Героям Брестской крепости. Часть 6

Владимир Тяптин
Н.В. НЕСТЕРЧУКУ И Н.Ф. АКИМОЧКИНУ 1, 2

ПТА – вот это сила! 3
Ай да артдивизион!
Как фашистов удивила!
Даже напрочь я сражён!

Да, Гаврилов – это точно – 4
Он герой, сомнений нет.
Но, друзья, считаю срочно
Первым дать двойной портрет.

Там разрозненные группы
Взял Гаврилов в свой кулак
Форт неделю защищали.
Всех почти пленили. Так? –

С этим спорить невозможно.
Здесь совсем другой расклад:
Две недели (!) били в рожи
И творили немцам ад.

Две недели (!) здесь герои
Порождали чудеса:
Вытворяли здесь такое,
Что дивились небеса:

Из орудий непрерывно
Били так, что враг не мог
Взять Восточный. («Как обидно!») – 5
Словно с вала бил сам Бог. –

Бог войны! – Артиллеристы!
ПТА! – Дивизион,
Как метлой, колонну чистил 6
На шоссе соседнем он. 7

И к тому же пулемёты
Дополняли этот гром:
«Эй, фашисты! Подходите!
Встретим огненным дождём».

Две лишь части среди многих
В бой стремительно вошли:
Пограничники и «боги» – 8, 9
Пушкари родной земли.

Остальных здесь собирали.
Только в группы, как могли.
В плен дивизию отдали! 10
Ну, а эти – посмотри!

Сходу в бой они вступили.
Айвазовский, где ты? Вал 11
Твой девятый – горсть усилий.
Вал Восточный – это шквал!

Два Героя здесь достойны
Звёзд Геройских за труды! –
Наградить обоих воинов
Срочно, но без суеты!

Потому в рядах героев
Брестской крепости, друзья,
Ставлю первыми обоих. –
Да, вот так решаю я.

И хоть я совсем не Путин,
И не Лукашенко, но,
Раз сумел дойти до сути –
Так считать мне суждено.

