Окинавское каратэ - рука против стали

Серёжка Арбузов
Журнал "Серёжка", шестнадцатый номер

  Пусть будет крепче калёной стали твоя рука, чтоб зря враги не уповали на мощь клинка.
  Окинава, крупнейший остров архипелага Рюкю, расположен в пятистах километрах юго-западнее Японских островов. В десятом-двенадцатом веках здесь находили убежище беглецы из Японии, Китая и Кореи, спасавшиеся от политических смут и феодальных распрей. Острова несколько веков отстаивали свою независимость от Японии. Но в тысяча шестьсот шестом году наместник южной части Хоккайдо Симадзу Иэхиса с тремя тысячами самураев на ста кораблях кораблях вторгся на Окинаву и с помощью огнестрельного оружия разгромил армию королевства Рюкю. Окинава оказалась под властью Японской империи, а население было обложено непомерными налогами. В ответ местные крестьяне стали убивать сборщиков налогов и громить мелкие японские гарнизоны.
  В тысяча шестьсот девятом году японский наместник издал указ о запрещении местному населению носить любое оружие. Началась "охота за мечами" - всякий крестьянин, горожанин, даже монах, утаивший холодное оружие, подвергался смертной казни. На острове были закрыты все кузницы, а на каждую деревню выдавалось по одному ножу для закалывания скотины, который под охраной часового висел на центральной площади.
  Население начало создавать отряды самообороны и объединяться в тайные общества, изучая и развивая искусство рукопашного боя, которое первоначально называлось просто окинава-тэ ("тэ" - по-японски "рука"). В семнадцатом веке школы окинава-тэ действовали в глубоком подполье. Все ученики давали клятву на крови о сохранении тайны. Если кто-то под пытками выдавал своих собратьев японским властям, предателя ждала позорная казнь - его скармливали акулам.
  Главная ставка в окинавском рукопашном бою делалась на мощь ударов. Особое внимание уделялось закалке рук и ног. Чтобы пробить кулаком металлический панцирь самурая, требовалась поистине стальная рука. В тренировках использовались старые китайские рецепты, хотя к ним было добавлено много нового. Например, ученик, укрепляя руки, насыпал в ведро фасоли и тысячу раз в день вонзал в него пальцы и кулак, пока рука не утрачивала чувствительность и не начинала пробивать массу фасоли до дна. Затем в ведро насыпался песок, мелкий гравий или свинцовая дробь. Сила ударов кулака в каратэ достигала семисот килограммов, а ноги - более одной тонны.
  Грозным оружием в руках мастеров окинава-тэ становились, казалось бы, вполне мирные предметы, например, тонкий длинный посох из твёрдого дерева или цеп для выбивания рисовых зёрен из снопов, который стали называть нунтяку - две палки из бука или палисандра, соединённые двойным шёлковым шнурком. Удар нунтяку раскалывал самурайских шлем, как орех. В качестве оружия использовался тонфа - рычаг для вращения мельничных жерновов - палка длиной около полуметра с рукоятью на расстоянии ладони от одного конца. Рукоять зажималась в руке, и один конец палки служил продолжением кулака, а другой - локтя. С двумя тонфа мастера окинава-тэ выходили на бой против нескольких самураев и побеждали.
  Лишь в середине восемнадцатого века противостояние Окинавы и Японии пошло на убыль, и началось мирное слияние культур. Но ещё долго приёмы рукопашного боя, многие виды оружия и способы его применения оставались окинавским секретом.