге к тому самому месту, откуда отправились в путь; и говорили они: «Все дороги ныне замкнулись в кольцо».

Так в последующие дни благодаря морским путешествиям, и обретенной учености, и знанию звезд короли людей узнали, что мир и в самом деле стал круглым; однако Эльдар [эльфам] по-прежнему позволено было покидать его пределы и плыть на Древний Запад и к Аваллонэ [город на Эрессеа], буде пожелают они того. Потому мудрецы из числа людей говорили, что Прямой Путь существует, верно, и по сей день – для тех, кому дозволено отыскать его. И учили они, что в то время, как новый мир теряется внизу, древняя дорога и тропа памяти Запада по-прежнему уводят вперед, словно могучий незримый мост, и пролегает путь через воздушные сферы дыхания и полета (а они ныне тоже замкнулись в кольцо, как и весь мир), и пересекает Ильмен [космос], губительный для смертной плоти, и доходит до Тол Эрессеа, Одинокого острова, а, может статься, и далее, до Валинора, где и по сей день обитают Валар, наблюдая, как разворачивается перед их глазами история мира. А у морских берегов рождались легенды и слухи о мореходах и странниках, заплутавших среди водных просторов, которые по воле судеб либо благоволением и милостью Валар вступали на Прямой Путь и видели, как гаснет, медленно уходя вниз, мир, и причаливали наконец к осиянным светильниками гаваням Аваллонэ или воистину даже к последнему брегу у границ Амана, и там, прежде, чем настигала их смерть, взорам их открывалась величественная и грозная Белая Скала."

Очевидно, что у Нуменора есть прообраз в земной истории. "Нуменор" на эльфийском языке звучит как "Аталантэ" - Атлантида, мифический остров-государство, описанный в диалогах "Тимей" и "Критий" Платона, с высокоразвитой цивилизацией, который вследствие природных катаклизмов погрузился на морское дно. Т.е. Арагорн, сын Араторна - никто иной, как потомок атлантов. :) Под Валинором легко угадывается библейский Эдем - рай, в котором человек появился и откуда был изгнан. Там даже росли два сияющих дерева - прозрачный намёк на Дерево жизни и Дерево познания добра и зла. Но самый же интересный образ здесь - образ кольца.

Идея кольца появляется ещё в "Хоббите", но там это, скорее, непонятный магический артефакт, который случайно нашёл Бильбо и который помог ему спастись самому и спасти друзей-гномов. Во "Властелине колец" оказывается, что это Кольцо всевластия, в своё время выкованное Сауроном:

"Три кольца - премудрым эльфам - для добра их гордого.
Семь колец - пещерным гномам - для труда их горного.
Девять - людям Средиземья - для служенья черного
И бесстрашия в сраженьях смертоносно твердого.
А одно - всесильное - властелину Мордора, -
Чтоб разъединить их всех, чтоб лишить их воли
И объединить навек в их земной юдоли
Под владычеством всесильным властелина Мордора."

Что именно даёт Кольцо всевластия своему владельцу, не очень понятно. Горлуму оно давало мелкую власть становиться невидимым, безнаказанно совершать пакости и ловить рыбу. Бильбо тоже пользовался, главным образом, невидимостью - чтобы избегать неприятных встреч. Уже из истории Фродо мы узнаём, что Кольцо позволяло заглянуть в любой уголок Земли, т.е. давало владельцу всеведение. Ну, и где же здесь всевластие? Боромир хотел завладеть Кольцом, чтобы победить Саурона и, в общем, стать королём Средиземья. Но вот Исильдур Кольцом некоторое время владел, и оно не особо ему помогло. Ближе к концу "Властелина" мы узнаём, что Кольцо давало власть над остальными магическими кольцами, но по-настоящему использовать его мог только его создатель - Саурон. Какое же всевластие давало Кольцо Саурону? Ответ на это даётся в самом начале "Властелина колец" (даже здесь присутствует кольцо - конец смыкается с началом) - в известном стихотворении о кольцах, приведённом выше в пер. Кистяковского: "Чтобы разъединить..., лишить воли..., объединить под владычеством властелина Мордора". Какую власть давало Кольцо - понятно, но КАК? Как именно кольцо разъединяло, лишало воли и объединяло под владычеством Саурона? И вот здесь самое интересное.

Кольцо всевластия "Властелина колец" во много повторяет историю сильмарилей "Сильмариллиона". Если вкратце, сильмарили - это драгоценные камни, созданные гениальным кузнецом древности Феанором, в которых он как-то сумел заключить свет двух священных деревьев Валинора. Когда деревья погибли, сильмарили остались единственным источником изначального божественного света. И хоть они содержали божественный свет, из-за них велись войны и лились потоки крови. Они не были источником зла, но желание обладать ими многих обращало ко злу... О, а не то же ли самое с Кольцом? Обладание главным артефактом Средиземья делало его владельца особенным, исключительным, непохожим на других. "Оно моё, моя прееелесть..." А это уже звучит знакомо, не правда ли? Самая большая яхта, самый дорогой автомобиль, самая последняя модель айфона... Может, и магия тут вообще не причём, а это то, с чем мы сталкиваемся каждый день? У кого никогда не было искушения стать самым особенным, самым исключительным, войти в историю? И тут по законам кольца мы возвращаемся к тому, с чего начали.

Нуменорцы-атланты захотели стать исключительными, вечно править Средиземьем, восстали против природы, самых основ Земли, и... Земля закольцевалась. "Все дороги ныне замкнулись в кольцо". Куда бы ты ни стремился, ты всё равно будешь возвращаться к началу, ходить кругами. И дело, понятно, не в геометрии Земли. Мы ходим кругами в своей голове, в своих мыслях, замкнуты в своём эго. Моё эго - это мой личный, персональный Саурон. У всех у нас есть своя прелесть, своё кольцо, из которого очень сложно вырваться. Но выход из кольца всё же есть - это "Прямой Путь". Отпустить свою "прелесть", отказаться от своей исключительности и позволить потоку жизни нести тебя, потому что в своей глубинной сути ты и есть этот поток.

И тогда увидишь, как гаснет, медленно уходя вниз, мир, и причалишь к осиянным светильниками гаваням Аваллонэ или воистину даже к последнему брегу у границ Амана, и там, прежде, чем настигнет тебя смерть, взорам твоим откроется величественная и грозная Белая Скала.