Женщина в любви. Мария Шолохова

Наталья Приходько
­­Мария Петровна была женой писателя Михаила Шолохова в течение 60 лет. Жила в любви, почитании и глубоком уважении со стороны мужа.

Родилась Мария Шолохова (урожденная Громославская) 1 февраля (19 января по ст. стилю) 1901 года. Её мать – Мария Федоровна – была дочерью богатого купца, а отец – Пётр Яковлевич Громославский – был атаманом станицы Букановской, Хопёрского округа до 1915 года. Был он человеком состоятельным: имел дома в станице Букановской и в Новочеркасске; имел работников; три пары почтовых лошадей.

Сыновья учились в училище в станице Усть-Медведице, а затем Новочеркасской семинарии. Дочери – Мария и её сестры обучались в женском епархиальном училище в Усть-Медведице. Все дети атамана были хорошо одеты, сыновья имели золотые часы на цепочке, а дочери – украшения.
Октябрьская революция изменила весь уклад жизни семьи.
В 1917 году училище, в котором училась Мария, закрыли и она вернулась в отчий дом и учительствовала в станичной начальной школе до 1920 года. В 1920 году Петра Яковлевича Громославского назначили заведующим станичным земотделом. Вместе с отцом в земотделе работали и его дочери - Мария и Лидия.
В 1922 году Михаила Шолохова отправили в Букановскую станицу налоговым инспектором.
Мария Петровна вспоминала день их знакомства: «Мы шли с Лидой, сестрой моей, с огородов - картошку подбивали. Как раз дождь прошел, мы в грязи все выпачкались по дороге. А он – навстречу, заговорил с нами, спросил, откуда мы идем…».

По воспоминаниям старожилов станицы Шолохову первоначально нравилась Лида, которая была на полтора года младше Марии (2 июня 1902 года рождения). Но скорее всего это сплетня.
Мария Петровна вспоминала: «Когда Миша приехал работать налоговым инспектором, вызвали меня в сельсовет и мобилизовали в статистики, ему помогать. Перепись делать – такой-то посев, такой-то налог полагается. Так я и работала с ним. Я в молодости спокойная была, тихая да не обидчивая. Мы с Мишей характерами сошлись. В ревкоме станицы Букановской Миша ходил с прозвищем «хитроумный Одиссей». Он и в самом деле выделялся среди ровесников необычной серьёзностью, сосредоточенностью и какой-то невероятной уверенностью в себе. Я, бывало, стеснялась на него смотреть, сижу с бумагами целый день и головы не подниму. А понравился он мне сразу». Михаил уехал после окончания работы и завязалась переписка. Было много хороших писем.
Петру Яковлевичу Михаил сразу понравился: «Этот парень (о Мише) – черт побери, что за ум, какая память великолепная, какой язык!» И все же, когда Лида проговорилась, что Маруся собирается замуж за Шолохова, отец не хотел отдавать замуж: «Мальчишка, ни кола, ни двора, как жить будете?»
Шолохов традиции уважал - приехал свататься со своими отцом и матерью, всё чин чином. Пётр Яковлевич возражать не стал.

Громославский наверняка мечтал выдать своих дочерей за казаков из родовитых семей. Но советская власть упор делала на пролетариев, а Шолохов был из пролетариев. И ещё одно обстоятельство поторопило со свадьбой. Дело в том, что в то время на постое в станице находился комиссар Малкин Иван Павлович, по прозвищу Ванька-зверь, человек невероятной жестокости. Руки которого по локоть были в казацкой крови. Малкин сватался к Марии, но получил отказ, а серьёзный, смышлёный и смелый. Шолохов вполне подходил в зятья Громославскому. Через несколько лет Шолохов сделает Малкина персонажем романа «Тихий Дон», сохранив настоящее имя и жестокие повадки комиссара.
11 января 1924 года Мария и Михаил Шолохов зарегистрировали брак в Подтёлковском ЗАГСе, Хопёрского округа и венчались в Покровской церкви станицы Букановской по всем правилам. Громославский был человеком осторожным и свадьбу молодым устроил скромную, чтоб не стать объектом зависти в лихие годы, когда процветает доносительство и беззаконие.

Писатель Георгий Сивоволов в книге "Станицы биографии" пишет:
"Не баловал старый тесть вниманием молодого зятя. Не нашлось молодым места в большом атаманском курене. Михаил вынужден был снимать квартиру в доме купца Долгова. С утра до поздней вечера в кузне стучали молотобойцы, а рядом днями и ночами работал над своими рассказами Михаил. Работал много, напористо и с вдохновением. Писал чем придется - карандашом, самодельными чернилами из бузины».
Соседи и родственники Марии с недоумением воспринимали литературные занятия Шолохова. Некоторые даже жалели Марию, что ей муж достался не хозяйственный. Житель станицы Букановской Валерий Андреевич Гладышев вспоминал, что Пётр Яковлевич, цитата: «все посмеивался: "Черте что - люди землю пашут, хлеб сеют, а этот сидит, сочиняет чего-то…"