167ноября 2022 г.
----------
1 Ник. Вас. Нестерчук (1901, д. Старо-Ширко Коростеньский
р-н Житомирской обл., Укр. – 27.06.1941) – арм. стаж – почти 20 л., политрук отд-го 98-го противот-го артдивиз-на, разм-го а каз-х Вост-го вала Кобринского укр-я Бр. кр., один из рук-й об-ны Бр. кр., с 22 по 27.06.1941 г. возг. об-ну Вост-го вала Кобр. укр-я во гл. ост-ся ч. 98-го противот-го артдив-на (большая ч. дивиз-на во гл. с ком-м усп. прорв. из кр-ти и выйти к м-ту сбора). 27.06 он повёл б-в в к-атаку и погиб в этом бою.
2 Иван Филип. Акимочкин (1910 г., д. Крутое Людиновского р-на Калужской обл., РФ – 4.07.1941 г.) – нач. штаба отд-го 98-го противот-го артдивиз-на, разм-го а каз-х Вост-го вала Кобринского укр-я Бр. кр., один из рук-й об-ны Бр. кр., с 22 по 27.06.1941 г. возг. об-ну Вост-го вала Кобр. укр-я во гл. ост-ся ч. 98-го противот-го артдив-на. 27.06. п. гиб. Н. Нестерчука вогл-л ост-ся б-в и ком-в. 4.07 п.
3 98-й противотанк-й арт. дивиз-н (ПТА) в первые дни войны сов. подвиг. Это б. ед. часть, орудия кот-й действ-ли еще 26.06.1941, обстрливая оскол-ми снар-ми подходы к вост-м воротам кр. С 1-х ч-в войны арт-ты действ-ли акт-но и поп-сь вывести мат. ч. за тер-ю кр. На тяг-х «Комсомолец», перед-х из лёгких танкеток, бр. б. не рассч-на даже на малокалиб-е снаряды. И поэт. уже к 6.30 н-ко арт-х тяг-й вм. с оруд-ми горели, заблок-в с. и в. в-та кр. Но неск. расч-в пр-сь из кр. и мин-м 2 ор-я прикр-ли ж-дор-ю ст. Бр.-Полесский и Кобринский мост пр. до полудня 22.06. Б-цы, вын-е отст. от ворот, отц-ли от гор-х тяг-й 3 45-пятки и см. их разм-ть на Вост-м валу, где с 1939 г. сохр-сь укр-я для ор-й и расч-в. Гл-й вал – это дост. уд-е м. для об. и расп-я на его гребне поз-я, контр. все подходы к кр. с в-ка. Арт-ы даже 26.06 подб. 1 танк, к-м ок-ся фр. S-35 из с-ва нем. бронеп-а. А оск-е сн-ды заст-ли нем-в пров-ть перегруп-ку в-ск т. ночью. До 27.07 эта гр., с-я из бойцов и ком-в, под ком-м ст. политр. Ник. Нестерчука и л-та Ив. Акимочкина акт-но уч-ла в об. пер-ра кр. Несм. на невыс-е зв-я, ком-ры, в возр. за 40 и за –л., б. оп-ми и стойкими. И акт-ть б-в-арт-в парал-ла всю д-ть н-в в р-не эл-ст. и шоссе, вед-го из гор. в кр.
   На 12-й д. об-ны кр. в арт-див-не ост-сь неб. к-во б-в, кот-е сосред-сь в каз-х каз-мы. Сюда п. мощ. артобстр. И бомб-ки ворв-сь гитл-цы, обнар-ли в гимн-ке изм-го тяж. ран-го И. Акимочкина партб. и здесь же его застр.
4 М.П. Гаврилов 30.06.1900 – 26.01.1979) - майор, ком. 44-го стр. полка, дисл-го в Бр. кр., акт. уч. об. Бр. кр. в с 22.06 по 23.07.1941 г., Гер. Сов. С. (1957), возгл. в Бр. кр. гр. бойцов и ком-в из 1-го бат-на своего 44-го полка и мелких разрозн-х подр-й 333-го и 125-го стр-х полков, во гл. кот. сраж-ся на валу у Сев. ворот Кобринского укр-я; затем возгл-л гарн-н Вост. форта, где с 24.06 сосредоточились все защ-ки Кобринского укр. Всего у Гаврилова б. ок. 400 ч. с 2-мя зен. ор-ми, неск-ми 45-мм п-ми и 4-х ств. зен-м пул-м. Вечером 29.06.1941 после бомб-ки Вост. форта (2 бомбы весом по 200 кг. и одна весом в 1,8 т., которая угодила во внутр-ю подкову форта и, возм., явилась прич-й подрыва склада боепр-в защ-в), Гаврилов с остатками св. группы (всего 12 ч. с 4-мя пул-ми) укр-ся в казематах. Неск. дней группа сов-ла вылазки, пока не была рассеяна. Ост-сь один, 2 нед. скр-ся в продел-й им в навозе норе, пит-ся отрубями, по ночам пробирался к каналу напиться воды. 23 июля тяж. ран-м, в бессозн-м сост. б. взят в плен, сод-ся в нем. концлагерях Хаммельбург и Равенсбрюк до мая 1945 г.
5 Восточный вал с мощной системой обороны.
6 Как-то артиллеристы разгр-ли нем. колонну на этом шоссе.
7Шоссе, соединяющее крепость с городом Брест.
8 В отд-м зд. ок. Тереспольских ворот вм. с 3-й комендатурой разм-сь 9-я застава (нач. з-вы – л-т А.М. Кижеватов) 17-го Краснознам-го Бр-го погр-го отряда. Погр-ки этой заставы 22.06.1941 г. в 5:00 дали 1-й бой фаш-м, прорв-ся в цитадель чер. Тереспольские ворота.
9 Им. в виду артиллеристы ПТА.
10 В рапорте ком-ра 45-й нем. див. от 30.06.1941 г. представляются такие данные: «Див. взяла 7000 пл-х, в т. ч. 100 оф-в. Наши (зд. – нем-е) потери — 482 уб-х, в т. ч. 48 оф-в, и св. 1000 ран-х». Для ср. — в ходе польской кампании 45-я нем. див. за 13 дней боёв пот-ла 158 ч. уб-ми и 360 ран-ми. В боях 22.06.1941 г. 45-я нем. пех. див. при штурме Бр. кр. пот-ла т. уб-ми 21 офицера и 290 солдат и унтер-оф-в.
11 Им. в виду картина И. Айвазовского «Девятый вал», 1850 г.).