Анна

Елена Черникова-Калиновская
Анна – настоящая русская красавица. Не анемично-худосочная манекенщица, отнюдь! Но себя таковой не осознаёт. Эх, на лыжах бы… Или на море – наплескаться в волнах до пупырышек на коже и пожариться на солнышке. Нет, времени нет. Дом, огород. И бабушка с дедушкой – уже шесть десятков лет вместе живут. И как! Детей вырастили, внуков. Одиннадцать человек под одной крышей: сами, дочки с мужьями и внуки – мал-мала, пятеро. Как только помещались в домишке. Дед с утра до ночи шофёрит. Бабушка с внуками – кашеварит, стирает, носы утирает. И учит, как жить – не спеша, каждый день с заботой: заплатки поставит, накормит, отругает, пожалеет.
Разъехались все – внуки  выросли, остались в доме только дедушка и бабушкой  и старшая внучка, Анна. Она и работает, и куховарит, и огородом заведует, и ремонт затеет и сладит. Другая год собирается ремонтировать – пока обои купит, мебель передвинет. Анна не так. Утром задумала, всё купила, помощников позвала, перегородку разобрали, новую сладили, обои поклеила. Пока на работе – тоскливо без нее.
Дед шёл в сарай, гремел железками, вспоминал гараж. Внучка с завода вернулась, давай огород полоть-поливать. Цветов в саду сколько. Яблоки-груши спеют. Помидоры-огурцы к столу. Сядут в беседке ужинать, с шуточками-прибауточками  - юмором не обижены. А уж праздники какие – стол королевский, вся родня собралась, пьют-едят, хозяек нахваливают.
Долго ли, коротко ли, занемог дедушка. Упал, встать не может, слёг. Куда деваться, внучка с работы ушла, ухаживает. Это в европах нанимают эмигрантов ухаживать за лежачими больными, а в России сами управляемся. Бабушка старенькая совеем, девятый десяток; видит совсем плохо. Какие нитки-иголки – чашку бы на столе разглядеть.
Лето наступило. Вечером пришла бабушка в беседку и зовёт внучку:
- Анечка, хватит полоть, иди ужинать будем. Неси чайник.
Сорвёт Анна помидоров да зелени с грядки, картошки наварит, салат порежет. Ужинают. И дедушку покормит.
- Давай брюки, - ворчит дед, - одеваться будем. На смену пора. Напарник заболел, вызывают.
- Дедуля, у тебя же сегодня отсыпной, завтра выходной, спи-отдыхай. Воскресенье же.
- Да, в воскресенье не работают, - успокаивается дедушка. – Жарко что-то, окно открой.
Так и живут. С утра бабушка затеяла печь лепёшки. Не оладьи, которые у неё выходят пышными да вкуснющими, а лепёшки. Тесто завела в миске. Жара на улице, а она зябнет. Пальто надевает – сквозит что-то. Напекла, в миску сложила, полотенцем чистым накрыла и на улицу вышла. Соседку зовёт:
- С нами чай пить да песни петь. – Насмеялись, набалагурились, наелись, напелись. Соседка ушла к себе. Знойно, послеполуденно.
- Анечка, иди скорее, худо мне.
- Что ты, бабушка, где плохо?
- Умираю я, внуча… Деда береги. Умучил он тебя.
-Бабуш, да что ты говоришь! Я врача сейчас… Скорая, быстрее приезжайте. Да, восемьдесят шесть лет. Вы тут рядом, быстрее!
Коляска, что дедушке покупали в надежде, что на улицу будет выезжать, пригодилась – довезли до дороги бабушку, совсем плохо ей сало, идти не могла. Внучка плачет:
- Дедушка, миленький, никогда больше не буду тебя ругать. В больнице наша бабушка.
- А не приедет она больше домой, - и заплакал.
- Что ты такое говоришь! Вылечат бабушку и вернётся.
- Нет, мы с тобой одни остались. Ты меня не бросай только.
- Дедушка, я же вас люблю.
- Любишь, а на работу меня не пускаешь.
…Умерла бабушка через день. Соседи пришли, родственники приехали попрощаться.
- Поминаем тебя, бабулечка, твоими плюшечками, как знала, сама напекла.
Много слов хороших сказали о бабушке. Внуки-правнуки осиротели. Кто пожурит-пожалеет? Кто за нас, нерадивых, помолится? Некому.
Дедушка зовёт: - Бабуш, ты где?
- В больнице наша бабушка.
- Нет, не в больнице, умерла… - и плачет.
А на завтра: - Едем домой, хватит, погостили.
-Дедушка, мы же дома.
- Какой дома, Бабушки-то нет здесь.
Вот и поговори с ним.
- Давай-ка мы с тобой умоемся, памперс переоденем, позавтракаем. Омлет тебе пожарить или картошечки отварить?
- Картошечки. Устал. Всю ночь цемент грузили, аж уши чешутся.
- Сейчас умоемся, - Анна несёт таз с водой, бритву. Завтрак готовит, кормит дедушку, пылесосит, загружает стиральную машинку.
- Я в магазин, дедушка, молока возьму, колбаски, сырку, творожку, мандаринчик тебе. Я недолго.
Идёт по улице – статная, королевишна. А кому легко?