М. Волохов la nature llll красный тюльпан

Михаил Волохов
LA NATURE



 Сказка



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

    Р о д н и ч о к
    К е н г у р е н о к
    Б о б р е н о к
    В е р б л ю ж о н о к
    В а р а н
    У д а в
    С к о р п и о н


Жаркий летний день. Прислонившись спиной к высохшему одинокому дереву, сидит грустный Кенгуренок.

Появляется Бобренок.


    Б о б р е н о к. Пить. Пить. Пить.
    К е н г у р е н о к. Бобренок? В моей фляжке осталось немного воды. (Протягивает тыквенную фляжку с водой.)
    Б о б р е н о к (напившись). Спасибо, Кенгуренок. Такая жара... А, где ручьи, где озеро? На этом месте у нас был дом. Что случилось в наших краях, Кенгуренок?
    К е н г у р е н о к. Ты где пропадал весь год?
    Б о б р е н о к. На океан ходил.
    К е н г у р е н о к. Ты был на океане?
    Б о б р е н о к. Не дошел. На пути встали горы.
    К е н г у р е н о к. Интересно.
    Б о б р е н о к. Как думаешь, меня родители простят?
    К е н г у р е н о к. Если ты их увидишь.
    Б о б р е н о к. Почему я могу их не увидеть?
    К е н г у р е н о к. Засуха. Многие звери погибли.
    Б о б р е н о к (вздыхая). Теперь понятно, почему в нашей долине и в лесу я не встретил ни одной души.
    К е н г у р е н о к. Кто остался в живых - сейчас на озере. Там, где самая глубокая впадина. Озеро стало совсем крохотным. И быстро испаряется. Каждый старается его спасти от палящего солнца. Птицы - прикрывают его своими крыльями. Твои родители, Бобренок, режут плоские доски и спускают их на воду, чтобы озеро меньше испарялось. (Грустно.) А оно тает и тает.
    Б о б р е н о к. Подожди, но ведь в наше озеро бежало шестнадцать ручейков.
    К е н г у р е н о к. Ты прав. Все дело в том, что из Желтой Пустыни пришли Варан, Удав и Скорпион. Они хотят завоевать нашу землю. С собой они привели пленного Верблюжонка. Уже пятнадцать родничков они уничтожили. За все лето до озера не добежал ни один родничок-ручеек. Мы погибли, Бобренок, погибли.
    Б о б р е н о к. Но почему вы не можете собраться и прогнать этих злодеев?
    К е н г у р е н о к. Наши звери не хотят нарушить закон гостеприимства.
    Б о б р е н о к. Но разве Варан, Удав и Скорпион гости? Это же просто бандиты. Ты сказал, что уничтожено пятнадцать родничков. Значит, шестнадцатый еще жив?
    К е н г у р е н о к. Полгода назад на него с холма свалился большой камень. Поэтому враги его и не нашли.
    Б о б р е н о к. Ты знаешь это место?
    К е н г у р е н о к. Знаю.
    Б о б р е н о к. Ну так, быстрее - в путь. Отвалим камень и доведем Родничок до озера.
    К е н г у р е н о к. А мы сможем?
    Б о б р е н о к. Сможем, Кенгуренок. Я долго бродил по свету, много испытал и научился бороться. Еще вот у меня есть волшебная панамка. (Снимает с головы панамку.) Мне подарил один олененок. Кто в панамке - тот не оставляет следов. Она помогала мне спасаться от хищных зверей.
    К е н г у р е н о к. Значит... Если этой панамкой накрыть Родничок - его никто не увидит? И эти бандиты, которые пришли из пустыни, не смогут догадаться, что мы нашли Родничок? И ведем его к озеру?
    Б о б р е н о к. Ну конечно!
    К е н г у р е н о к. Тогда бежим быстрее - к последнему Родничку!
    Б о б р е н о к. Быстрее! (Убегают.)

Появляются Варан, Удав, Скорпион и Верблюжонок.

    В а р а н. Тэ-эк. Ну, Верблюд, ты самый высокий. Не видишь ли поблизости последний Родничок? Ты же - наш товарищ!
    В е р б л ю ж о н о к. Какой я вам товарищ? Я - пленник. Вы все меня обижаете. А Скорпион - каждый день жалит.
    С к о р п и о н. Да это же я любя, дурашка. Не со злости. Хочешь, ужалю со злости?
    В е р б л ю ж о н о к. Не хочу, не надо!
    С к о р п и о н. Тогда молчи.
    У д а в. Не молчи, а отвечай на вопрос, Верблюд. Видишь поблизости Родничок или не видишь?
    В е р б л ю ж о н о к. Не вижу. Потому что вы их все уничтожили.
    В а р а н. Шестнадцатый остался, пока. Скорпиоша, влезь ему на горб, посмотри хорошенько - нет ли тут поблизости этого Родничка?
    В е р б л ю ж о н о к. Не надо! Почему вы мне не верите?
    В а р а н. Доверяй, но проверяй - любил говаривать мой покойный дедушка Варанушка Плешивый. Лезь, Скорпиоша.
    С к о р п и о н. Да ну! Наверное, и правда, не видно.
    В а р а н. Ладно. Передохнем. Погреемся не солнышке. А пока - и озеро высохнет.
    В е р б л ю ж о н о к. Зачем вы хотите, чтобы озеро высохло?
    У д а в. А чтобы здесь пустыня была, дорогой.
    С к о р п и о н. И чтобы здесь мы были королями.
    В а р а н. Королем буду я. Король - всегда один. Споем?
    С к о р п и о н. Споем! Наша сила в единстве. (Поет.) Как роскошно полежать на песочке!
    У д а в,  С к о р п и о н (вместе). Как роскошно полежать на песочке!
    В а р а н (поет). Когда солнышко печет что есть мочи!
    У д а в, С к о р п и о н (поют вместе). Когда солнышко печет что есть мочи!
    В а р а н. А тень не падает от листочков!
    У д а в, С к о р п и о н (поют вместе.) Потому что нет деревьев и кусточков!
    В е р б л ю ж о н о к. А что же я есть буду, если не будет кусточков и листочков?
    В а р а н. Колючки - свое любимое лакомство.
    В е р б л ю ж о н о к. А колючки останутся?
    У д а в. Обязательно. Они помогают мне освободиться от старой шкурки. Здесь будет все, как в Желтой Пустыне.
    В е р б л ю ж о н о к. Ну там бы и оставались.
    В а р а н. Там вся территория давно поделена. А эта будет только нашей.
    У д а в. Совершенно справедливо. Я по этой Желтой Пустыне ползаю, гоняюсь за каким-то тушканчиком битый час. А его другой удавчик цап - и в ротик. Ну, никакого уважения.
    В а р а н. Ладно, хватит болтать. Погрелись - и довольно. На поиск последнего Родника - вперед! (Уходят.)