Шолохов свою жену любил искренне. В ноябре 1924 года он уезжал в Москву и писал жене: «...Иду по дням, как по ступенькам, и ты неразрывным звеном с каждым мелькнувшим воспоминанием».
Мария считала Михаила главным в семье, любила своего мужа и уважала. Она никогда ни с кем не обсуждала поступки мужа и была помощницей во всех делах, как приличествует казачке.
Шолохов писал по ночам, а днем Мария переписывала рукописи мужа от руки, была его секретарём и редактором. В году 1930 Шолохов приобрел печатную машинку, даже письмо сохранилось у Марии Петровны, где он пишет: «Избавляю тебя от переписи. Купил тебе машинку за 60 рублей».
Марии Петровне стало легче редактировать рукописи мужа и перепечатывать.
Настоящим семейным гнездом Шоловых был дом в станице Вёшенской, Ростовской области. С ними жил отец Марии – Пётр Яковлевич. Писателю не раз рекомендовали порвать с семьей тестя, но Шолохов ослушался. Пётр Яковлевич прожил в их доме до самой смерти. Бывший атаман делился с Шолоховым воспоминаниями о жизни в казачьей станице, многое из его рассказов легло в основу «Тихого Дона».
После выхода романа «Тихий Дон» Марии Петровне пришлось многое пережить из-за слухов, выслушать сплетни и клевету, в 1937 году на него написали донос, но она была верной опорой всей жизни Шолохова.
А за Шолоховым числится один факт измены. В 1938 году Шолохов в Москве увлекся женой Ежова Евгенией Хаютиной. Она приехала в Националь, где жил Шолохов. Об их связи было доложено Сталину. Михаил Александрович был любимчиком Сталина. Сталин приказал Ежову Шолохова не трогать, а со своей блудливой женой разобраться. Вскоре Евгения покончила с собой приняв яд. Скорее всего, об этой истории Мария Петровна не узнала.


В 1941 году Шолохову была присуждена Сталинская премия, которую писатель отдал в фонд обороны.
В начале Великой Отечественной войны Шолохов ушел служить в армию в качестве военного корреспондента, а Мария Петровна в октябре уехала с четырьмя детьми в эвакуацию в город Николаевск, в 150 км от Сталинграда. По статьям в газете и нечастым письмам она знала, что муж жив.
В январе 1942 года бомбардировщик, на котором Шолохов летел, разбился при посадке на аэродроме в г. Куйбышеве. Младший сын писателя Шолохов М.М. вспоминал: «После вынужденной посадки в живых остались из экипажа один лётчик (с переломом позвоночника), а из летевших в самолёте – только отец с тяжелейшей контузией: сотрясение мозга и смещение всех внутренних органов, особенно органов грудной клетки. Его с трудом удалось вытащить из исковерканного самолёта через турель». В тяжелом состоянии Михаила Александровича доставили в Николаевск. Он был так слаб, что не мог принимать пищу и Мария Петровна кормила его, как ребенка с ложечки. И своей верой и заботой подняла мужа на ноги. Уже весной 1942 года Шолохов опять отправился на фронт и был на переднем крае до самой победы.


После войны в станице жилось тяжело. К Шолоховым постоянно шли вдовы за помощью. Матери в поле колхозном от зари до зари, а дети дома разутые и раздетые. Мария Петровна покупала много одежды и все раздавала, а если не чего было уже отдать - помогала деньгами. По воспоминаниям станичников Шолоховы были людьми добросердечными и сострадательными.

В 1960 году Мария Петровна поддержала мужа, когда получив Ленинскую премию Шолохов потратил её на восстановление школы, в которой он когда-то учился.
В 1965 году Шолоховы с разрешения советского правительства отправились в Швецию на вручение Нобелевской премии писателю за роман «Тихий Дон».
11 декабря, в Доме Альфреда Нобеля Шолохову был вручен банковский чек на сумму 282 000 шведских крон, это около 55 000 долларов. А вечером Михаил Александрович и Мария Петровна присутствовали на обеде у Его Величества, который состоялся в зале «Белое море» В королевском дворце.
По возвращении из Швеции Шолоховы вместе с детьми отправились путешествовать по Европе, а затем побывали в Японии. И все же 62000 крон Шолохов вложил в строительство библиотеки и клуба.


Отдыхали они всегда вместе всей семьей. Ездили на рыбалку, на охоту. Михаил Александрович из Англии привез ружья – себе, сыновьям и жене. Мария Петровна стреляла ни чуть не хуже мужа. Это доставляла ей огромное удовольствие.
Шолохов любил, чтобы жена была постоянно рядом с ним. Если она уходила куда-то по делам, он начинал маяться: «Где моя Маруся?»
Мария Петровна вспоминала: «Природу, землю любил он, не уставал удивляться. Часто в саду или в огороде зовет меня, будто что произошло. Я подойду, а он радостный: «Посмотри, как выросло!»


Шолохов каждое утро выходил в сад у дома в станице Вёшенской, срезал розу для любимой Маруси и преподносил ей. 11 января 1984 года исполнилось 60-летие их свадьбы. Шолохов в это время лежал в больнице, но не забыл о знаменательной для них дате и вручил жене огромный букет роз и пошутил, что за 60 лет они ни разу не развелись. Мария Петровна мыслила и чувствовала с мужем одинаково, поэтому жилось им хорошо. И четверых детей они вырастили в любви.

Когда Марию Петровну спрашивали о её роли в жизни великого писателя, она отвечала, что они просто понимали друг друга.