Т. Гумбатова Немцы Баку почтили память предков

Тамара Гумбатова 2
     8 октября   двадцать шесть членов Евангелическо-лютеранской общины Баку, отдавая дань трагическим событиям давних лет, выехали поездом в город Гянджу и далее, в город Гей-Гель, бывший Еленендорф, чтобы почтить память предков и возложить цветы на их могилы и к памятникам. Поездка была организована на собственные средства.
      28 августа 1941 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживавших в районах Поволжья», опубликованный только один раз 30 августа в газетах Республики немцев Поволжья на русском и немецком языках. Тогда же прошло выселение немцев, проживавших в городе Москве и Московской области, а также в ряде областей центральной Европейской части РСФСР. Начался долгий период истребления немецкого народа: лагеря и трудовая армия, насильственная ассимиляция и голодное существование в условиях разжигания недоверия и ненависти ко всему немецкому. Было запрещено все - родной язык, религия, культура, праздники. В итоге - сотни тысяч загубленных жизней и тысячи разрушенных семей и покореженных судеб.
     Очередь до азербайджанских немцев дошла только в октябре 1941 года. 23 тыс. немцев, проживавших на территории Азербайджана, в эти месяцы надеялись, что этот кошмар, как в период Первой мировой войны, обойдет их стороной, но стремительное продвижение германской армии в глубь Советского Союза с каждым днем оставляло все меньше шансов на спасение.
     Гитлер рвался к бакинской нефти. Баку был тем сладким тортом, который он ел с аппетитом. 20 июня 1941 года, за день до нападения на СССР, Гитлер заявил своим присным: «Надо захватить все, в чем мы нуждаемся, все, чего у нас нет. Наша цель – завоевание всех областей, имеющих для рейха особый экономический интерес». Азербайджан с его огромным экономическим потенциалом, несметными запасами нефти, развитой промышленностью и стратегическим положением занимал в планах фашистов первое и особое место.
     28 августа 1941 года немецкие войска уже были в Днепропетровске и успешно двигались в сторону Ростова. 21 сентября 1941 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) СССР принял постановление о выселении немцев, проживавших в Ростовской и Тульской областях и на административных территориях Северного Кавказа. Не удивительно, что при такой ситуации 8 октября 1941 г. было издано Постановление ГКО СССР »О выселении немцев, проживающих на территории Грузинской, Армянской и Азербайджанской ССР». Все немцы из Закавказья в принудительном порядке были высланы в Казахскую ССР.
     С 15 по 30 октября 1941 года из Азербайджана было выслано около 20 тыс. немцев. Среди них и семья заведующего хозяйством Еленендорфского учетного отдела Эмиля Христофоровича Коха. Не тронули только женщин, которые были замужем за лицами другой национальности. В Еленендорфе осталось две семьи - недавно скончавшегося Виктора Клейна и Вальтера Локка. Последний в 1941 году исполнял должность председателя Ханларского горисполкома, он умер в 1946 году. В обещание вернуться через 2-3 месяца никто не верил, но, как всегда, надежда была…
    Все пришлось испытать. Несмотря на страшные эксперименты государства с советскими немцами, жизнь шла своим чередом. В 1991 году Закон «О реабилитации репрессированных народов» формально снял все обвинения с немцев, но вопрос: »Кто же виноват? Сталин или Гитлер?» остался открытым. Элла Эмильевна Кох позже говорила: «Сталин, конечно, свинья, но он выиграл войну!» и считала несправедливым, что его останки вынесли из мавзолея.
     Ясно только одно – ни Гитлер, ни Сталин не любили свой народ. Поэтому они поступили очень просто - принесли народы в жертву своим амбициям и не осуществленным бредовым идеям. Советские немцы, по большому счету, оказались разменной картой в этой кровавой игре.
    Прошло много лет со дня этого Указа, но этот день в некоторых государствах СНГ стал   скорбной датой. В Российской Федерации в конце августа 2011 год был реализован масштабный германо-российский проект, который осуществлялся на Саратовской земле в городах Энгельсе и Марксе. Программа была обширной и разнообразной, в которой участвовало много гостей с разных уголков мира. Некоторые приехали впервые с целью посетить родину своих предков.