З а т е м н е н и е.




На поляне лежит большой камень.
Появляются Кенгуренок и Бобренок.

    К е н г у р е н о к. Кажется, пришли. Вот под этим камнем и должен быть Родничок. Давай его отодвинем. Раз, два - взяли! (Отодвигают камень. Появляется  Родничок.)
    Р о д н и ч о к. Осторожней, пожалуйста! Откуда вы взялись? Кто такие?
    К е н г у р е н о к. Я Кенгуренок.
    Б о б р е н о к. А я Бобренок.
    Р о д н и ч о к. А я кто?
    К е н г у р е н о к, Б о б р е н о к (вместе). Родничок!
    Р о д н и ч о к. Родничок? Это мое имя? А что оно означает?
    Б о б р е н о к. Оно означает, что ты Родничок.
    Р о д н и ч о к. Интересно. А что это такое яркое наверху?
    К е н г у р е н о к. Солнце.
    Р о д н и ч о к. А что оно делает?
    Б о б р е н о к. Светит.
    Р о д н и ч о к. Интересно. А это хорошо, что оно светит?
    К е н г у р е н о к. Когда оно светит с температурой плюс двадцать градусов - это хорошо, а когда с температурой плюс шестьдесят градусов - это плохо.
    Р о д н и ч о к. А почему?
    Б о б р е н о к. Потому что при температуре плюс шестьдесят мы умираем от жажды, а ты высыхаешь.
    Р о д н и ч о к. Как страшно. Я не хочу исчезнуть. Неужели я для того появился на свет, чтобы исчезнуть?
    Б о б р е н о к. Это замечательно, Родничок, что ты не хочешь исчезнуть. Мы тебе поможем. И защитим от злодеев, которые хотят тебя уничтожить.
    Р о д н и ч о к. Есть такие злодеи? Кто это?
    К е н г у р е н о к. Варан, Удав и Скорпион.
    Р о д н и ч о к. А что такое Удав, Варан и Скорпион?
    Б о б р е н о к. Очень гадкие твари. Если увидишь - испугаешься.
    Р о д н и ч о к. Я совсем не хочу их видеть. Лучше я убегу вон туда.
    К е н г у р е н о к. Туда нельзя. Там - горы. Надо вверх подниматься.
    Р о д н и ч о к. Вверх? Это я и, в самом деле, не могу. Спасибо, что сказали. Я вижу, что вы и в самом деле хотите мне помочь. А вон туда бежать можно?
    Б о б р е н о к. Нельзя. Там обрыв. А внизу - раскаленные камни. Если на них упадешь - превратишься в пар.
    Р о д н и ч о к. А что значит... превратиться в пар?
    Б о б р е н о к. Это значит стать множеством мелких частичек. Короче говоря, испариться.
    Р о д н и ч о к. Как страшно! Спасибо, что сказали. А в эту сторону - можно?
    К е н г у р е н о к. Можно, но не нужно.
    Р о д н и ч о к. Почему?
    Б о б р е н о к. Тебе нужно бежать к озеру.
    Р о д н и ч о к. А что такое... озеро?
    К е н г у р е н о к. Озеро - это много-много воды.
    Б о б р е н о к. Озеро помогло вырасти лесу. А лес дал жизнь и зверям, и птицам.
    К е н г у р е н о к. Но сейчас озеро высыхает.
    Р о д н и ч о к. Почему?
    Б о б р е н о к. Варан, Удав и Скорпион уничтожили пятнадцать родничков, которые раньше текли в озеро.
    К е н г у р е н о к. А вот ты случайно уцелел. И поэтому - должен бежать к озеру и отдать ему все свои силы.
    Б о б р е н о к. Если озера не станет - все высохнет. Высохнешь и ты. Ветер принесет песок. И здесь появится пустыня.
    Р о д н и ч о к. И будет температура плюс шестьдесят градусов?
    К е н г у р е н о к. Да.
    Р о д н и ч о к. Как страшно...
    Б о б р е н о к. Не пугайся. Мы твои верные друзья, и пока мы вместе - нам нечего бояться. Возьми волшебную панамку. Она сделает невидимым твой след. Вот видишь, без панамки виден твой след. А с панамкой (накрывает его панамкой) - его не видно.
    Р о д н и ч о к. Верно! Нет никакого следа! Теперь никакой злодей на свете не узнает, куда я побежал.
    Б о б р е н о к. У нас мало времени. Надо отправляться в дорогу.
    Р о д н и ч о к. Но подождите. Если я отдам озеру свои силы, то сам останусь без сил. И исчезну.
    К е н г у р е н о к. Нет, Родничок. Ты не исчезнешь, а станешь еще сильнее.
    Б о б р е н о к. Да, да! Когда кому-нибудь что-то даешь - сам получаешь во много раз больше. Я долго бродил по свету и понял, что эта истина - самая главная на земле.
    Р о д н и ч о к. Вот это славненько, вот это мне нравится! Будем жить по этой истине! Побежали к озеру. Догоняйте!

               З а т е м н е н и е.


Появляются Варан, Удав, Скорпион и Верблюжонок.

    В а р а н. Чьи-то следы. Видите?
    С к о р п и о н. Это следы Кенгуру.
    У д а в. А это след Бобра. Удушу.

Верблюжонок наклоняется к большому камню.

    В а р а н. Что ты там нюхаешь, животное?
    В е р б л ю ж о н о к. А ничего я не нюхаю.
    У д а в. Я чувствую - здесь пахнет Родничком.
    С к о р п и о н. Но Родничка не видно.
    В а р а н. Эй, ты, долговязый! Там, вдалеке - ничего интересного не видишь?
    В е р б л ю ж о н о к. Я ем колючку. Не нужно мне портить аппетит.
    В а р а н. Скорпиоша, будь любезен, ужаль его в нос.
    В е р б л ю ж о н о к. Ой, не надо! Я сейчас посмотрю. Вижу. Вон там, возле поворота - Кенгуренок и Бобренок.
    В а р а н. И все?
    В е р б л ю ж о н о к. И все. Можно продолжать есть колючку?
    С к о р п и о н. Успеешь. А ну, посмотри внимательней. (Жалит Верблюжонка.)
    В е р б л ю ж о н о к. А-а-а! Мамочка родненькая! Больно!
    С к о р п и о н. Хочешь еще?
    В е р б л ю ж о н о к. Не надо! Вроде - рядом с Бобренком и Кенгуренком какая-то лужа передвигается! Ой! Как больно! Мама, мамочка моя.
    У д а в. Тут, дурашка, мамы нет. Но ведешь ты себя так скверно, что и мама бы тебя придушила.
    В е р б л ю ж о н о к. У меня мама добрая. Она меня никогда не наказывает.
    В а р а н. Врешь, лгунишка горбатый. А теперь - скорее в погоню. Сейчас мы узнаем, какая с ними лужица подружилась. Эй, Верблюд! Давай нагибайся - мы на тебя сядем и ты нас быстро домчишь.
    В е р б л ю ж о н о к. Ой, мне плохо, я, кажется, заболел.
    У д а в. А вот я тебя немножечко придушу - совсем дышать перестанешь.
    В е р б л ю ж о н о к. Какие вы жестокие.
    В а р а н. Но, животное, без разговоров. Поехали!

