Артель Металл-лес. Ч. 2

Евгений Викторович Терентьев
О работе артели «Металл-лес» в годы Великой Отечественой войны также сообщает Гнидин Виктор Федорович: «В 1943 г. я пришел работать в артель «Металл-лес», мне было 14 лет, и поступил я в литейный цех учеником формовщика. Три месяца был учеником, меня обучала эвакуированная с Ленинградской области. После 3-хмесяцев я стал работать самостоятельно…Работа в литейном цехе состояла в следующем…в земле делали формы, а потом расплавленным чугуном заливали эти формы. Отливали втулки для военных бричек, колосники, плиты, запчасти для веялок, клейтонов… я и Алфимов И. кончали формовать и шли бить кувалдами чугун, чтобы он был мелкий, разбивали старые запчасти негодные. Кувалды были кг 8-10, работали по 10-12 часов. Этот чугун назывался шихта, эту шихту женщины на носилках носили наверх к вагранке, высота 5-6 метров, валили вокруг вагранки кучами кг 150-200, потом носили кокс кг 400-500 тоже наверх, а мы с Алфимовым во время литья работали завальщиками, то есть когда работала вагранка, мы заваливали в вагранку чугун кг 150-200, наверх сыпали кокс кг 50-70, через несколько минут опять заваливали чугун и кокс и так плавился чугун и спускался на низ вагранки…для того, чтобы хорошо горел кокс, внизу был вентилятор, который сбоку дул в вагранку…Внизу находился вагранщик, который следил за плавкой чугуна в смотровое окошечко и открывал ломом дыру, в которую бежал по лотку чугун, а внизу на козлах стоял в ухвате большой ковш и наполнялся чугуном расплавленным. В ковш входило кг 45-50 чугуна…женщины двое брали руками и разливали по формам и так продолжалось, пока не зальют все формы. Потом все остывало, а ночная смена приходила в ночь и выбивала из опок все застывшие отлитые детали, которые на носилках носили в мехцех для обработки. А землю эту снова мочили водой, которая высхла от горячего чугуна и просеивали через сито воучную. Сито размером длина 2 метра и ширина 1 метр. И просеивали всю землю до утра, потому что утром приходила смена дневная и начинала опять формовать, и так каждый день проходило литье…жаркий горячий цех и очень много газу и все это выполняли подростки 14-15-16 лет и женщины…У нас в «Металл-лес» было несколько цехов: кузнечный, механический, столярный, сборочный, колесный, деревообделочный, жестяный. И во всех цехах работали подростки 14-15-16 лет, женщины, эвакуированные и несколько стариков, которых не взяли на фронт по старости. Они были мастерами цехов. Проработал 2 года в литейном цехе…перешел в кузнечный цех молотобойцем учеником. И был у меня кузнец Скорик Павел Митрофанович, у которого я был молотобойцем 6 месяцев, после мне присвоили разряд кузнеца и я стал работать кузнецом 4-го разряда. У нас в кузнице работали одни подростки, такие как Алфимов И., Ермаков С., Злыдарев А. и многие другие. Ковали детали, которые шли в сборочный цех для сборки бричек парконных, которые отгружали для фронта. Ковали детали, которые шли в сборочный цех для сборки бричек пароконных, которые отгружали для фронта. Работа была очень тяжелая…работали тоже по 10-12часов, потому что надо было ковать детали…кувалда была кг 5-6, а для других деталей надо было брать кувалду кг 10-12, не было никаких прессов, ни паровых молотов, ни электромолотов, все делали вручную сплеча…в кузнице был адский труд, не было никаких вентиляторов или вытяжных труб…газы, которые находились в кузнице, рассыпались по кузнице, никуда не выходили…бывало, проработаешь 10-12 часов и идешь домой качаешься…В сборочном цехе работали подростки, такие как Подкур Л., Кахно Т. И др. В столярном цехе Баранчиков Д., Карелин М. и многие другие. Конечно, я всех уже сейчас позабыл. Все они были по 14-15-16 лет, которые пришли в 42-43-44-ом году и работали, пока их не забрали в армию…В артели «Металл-лес» я проработал 6 лет до 1949 года».

О своей работе в артели в предвоенное и военное время в своих воспоминаниях сообщает и автор, имя которого в настоящее время неизвестно: «…приехали в Болотное к сестре…Нашли хату небольшую... А на работу устроился в артель «Металл-лес» плотником, сначала плотничал…а потом в цех работать на станках, а мне работа не знакома, проработал 3 месяца. Был холодный день, а я работал на фуговочном станке. Надел рукавицы и с этими рукавицами попал в станок. У меня отлетело 1 ; пальца. Хирургов в Болотном не было, меня отправили в Новосибирск. Из больницы дали бюлютень на 1 месяц, пришел на работу сторожем 75 руб в месяц…прошу председателя, чтобы мне дали работу возить лес…Возчик зарабатывает по 200 и больше рублей…Работал завхозом, потом снабженцем, завскладом, мастером столярно-деревообделочного цеха, заместитель председателя…Нагрянула война…мне дали две работы: завскладом и завхоз, людей взяли на фронт, работать было некому…Собрались правление артели, стали выбирать председателя, меня стали выбирать, но я отказался…я работал заместителем, председатель сразу сказал: мне заместитель не нужен…иди в цех бревна таскать. Я сходил к врачам, они написали…он…говорит, у меня тебе работы нет, ну чтож увольняет и я уволился…».

В послевоенный период артель «Металл-лес» продолжила выпуск своей традиционной продукции. Коллектив артели пополнился вчерашними фронтовиками и переселившимися в Болотное жителями деревень.

Евгений Терентьев