       В Саратовском госуниверситете прошла представительная международная научно- практическая конференция «Депортация немецкого населения СССР в 1941 году и ее последствия: современные взгляды и оценки». Участниками конференции стали более 50 ученых из многих городов и стран мира, в том числе и из Баку. Конференция прошла в контексте нападения Гитлера 21 июня 1941 года на СССР, начала Второй Отечественной войны и, как следствие, депортация немцев. Бурно прошли дискуссии по поводу восприятия этого акта (вынужденное переселение или депортация?), об ответственности за случившееся и о возмещении ущерба, нанесенного советским немцам. Кульминационным моментом стало открытие 26 августа в Энгельсе монумента в память о российских немцах - жертвах репрессий в СССР.
      На этот раз  немцам и потомкам хотелось побыть вместе с теми, кто когда-то жил в Еленендорфе, вечерами встречался на зеленой тенистой Церковной площади, по воскресеньям посещал кирху, купался на реке Гянджинке, был счастлив или пребывал в печали, с теми, кто покоился в этой благодатной земле. Вспомнить всех, кто в той или иной степени стал жертвой этой ужасной войны.
      Мы целый день бродили по удивительно прямым и чистым улицам этого сказочного городка, который встретил нас тепло и солнечно. Аккуратно выкрашенные, не нарушенные никакими современными постройками фасады домов, ярко свидетельствовали о бережном отношении к истории своего государства правительства Азербайджана.
      Группа посетила бывшую Евангелическо-лютеранскую церковь Святого Иоанна, построенную немцами – колонистами в 1854 году. В качестве гида выступала автор книги «Жизнь немцев колонистов за Кавказом» Т. Гумбатова. Она рассказала историю лютеранской общины Еленендорфа и ее грустный конец. 27 августа 1937 года Церковный совет принял постановление об отказе ведения в дальнейшем дел церковной общины. Сельсовет в составе председателя Вирфеля, секретаря Гуммеля. членов Штрассера, Фрезе, Андриса, Маурера, Локка, Лукаса и Ганенфельда принял документы.
    3 сентября 1937 года Президиум Еленендорфского сельсовета постановил: удовлетворить просьбу и поручил Комиссии в составе председателя сельсовета, секретаря и членов церковного совета Екатерины Фридриховны Рейтенбах, Марии Ивановны Гаммер и Вильгельма Георгиевича Фоттелер составить опись инвентаря и имущества, находящего в церкви, а ключи передать временно на хранение сельсовету до принятия конкретного решения по данному вопросу.
     Решение было действительно конкретным – 1 ноября в 2 часа 30 минут в Баку был расстрелян последний пастор общины Эмиль Рейш. Его обвинили в руководстве контрреволюционной организацией, возглавляемой Генеральным Германским консульством в Тбилиси.
      Долгие годы в здании располагался спортивный зал. В 2008 году кирха была капитально отремонтирована Германским обществом технического сотрудничества. Там расположился Музей истории Еленендорфа – Еленино-Ханлара, Гей-Геля.
      Группа отдохнула в тени сада, расположенного на площади перед кирхой и окруженного зелеными вековыми чинарами. Один из них был посажен в 1883 году, в день празднования 400-летия со дня рождения Великого Реформатора и основателя лютеранского исповедания Мартина Лютера, который был одним из почитаемых обер-пасторов Закавказских колонистских лютеранских общин, Маркусом Мюллером. Тогда на чинаре была повешена металлическая табличка с надписью об этом событии. Во время Первой Мировой войны табличка была сорвана. Сам пастор 25 сентября 1905 года стал жертвой террористических актов и был похоронен на немецком кладбище, которое группа также посетила в этот день.
     Среди старых, вековых могил, появились новые. Здесь нашли свой последний приют свидетели трагических дней изгнания немцев-колонистов с родной земли – Валентина Оранская и Виктор Клейн. Его похоронили рядом со своими предками. На немецком и азербайджанском языках на памятнике указано, что Виктор Клейн был последним немцем в бывшей колонии.
        Были зажжены поминальные свечи и возложены цветы на их могилы. Вспомнили ушедших добрым словом. Возвращались грустные и уставшие…
      Считается, что история народа жива до тех пор, пока живы люди и их воспоминания. Память вечна.
      Фото-  памятник предков Виктора Кляйна