З а т е м н е н и е.




Лесная опушка.
Появляются Кенгуренок, Бобренок и Родничок.

    Р о д н и ч о к. Ой, как здесь красиво. Какая ароматная лужайка, как много ярких цветов! Но почему они все лежат? Смотрите, вот, какой цветок я обнимаю - он начинает оживать, подниматься. Цветы тянутся ко мне. Я волшебник! Смотрите все - я волшебник!
    Б о б р е н о к. Ты добрый волшебник, Родничок.
    Р о д н и ч о к. Я добрый волшебник! Я дарю цветкам свою свежесть, а они нам дарят свою красоту.
    Б о б р е н о к. Вот видишь, чем больше ты даешь сам, тем еще больше получаешь взамен.
    Р о д н и ч о к. Как чудесно!
    К е н г у р е н о к. Тише. Я слышу топот. Это бежит Верблюжонок.
    Б о б р е н о к. Он, наверное, убегает от Варана, Удава и Скорпиона.
    Р о д н и ч о к. А Верблюжонок нам друг?
    Б о б р е н о к. Если он от них убегает, то друг. Если бежит с ними вместе - враг.
    Р о д н и ч о к. Давайте подождем их и узнаем - друг нам Верблюжонок или враг.
    К е н г у р е н о к. Что-то не хочется мне их ждать.
    Б о б р е н о к. А, может быть, - подождать? Ведь если Верблюжонок перейдет на нашу сторону, то силы наших врагов уменьшатся. А наши силы - увеличатся.
    К е н г у р е н о к. Нет, лучше поторопимся к озеру.

Появляются Варан, Удав, Скорпион и Верблюжонок.

    С к о р п и о н. Салют, мальчики. Что это за странный с вами зверек в панамке? Блестит, сверкает - как солнечный зайчик.
    Р о д н и ч о к. Я...
    Б о б р е н о к. А это звездочка с неба. Прошлой ночью упала.
    В а р а н. Какая интересная звездочка. Так прохладой от нее и несет. А звездочка прохладой дышать не может. Любопытная звездочка в панамке. А врать-то нехорошо.
    С к о р п и о н. Странная панамка. Странная звездочка.
    У д а в. Смотрите, она насквозь мокрая.
    В а р а н. Эй, Верблюжонок! Попробуй-ка ее лизнуть. Интересно, какая она на вкус?
    В е р б л ю ж о н о к. Можно тебя лизнуть, звездочка?
    Р о д н и ч о к. Можно.

Верблюжонок лижет Родничок.

    У д а в. Ну, что скажешь, Верблюжонок?
    В е р б л ю ж о н о к. А я вам ничего не скажу.
    В а р а н. А если Скорпиоша тебе укольчик сделает?
    К е н г у р е н о к. А если я сейчас прыгну на Скорпиошу?
    С к о р п и о н. А ваш закон гостеприимства?
    К е н г у р е н о к. Но я же не сказал, что прыгну нарочно. Я сказал, что случайно прыгну. И нечаянно придавлю Скорпиошу.
    В а р а н. Да что вы, ребята, сразу в драку? Мы разве враги? Мы же такие, как вы. Тоже пить иногда хотим.
    Б о б р е н о к. Вы можете долго без воды обходиться.
    У д а в. Мы много чего можем.
    В а р а н. Эй, Родничок! Мы уважаем закон гостеприимства.
    Р о д н и ч о к. Я вам не верю, не верю!
    У д а в. Откликается!
    В а р а н. Значит, ты и есть Родничок. Ну, дай Верблюжонку попить, если ты Родничок. Верблюжонок не пил уже три недели. Смотри, как он на тебя жадно смотрит.
    В е р б л ю ж о н о к. Я не буду пить. Я не хочу уничтожать Родничок.
    Р о д н и ч о к. Если хочешь - попей, Верблюжонок.
    В е р б л ю ж о н о к. Я чуть-чуть. (Пьет.)
    У д а в. Хотите, я нарисую кратчайший путь до озера - чтобы Родничку было легче бежать? Я тоже извиваюсь при движении. И каждую ложбинку своим пузом прощупал. Хотите, я вам бескорыстно все нарисую?
    К е н г у р е н о к. Так мы тебе и поверили, змей.
    Б о б р е н о к. Пусть рисует. Мы местность хорошо знаем. В любом случае обмануть - не сумеет. Рисуй.
    У д а в (рисует на земле). Вот здесь, значит, Горячие Камни - туда нельзя. Вот здесь озеро. Туда - можно. Но как? А вот так. Сначала вперед, потом повернуть немного вправо. Там будет овражек. Нужно бежать по тропинке...
    К е н г у р е н о к. Родничку на ней не удержаться. Он скатится в овражек.
    Б о б р е н о к. Это змей придумал нарочно.
    У д а в. Простите-изниняюсь. Я там часто ползал. И никогда в овражек не скатывался.
    К е н г у р е н о к. Ты и в гору ползти можешь.
    У д а в. Могу.
    Б о б р е н о к. Родничок не может.
    К е н г у р е н о к. Эй, Верблюжонок! Ты что, весь Родничок хочешь выпить?
    В е р б л ю ж о н о к. Ой, простите, увлекся. Поверьте, я не нарочно.
    Р о д н и ч о к. Ты напился, Верблюжонок?
    В е р б л ю ж о н о к. Да, Родничок, спасибо - ты прибавил мне сил.
    Р о д н и ч о к. А я что-то ослаб. Я много дал, но сильнее не стал.
    У д а в. А чтобы становиться сильнее - надо не давать, а брать. Душить и глотать.
    В е р б л ю ж о н о к. Спасибо, Родничок. Я теперь три недели вообще пить не буду.
    Б о б р е н о к. Что же ты наделал, Верблюжонок. Мы могли к вечеру дойти до озера. А теперь и ночевать здесь придется. Нужно, чтобы Родничок сил набрался.
    В а р а н. Счастливо оставаться. Спокойной ночи. Мы уходим. Верблюжонок, вперед.
    В е р б л ю ж о н о к. Не хочу с вами, не желаю! Помогите мне, Бобренок и Кенгуренок!
    К е н г у р е н о к. Лучше его не трогайте!
    Б о б р е н о к. Иначе будете иметь дело со мной. Зубы у меня - острые.
    В а р а н. Ладно. Пусть остается.

