Легенда индейцев кечуа. Дар священного камня

Серёжка Арбузов
Журнал "Серёжка", двадцать четвёртый выпуск

  Это было давно, так давно, что никто не помнит - когда. Тогда было доброе лето и злая зима. Зимой люди умирали от голода - многие, многие... Сначала слабые, старые и больные, потом и молодые и сильные.
  А весной приходило тепло, женщины и дети шли в леса, собирали съедобные травы и корни. Собирали даже кору - нужны были силы, чтобы засевать поля. И их каждый год засевали, и ухаживали за появившимися ростками, поклонялись ягуару, охранявшему их поля от диких оленей, отгоняли птиц от посевов. Люди трудились и радовались и ждали урожая.
  А когда он дозревал, старики шли к священному камню, чтобы узнать у него, покровителя деревни, день сбора урожая. И ещё чтобы попросить защиты от врагов, которые каждый год грабили их поля.
  Священный камень был молчаливым и тёплым. Он принял жертвы, и старики, успокоенные, пошли домой. Но по дороге на вязкой глине возле ручья увидели странный чужой след, след врага... И умерла их надежда.
  Враги тоже знали, что урожай созрел. Ещё они знали, что священный камень не учит людей селения убивать, он учит их доброте, любви и покорности. А значит, они беззащитны.
  И враги, как каждый год, пришли на поля селения и забрали весь урожай. А что не могли собрать, втаптывали в землю, мешали с грязью... И жгли хижины, и убивали, и прогоняли в лес детей и женщин, и завывали от злой радости, разрушая чужую жизнь.
  Снова люди пошли к священному камню, и плакали по умершим, и упрекали своего защитника, что он не уберёг их от врагов. И вдруг все увидели у подножия священного камня, там, где они клали жертву, семена незнакомого растения... а камень молчал.
  Поля засеяли семенами, подаренными камнем. Растения выросли пышными, но ягодки на них были крохотные, зелёные и горькие... Однако это был дар священного камня, и люди с надеждой ждали, когда они созреют, чтобы успеть собрать урожай. И не успели...
  Снова пылали хижины, и снова люди бежали в леса, а враги злобно вытаптывали поля, превращая несобранный урожай в земляное месиво... И тогда гнев охватил ограбленных. Они собрались у священного камня и прямо на нём стали точить наконечники для стрел и делать пики и говорили, что камень не защищает их, и значит, нужно жить, как живут враги - грабя, обижая чужих, отбирая чужую жизнь и богатства. И говорили, что после победы в бою разобьют свой священный камень, учивший их добру, труду и миру.
  Только старый мудрец звал их опомниться и не становиться зверьми. Но его прогнали из селения. Он шёл по истоптанному полю, волоча ноги от слабости, и неожиданно споткнулся и упал. А когда выпутывал ногу из истоптанных стеблей, вырвал их из земли и вдруг увидел на корнях уничтоженного растения большие светло-коричневые клубни, совсем не похожие ни на что виденное раньше. Старик стал дёргать другие стебли, и на каждом находил такие же клубни.
  Мужчины, решившие идти по тропе войны, заканчивали свой боевой танец, когда их круг разорвал старик, из подола рубахи высыпавший возле костра собранные клубни...
 - Вот он, дар священного камня! - вскричал старый мудрец. - Бросьте оружие! Камень спасает нас от голода и от нашей собственной злобы!
  Священный камень - прародитель племени - не мог допустить, чтобы его мирный народ стал грабить и убивать. И он подарил ему картофель, который назвали папой, и спас его от голода и войны.
  А враги больше не пришли на поля мирного племени. Может быть, отравились горькими семенами папы, а может, испугались мести священного камня, которому дорог был мир.