Варан, Удав и Скорпион  уходят.

    В е р б л ю ж о н о к. Я теперь за вас - только за вас.
    К е н г у р е н о к. Что теперь делать? Родничок ручейком бежать не может. А озеро вот-вот высохнет...
    В е р б л ю ж о н о к. А хотите, я сбегаю на озеро. Предупрежу его, что Родничок-ручеек совсем уже близко. Может, это поможет озеру еще немного продержаться? Я очень быстро сбегаю.
    Б о б р е н о к. Давай, беги. И передай озеру, что завтра к полудню Родничок вольет в него новые силы.
    В е р б л ю ж о н о к. Передам непременно! Вы только будьте осторожны. Этой ночью не спите. (Убегает.)
    Б о б р е н о к. Значит, так. Будем по очереди дежурить.
    К е н г у р е н о к. Давай я тебе помогу, Родничок. Вон там укромное место среди больших деревьев. Пошли.
    Р о д н и ч о к. Спасибо, Кенгуренок, ты такой хороший.
    Б о б р е н о к. А я пойду веток для шалаша нагрызу.

Кенгуренок, Родничок и Бобренок уходят.

З а т е м н е н и е.






Появляются   Варан, Удав и Скорпион.


    В а р а н. Ночь - наша стихия. Посмотрим, кто кого.
    У д а в. Нужно подбросить им дурман-цветок. Надышатся и уснут: Очень крепко!
    В а р а н. А мы оттащим Родничок на Горячие Камни.
    У д а в. И никто не догадается, где мы его похороним. Ведь этот Родничок даже следа не оставляет.
    В а р а н. Хитрый Родничок, но мы хитрее.
    В а р а н, У д а в, С к о р п и о н (поют).
           Как роскошно полежать на песочке,
           Когда солнышко печет, что есть мочи!
           А тень не может падать от листочков,
           Потому что нет деревьев и кусточков!
    В а р а н. Пошли, я знаю, где растут эти волшебные цветы.
    У д а в. А трех мотыльков ты мне на ужин поймаешь?
    В а р а н. Лови сам - ты вон какой длинный.
    У д а в. Но я же весь на земле лежу.
    С к о р п и о н. Каждый о своем брюхе должен сам думать. Уколи тебя в лапку.
    У д а в. Это в какую такую лапку меня уколи?
    С к о р п и о н. А какую ты изо рта высовываешь.
    У д а в. Придушу.
    С к о р п и о н. Догони сначала. (Убегает.)
    У д а в. Придушу! (Убегает за ним.)
    В а р а н. Детский сад. (Уходит за ними.)

Из шалаша доносится храп. На сцену выходят Варан, Удав и Скорпион.

    В а р а н, У д а в  и  С к о р п и о н (вместе) Ну что? Храпят как убитые?
    У д а в. Бобренок, вроде, сидел сначала при входе - охранял - да и его сморило.
    В а р а н. Молодец, Удав, что сумел им дурман-цветок подбросить... Вытаскивайте Родничок.

Удав и Скорпион выполняют команду. С  Родничка падает панамка.

    Р о д н и ч о к. Кто вы такие? Что со мной делаете?
    В а р а н (меняя голос). Мы твои новые друзья, Родничок.
    Р о д н и ч о к. А где старые друзья?
    У д а в (изменив голос). Старые - спят. За день устали. А тебе надо спешить к озеру. Оно просит, чтобы ты скорее бежал к нему. Иначе оно засохнет.
    Р о д н и ч о к. Вы мне кого-то напоминаете. Вот только во тьме трудно разобрать.
    В а р а н. Не надо ничего разбирать - все и так ясно.
    У д а в. Мы были на озере. К нам прибежал Верблюжонок. Сказал, чтобы мы, которые ночью не спят, шли к этому шалашику и побыстрее привели Родничок к озеру.
    Р о д н и ч о к. Вы, знаете, Верблюжонка?
    С к о р п и о н. Конечно. Мы его друзья.
    Р о д н и ч о к. Тогда вы и мои друзья. Теперь я вам верю.
    В а р а н. Ну тогда в путь-дорожку.
    Р о д н и ч о к. Хорошо. В путь-дорожку.
    У д а в. Из тебя получится настоящий, большой ручей, Родничок.
    Р о д н и ч о к. Я счастлив, друзья мои, я счастлив.

Варан, Скорпион и Родничок уходят.
Прибегает Верблюжонок.

    В е р б л ю ж о н о к. Где же Родничок? Бобренок, Кенгуренок! Просыпайтесь! Беда! Их усыпили. Вот и дурман-цветок. (Выбрасывает его из шалаша.) Просыпайтесь! Просыпайтесь!
    К е н г у р е н о к. Ой, как хорошо я спал.
    Б о б р е н о к. Ой, какие сны мне виделись...
    К е н г у р е н о к. Зачем ты нас разбудил, Верблюжонок? Ведь еще ночь. Мне снился красивый цветной сон про бабочек.
    Б о б р е н о к. А мне снились золотые рыбки - я с ними плавал наперегонки.
    В е р б л ю ж о н о к. Хватит, скорее просыпайтесь!
    Б о б р е н о к. Что ты раскричался? Не даешь спокойно потянуться. (Потягивается.)
    В е р б л ю ж о н о к. Где Родничок? Его нет. Видите, одна панамка осталась. Вас усыпили дурман-цветком. И увели Родничок.
    К е н г у р е н о к. Что?
    Б о б р е н о к. Ах, они злодеи! Подождите. Но ведь без панамки - Родничок должен оставлять след? Нужно искать след Родничка.

Ищут.

    В е р б л ю ж о н о к. Я нашел!
    Б о б р е н о к. Молодец, Верблюжонок. Теперь надо определить направление...
    К е н г у р е н о к. След идет в сторону Горячих Камней!
    Б о б р е н о к. Быстрее к Горячим Камням. Мы спасем тебя, Родничок!
    К е н г у р е н о к. Только бы успеть.
    В е р б л ю ж о н о к. Не отставайте от меня! Не отставайте!

Бобренок, Кенгуренок и Верблюжонок убегают.

З а т е м н е н и е.


Появляются  Варан, Родничок, Удав и Скорпион.

    Р о д н и ч о к. Мы уже прибежали?
    С к о р п и о н. Прибежали, прибежали. Как ты быстро бегаешь.
    Р о д н и ч о к. С Кенгуренком и Бобренком мы бежали быстрее.
    У д а в. Спешить нельзя - можно в камнях застрять.
    Р о д н и ч о к. А где озеро?
    В а р а н. Совсем рядышком. Хочешь в него нырнуть?
    Р о д н и ч о к. Конечно. Хочу, очень хочу.
    У д а в. Тогда прыгай вниз. Да поскорее!
    С к о р п и о н. Прыгай, не задерживайся!
    Р о д н и ч о к. А где озеро? Там ничего нет, кроме камней.
    В а р а н. Плохо смотришь. Эти камни на дне озера. А озеро - повыше.
    Р о д н и ч о к. А почему оно не блестит?
    У д а в. Потому что оно почти высохло.
    В а р а н. Прыгай же в озеро, прыгай.
    Р о д н и ч о к. Я... не знаю...
    У д а в. А чего тут знать? Если не прыгнешь - озеро совсем высохнет. Потом и ты высохнешь. И все зверюшки погибнут.
    Р о д н и ч о к. А почему вы об этом говорите так радостно?
    В а р а н. Потому что озеро не высохнет - ведь ты же сейчас в него прыгнешь?
    Р о д н и ч о к. Конечно, прыгну! (Прыгает.)
    У д а в. Давно бы так.
    С к о р п и о н. Вот и последний шестнадцатый родничок кончился.
    В а р а н. Наша взяла!

Все заливает золотистый солнечный свет.

    В а р а н. Вот и горячее солнышко появляется! Кого вы выбираете королем во вновь организованной будущей пустыне?
    У д а в, С к о р п и о н (вместе). Тебя, Варанушка.
    У д а в. Кого вы выбираете королевским врачом во вновь организованной будущей пустыне?
    В а р а н,  У д а в  (вместе). Тебя, Скорпиоша. Ура!
    В а р а н. Тише. Кто-то сюда торопится.
    У д а в. Смотрите - след Родничка.
    В а р а н. Немедленно замести. Чтобы никто не догадался, что мы направили Родничок на Горячие Камни. (Вбегают Бобренок, Кенгуренок и Верблюжонок.)
    К е н г у р е н о к. Вот вы где, разбойники!
    Б о б р е н о к. Вы украли Родничок!
    В е р б л ю ж о н о к. Вот его след!
    У д а в. А след этот - мой.
    С к о р п и о н. Нечего на нас наговаривать!

Появляется Родничок.

    Р о д н и ч о к. А вот и я!
    К е н г у р е н о к. Родничок!
    Б о б р е н о к. Как же ты убежал от нас?
    Р о д н и ч о к. Вы так крепко, так сладко спали. А потом я думал, что они вовсе не враги. В темноте-то не было видно.
    В а р а н. Откуда ты взялся? Ты же прыгнул вниз - на Горячие Камни.
    Р о д н и ч о к. Нет, я просто нырнул под землю. Все Роднички всегда под землей прячутся. Я догадался, что вы - очень плохие.
    С к о р п и о н. Как же мы это упустили из виду? Кто первым сказал - подметай? А-а?
    В е р б л ю ж о н о к. Нам надо спешить. Озеро мне сказало, что если мы до полудня не дойдем до него, оно высохнет.
    К е н г у р е н о к. Одевай панамку. Родничок, и бежим.
    Р о д н и ч о к. Вперед, друзья мои, вперед.

Родничок, Бобренок, Кенгуренок и Верблюжонок убегают.

    У д а в. Вот оно что. Все дело - в волшебной панамке. Она скрывает его путь.
    В а р а н. Эх, раньше не догадались...
    С к о р п и о н. Надо что-то предпринимать.
    В а р а н. Погоди-погоди. Помните, возле большого камня было очень-очень прохладненько. Вот в этой ямке и начало Родничка.
    У д а в. Ты, Варанушка, думаешь редко. Но когда думаешь - ты думаешь прекрасно.
    В а р а н. Предлагаю совершить марш-бросок к большому камню. С максимальной скоростью. Кто отстанет - тому вырву жало вместе с дурной головой. (Убегает.)
    У д а в. А-а-а!!! (Убегает за ним.)
    С к о р п и о н. А если я совсем отстану, совсем не побегу. Как он мне тогда жало вырвет? Дурак!

Появляется Варан.

    В а р а н. Кто дурак?
    С к о р п и о н. Я, я дурак, Варанушка, побежали!

Варан, Скорпион и Удав убегают.

З а т е м н е н и е.





Недалеко от озера. Появляются Кенгуренок, Родничок, Бобренок и Верблюжонок.

    К е н г у р е н о к. Ну, вот, мы и пришли. Ты видишь там внизу озеро, Родничок?
    Р о д н и ч о к. Вижу! Оно еще живое.
    Б о б р е н о к. Теперь ты можешь к нему спуститься. Вниз - по склону.
    Р о д н и ч о к. Идемте со мной - пусть все знают, что это вы мне помогли.
    Б о б р е н о к. Мы придем чуть позже.
    Р о д н и ч о к. Но почему, почему вы не хотите, чтобы все знали: это вы сделали доброе дело?
    Б о б р е н о к. Добрые дела - важно делать, а не показывать.
    Р о д н и ч о к. Как хорошо ты сказал, Бобренок. Ну что ж, я с вами не прощаюсь. Вы только почаще приходите к тому месту, где я начинаюсь. Там мы впервые встретились, там мое детство.
    В е р б л ю ж о н о к. А здесь, ты уже старый?
    Р о д н и ч о к. Здесь я уже взрослый. Сюда вы приходите, когда вы тоже повзрослеете. А к моему истоку - приводите будущих своих детей. Я буду рассказывать им смешные истории, буду с ними играть. И с вами, конечно, буду играть. Хорошо?
    К е н г у р е н о к. Хорошо, Родничок, замечательно.
    Р о д н и ч о к. И не нужна мне больше моя панамка! (Выбрасывает панамку.) Я не прощаюсь, друзья мои, не прощаюсь! (Убегает.)
    Б о б р е н о к. Как быстро он побежал...
    В е р б л ю ж о н о к. Вот он и соединился с озером!
    К е н г у р е н о к. И озеро - ожило. Оно засверкало под солнцем всеми лучами радуги. Ну что, пошли к нашим родителям?
    В е р б л ю ж о н о к. Пошли.
    К е н г у р е н о к. Что же ты стоишь, Бобренок?
    Б о б р е н о к. Вы идите одни.
    В е р б л ю ж о н о к. Почему?
    Б о б р е н о к. Мне стыдно. Стыдно показаться моим родителям и всем остальным.
    К е н г у р е н о к. Но почему?
    Б о б р е н о к. Вы понимаете, я же предал вас всех. Когда год назад убежал из этой долины. Я думал, жизнь в другом месте лучше. И поэтому я убежал.
    К е н г у р е н о к. Но теперь ты понял, что был не прав.
    Б о б р е н о к. Понял. На свете нет места лучше и краше, чем то, где мы родились. Когда я вот сейчас вместе с вами спасал Родничок, я понял, что для нашей долины и для всех живущих в ней зверей я могу сделать много хорошего. Ведь моя родина - здесь.
    К е н г у р е н о к. Идем. Тебя поймут и простят. Мы же тебя поняли и простили.
    В е р б л ю ж о н о к. Да. Поняли и простили.

На сцену вбегают Варан, Удав и Скорпион.

    В а р а н. Ой, чуть не утонули! Спасите!
    У д а в. Что это такое? Так не честно! За нами гонится река!
    Б о б р е н о к. И откуда вы взялись?
    В а р а н. Сами не знаем, откуда.
    С к о р п и о н. Вдруг под нами что-то забурлило.
    У д а в. Зашипело.
    В а р а н. И мы вмиг очутились в громадной реке, и нас понесло прямо к озеру.
    В е р б л ю ж о н о к. Понятно! Когда Родничок снял волшебную панамку - он сразу перестал быть невидимым. А когда он соединился с озером - он стал большим ручьем, даже рекой. А они в это время находились в его русле.
    С к о р п и о н. Ой, нам холодно. Ой, отпустите нас в горячую пустыню.
    В а р а н. Мы к вам больше не придем. Обещаем.
    У д а в. Нам тут больше нечего делать. Теперь здесь появилась такая холодная и дикая речка.
    Б о б р е н о к. Катитесь в свою Желтую Пустыню. Если вы еще раз придете к нам со злом, не ждите, что мы будем гостеприимны. Пошли прочь!
    В е р б л ю ж о н о к, К е н г у р е н о к (вместе). Пошли прочь!

Варан, Удав и Скорпион убегают.

    В е р б л ю ж о н о к, К е н г у р е н о к. Ну что, пошли к озеру?
    В е р б л ю ж о н о к. Конечно.
    Б о б р е н о к. Пошли. (Уходят.)


                З а т е м н е н и е
 
Алма – Ата, 1984
---------------------------------------------------
Михаил ВОЛОХОВ




КРАСНЫЙ ТЮЛЬПАН И ПРОШЛОГОДНИЙ ДУБОВЫЙ ЛИСТИК



Сказка



В теплый весенний день, в парке, на скамейке сидел юноша с букетом красных тюльпанов и ждал возлюбленную.
Вот и она.
- Какое чудо! - восклицает девушка, принимая цветы.
- Я тебя люблю, - улыбаясь, говорит юноша.
- И я тебя, мой принц.
- Моя принцесса. Пошли побродим.
- Пошли.
И влюбленные ушли, не заметив, что один тюльпан как-то неосторожно выпал из букета на дорожку.
Тюльпан даже потерял сознание на какое-то время (ударился же он головой и довольно сильно), но вскоре пришел в себя.
И как же ему стало одиноко и скучно - ведь кругом не было ни одного прежнего товарища. Тюльпану захотелось заплакать, но поскольку он был сорванным цветком и неоткуда было взять влаги для слез - "заплакать" у него не получилось.
- Внимательней! Осторожней! Берегись! - кто-то пронзительно прокричал над головой красного тюльпана, и не успел он сообразить в чем дело, как в сантиметрах пяти от него шлепнулся прошлогодний дубовый листик.
- Привет. Что скучаем? - живо начал дубовый листик.
- Да вот, знаешь, так получилось, что меня не заметили, как уронили, - оправдывался красный тюльпан.
- Знаю - я все видел. Бывает. Ты не переживай - жизнь есть жизнь, что не делается - все к лучшему, - утешал дубовый листик.
- Я и не переживаю, - оживился красный тюльпан. Он и в самом деле успокоился, как только дубовый листик с ним заговорил.
- А скажи, пожалуйста, каким образом ты здесь возник и как тебя зовут?
- Меня зовут дубовый листик и я слетел вот с этого громадного дуба. Вон, видишь, ветку, на которой сейчас сидит ласточка - там висел я.
- Как здорово наверно висеть на такой вышине, - позавидовал красный тюльпан.
- Еще бы! Там на верху презамечательно и преудивительно. Видишь, как восходит и заходит солнце, как бьют фонтаны, как кружатся на каруселях дети, и голубое небо там совсем рядом и белоснежные облака дарят тебе свою нежность, а птицы
 
делятся с тобой своими мечтами, весельем и счастьем, и ты сам мечтаешь стать птицей, да что мечтаешь - там, на верху ты, как птица!
- Тогда зачем же ты оторвался от ветки и прилетел сюда на землю?
- Да, понимаешь, все время висеть на одном месте тоже надоедает. Мне захотелось попутешествовать и ощутить прелесть свободного полета.
- Ну и как?
- Это было восхитительно и незабываемо. К сожалению, я летал первый и
последний раз, но, к счастью, я встретился с тобой – да, в общем-то, поэтому я и решился оторваться от ветки.
- Ради меня?
- Я увидел, как ты упал и услышал твои стоны - я прилетел к тебе на помощь.
- Спасибо, благородный дубовый листик. Но, скажи пожалуйста, почему все дубовые листья зеленые, а ты коричневого цвета?
- Да потому, что я провисел на дубе и лето, и осень, и зиму - состарился. Я должен был еще осенью опасть. Но, понимаешь, я мог угодить осенью в костер. А мне так захотелось жить, мне так захотелось с кем-нибудь сильно-сильно подружиться,
кого-нибудь крепко-крепко полюбить. Ведь и все птицы счастливы от того, что живут дружбой и любовью друг к другу. Наверно поэтому они и летают - ты не знаешь?
- А разве по-другому может быть?
- Конечно, нет!
- А, что такое костер? - спросил красный тюльпан.
- Да, понимаешь, такая дикая махина красного цвета и необычайно горячая, - объяснил дубовый листик. - И вот если она к тебе прикасается, то ты сначала становишься такой же красный и горячий как она, а потом моментально
превращаешься в пыль. Пикнуть не успеешь.
- Какой ужас, - переводя дыхание, пролепетал красный тюльпан.
- Еще бы, - протянул дубовый листик.
- Ты такой умный - так много всего знаешь, - продолжал красный тюльпан, - ты так долго жил на этом свете. А вот я только две недели назад вылупился из-под земли, вчера у меня распустилась голова, а сегодня меня сорвали, продали, купили,
подарили и потеряли.
- Конечно, это очень печально, - сопереживал дубовый листик. - Но ты не отчаивайся. Самое главное в жизни - это не отчаиваться - тогда все будет хорошо. Верь мне.
- Я тебе верю больше всех на свете, мой славный, добрый, очаровательный
дубовый листик! Ой! - вдруг жалобно пискнул тюльпан. - Ты знаешь, у меня в голове так больно что-то кольнуло. И опять. Ой! Ты не знаешь, почему так колет? Ой!
- Бедняжка - да ты просто вянешь.
- Что это значит?
- Да просто из тебя выходит влага. Но ты не бойся - в этом нет ничего страшного. Из меня влага давным-давно вышла, а я, тем не менее, жив-здоров, - объяснял
дубовый листик, - и голова у меня теперь никогда не болит.
- Значит, когда я совсем завяну, то тоже стану таким же сухим и аккуратным, как и ты?
- Знаешь... Ладно, я буду с тобой предельно откровенным, - сказал дубовый листик. - Тебе, чтобы стать таким же как я, надо обязательно попасть в руки человека, которому бы ты был нужен для гербария. Да и мне бы не помешало попасть в гербарий.
- А что такое гербарий?
 
- Ну это такой сказочный уголок для цветов и листьев - это единственное место, где можно ничего не бояться, жить вечно и, наверное, счастливо.
- Как чудесно, - заинтересовался красный тюльпан. - А что надо сделать, чтобы туда попасть?
- Самое главное, надо понравиться человеку, который собирает гербарий.
- А это трудно?
- Как повезет, - отвечает дубовый листик.
И как раз в этот момент на скамейку сел художник.
- Смотри - человек! - воскликнул красный тюльпан.
- Он так пристально на нас смотрит! Мы ему наверно очень понравились? Вот бы он только собирал гербарий!
Художник в самом деле пристально смотрел на красный тюльпан и прошлогодний листик. Он пришел в парк писать картину и искал для нее сюжет.
- Эврика! - вдруг воскликнул художник. - Потрясающе. Дубовый листик умер своей смертью, а этого красноголового молодца насильно сорвали и беспечно бросили на землю, где он мучительно вянет и грустно умирает. Какие разные и вместе с тем какие похожие у них судьбы. Это сюжет.
И художник встал, нагнулся, сдвинул почти вплотную для большего контраста тюльпан и дубовый листик, раскрыл свой мольберт и стал писать картину, которой уже успел придумать название "Две смерти". Ему почему-то не пришло в голову, что тюльпан и дубовый листик еще живы.
Дул легкий ветерок и теперь при каждом его порыве головка красного тюльпана
прислонялась к дубовому листику. Дубовый листик был на вершине блаженства. На вершине блаженства был и тюльпан. Да и художник был счастлив - ведь он считал, что пишет гениальную картину.
- По-моему, мы ему сильно нравимся, - трепетал от волнения тюльпан. - Он возьмет нас в гербарий, дубовый листик, а?
- Погоди... Да это же художник. Нам с тобой не повезло, тюльпанчик, - художники не собирают гербарии - это не их дело. Как я сразу не догадался, что это художник? Не привык еще, понимаешь, ориентироваться с земли. Сверху бы я сразу понял, что это художник, - недоумевал дубовый листик.
- А что он там делает? - спрашивал красный тюльпан.
- Рисует. И наверно нас - мы ему приглянулись. Видишь, натянутый холст? Мы на нем скоро очутимся.
- Как очутимся?
- Обнявшись. Как здесь. Вот только здесь мы обнимаемся по-настоящему, а там, на холсте мы будем обниматься понарошке.
- Как это понарошке?
- Ну это значит, что здесь мы обнимаемся живые, - отвечал дубовый листик, - а там мы будем обниматься нарисованные - там краски будут за нас обниматься.
- Это неправда, это неправда, - защебетала ласточка, которая сидела на дубовой ветке и которой было хорошо видно, что уже нарисовал художник, - на картине вы получаетесь очень живые. Хотя я, конечно, понимаю, что на картине за вас обнимаются одни только краски. Но все-таки...
- А картина это все равно что гербарий и мы там будем жить вечно и счастливо? - интересовался красный тюльпан.
- Вечно-то вечно, - отвечал дубовый листок, - но даже и ласточка нам говорит, что там за нас будут обниматься одни только краски - очень на нас похожие, но краски.
- А что-нибудь можно сделать, чтобы на холсте стали жить мы, а не краски?
 
- В этом нам мог бы помочь лишь добрый волшебник, - сказал дубовый листик, - но все дело в том, что все добрые волшебники сейчас или в дремучих лесах, или в непроходимых болотах, или в знойных пустынях, или в подводных царствах - там они еще нужней, там без них просто нельзя обойтись.
- Значит, нам можно обойтись без доброго волшебника? - спросил красный тюльпан. Дубовый листик не знал, что ответить.
- Да можно, можно, - прощебетала ласточка, - обойтись без доброго волшебника можно.
- Как? - в один голос спросили друзья.
- Я точно не знаю, но я почему-то чувствую, - прощебетала в ответ ласточка, - что для того, чтобы по-настоящему ожить на картине, надо по-настоящему жить и в жизни, и по-настоящему любить друг друга в жизни. Я так чувствую.
И ласточка вспорхнула и полетела в свое гнездо.
- Я к вам еще прилечу, вы мне очень понравились, - прощебетала ласточка, уже скрываясь за вершинами деревьев.
- Но мы же и так сильно любим друг друга, ласточка, мы же и так сильно любим друг друга! - кричали ей вслед красный тюльпан и дубовый листик. Но ласточка их не слышала - она была уже далеко.
- Она к нам еще прилетит? - спрашивал красный тюльпан.
- Пообещала. Она славная эта ласточка - обязательно прилетит, - отвечал дубовый листик.
И вот стемнело. Художник поднял мольберт, сказал кому-то до свидания, мечтательно вздохнул и отправился домой.
- Смотри, он уходит все дальше и дальше, - забеспокоился красный тюльпан, - и уносит свою картину, а мы так и не ожили в его картине. Но почему? Ведь мы же очень сильно любим друг друга, дубовый листик! Ведь это так?
- Это так, красный тюльпанчик - так. Но ты не печалься. Скорей всего художник нас просто не дорисовал - он, наверное, придет сюда еще завтра нас дорисовывать.
- А если не придет? Вдруг так случится, что он не придет?
- Ну тогда мы, я думаю, я уверен, мы должны, обязательно должны кому-нибудь
понравиться и нас, может быть, подберут с холодной земли и положат в свой теплый гербарий, - неуверенно отвечал дубовый листик.
- Но ведь я за ночь совсем завяну, а к утру стану таким
отвратительным-преотвратительным, что, боюсь, я и тебе перестану нравиться, и ты меня разлюбишь.
- Не болтай глупостей - ты меня обижаешь. И потом я, кажется, что-то придумал. Я сейчас постараюсь сложиться в блюдце, а ты постарайся закинуть на меня конец своей ножки. За ночь в мое блюдце будет собираться роса, ты напьешься и станешь свежим-пресвежим. Первый же человек в тебя влюбится - только бы он собирал гербарий. - И дубовый листик согнулся в блюдце. - Ну вот - забрасывай ножку.
Но сделать это красному тюльпану было невероятно трудно - ведь почти с самого утра он ничего не пил и силы его были на исходе.
И если б, проползавший мимо большой муравей, который понимал язык цветов и листьев, и был бесконечно великодушен, добр и силен, не помог красному тюльпану закинуть ножку, то тюльпан сам бы никогда с этим не справился.
Но вот тюльпан подумал, что он сам это сделал - настолько мягко и деликатно умел вершить добрые дела большой муравей, который так и не обнаружил себя, во-первых, из скромности, во-вторых, его принципом было делать добро только скрытно, в-третьих, он почитал за правило не лезть в чужую жизнь, в-четвертых, у
 
него была куча неотложных дел - ведь большой муравей, ко всему прочему, был вождем громадного муравейника.
Так вот и пролежали всю ночь красный тюльпан и дубовый листик, наслаждаясь свежестью и тишиной посеребренного светом луны парка. На блюдце дубового листика образовалась роса и тюльпан ее пил. К утру головная боль у него немного прошла, щеки посвежели и даже зарумянились. Всходило солнце, птицы пели утренние песни - счастье переполняло наших друзей.
- Вот только бы нас увидел человек, собирающий гербарий, - мы ему теперь непременно понравимся, - мечтали они про себя. - Или бы художник снова пришел - ведь кому как не нам он на прощание сказал до свидания.


Когда утром художник поднялся с постели, первым его желанием было стремглав мчаться в парк, на вчерашнее место, чтобы закончить картину, но вот только с утра он работать не привык и поэтому пошел в парк после обеда.
Он нашел то место, ту скамейку, но вот только красного тюльпана и прошлогоднего дубового листика на дорожке больше не было.
- Какой ужас, - опешил художник. Ведь без прежних натурщиков закончить картину просто немыслимо. - Совсем растерявшись, он опустился на скамейку и
пригорюнился.
Из печальной задумчивости его вывело красное пятно, которое просвечивало между тонких стволов орешника. Художник присмотрелся и понял, что там, за орешником, клумба с красными тюльпанами.
- Идея. Надо просто сорвать любой красный тюльпан, найти любой прошлогодний дубовый листик, положить их рядом на место вчерашних и дело сделано - можно безо всяких недоразумений закончить картину, - соображал он.
- Баба-бах, тара-рах! - это с дуба на скамейку упал еще один прошлогодний дубовый листик.
- Ты посмотри: точь-в-точь как твой вчерашний собрат. - И раскрыв мольберт, художник убедился, что братья действительно необычайно схожи. И он пошел к клумбе с цветами.
И он уже наклонился, чтобы сорвать самый красивый тюльпан, и он уже протянул руку, но какая-то неведомая сила удержала его.
- Что такое? В чем дело? Что со мной случилось? - удивлялся художник. Странно, ему почему-то стало до боли жалко рвать этот возвышенный цветок и он вернулся к своему мольберту.
Но что он увидел?! Картина, оказывается, была уже закончена?! Чудо из чудес!
Это было в самом деле так! Картина была уже закончена и производила
потрясающее впечатление - красный тюльпан и прошлогодний дубовый листик были на ней просто живые. Это была лучшая картина художника.
- Вот, значит, почему мне стало жалко рвать тюльпан - ведь это красный тюльпан и дубовый листик с картины уберегли меня от дурного поступка, - думал он про себя.
- Это действительно лучшая моя картина.
Он поздравил себя с окончанием работы, сказал себе, что он талант, и представил, как будет показывать жене и детям свою живопись и как те будут звонко целовать его в обе щеки и благодарить за волшебный подарок.
- Только вот картину мы назовем не "Две смерти", а "Две жизни", так будет правильнее, - говорил сам с собой художник.
Он сложил мольберт, улыбнулся и пошел домой. Но неожиданно возвратился, взял со скамейки дубовый листик, который был так изумительно похож на вчерашний и
 
отнес его на клумбу, и положил его между самыми красивыми красными тюльпанами.
- Две жизни! Две жизни! - одухотворенно шептал художник и счастливый возвращался домой. А над ним в небе кружила вчерашняя ласточка, сопровождая его до самого дома.


Но что случилось с нашим красным тюльпаном и прошлогодним дубовым листиком?
А вот что. Утром по парку гуляли мальчик с девочкой. Они шли по той дорожке, мимо скамейки, где лежали наши друзья. Девочка взяла в руки красный тюльпан и сказала: "Смотри - тюльпан. Вот только он совсем завял - такой некрасивый".
- Неужели это так?! Дубовый листик, неужели это так?! - отчаянно закричал красный тюльпан. - Почему ты мне не отвечаешь, дубовый листик? Ты меня больше не любишь, потому что я такой некрасивый? Почему ты молчишь, почему ты меня
больше не любишь?
Но дубовый листик, по-прежнему, горячо и беззаветно любил красный тюльпан, и кричал ему об этом, но вот только тюльпан этого не слышал, потому что мальчик всей своей сандалеткой стоял сейчас на дубовом листике, не зная, что творит.
- Тюльпан надо быстрей в воду - в фонтан, - посоветовал мальчик. Девочка согласилась и дети, громко смеясь, побежали к фонтану.
- Возьмите и меня! Возьмите и меня!!! - надрывно кричал им вслед дубовый листик.
Но дети не слышали - они были уже далеко. Потом, они все равно не понимали языка растений.
Но вот ласточка, которая только что прилетела к своим вчерашним друзьям, быстро сообразив, что случилась беда, схватила в клювик дубовый листик и полетела с ним к фонтану.
Дети уже бросили тюльпан в воду. Его ножка сразу опустилась вниз и только пурпурная головка маячила на поверхности. Тюльпан жадно пил воду и горько, горько плакал. Теперь он мог себе это позволить - воды хватало.
И чудо! Ласточка сбрасывает рядышком дубовый листик! Какая это была радостная встреча!
- Ты меня по-прежнему любишь, мой дорогой дубовый листик?
- Еще сильнее прежнего, мой необыкновеннейший красный тюльпанчик!
И они плещутся, обнимаются, целуются и вновь плещутся. Им помогает теплый ветерок. Радость и счастье переполняет наших друзей.
Но вдруг, как-то неосторожно набрав слишком много воды в свой бутон и не успев ее выплеснуть, тюльпан стал погружаться на дно.
- Спаси меня, мой любимый дубовый листик! - только и успел он крикнуть.
- Сейчас! Сейчас!!! - закричал дубовый листик и стал изо всех сил барахтаться в воде, чтобы быстрее промокнуть, и суметь нырнуть за тюльпаном. Теплый ветерок как мог помогал ему в этом.
Наконец дубовый листик стал погружаться в воду. А красный тюльпан уже лежал на дне и улыбался дубовому листику. В ответ дубовый листик тоже ему улыбался. Так выражали они свою любовь и преданность друг другу. Разговаривать под водой они не могли, потому что родились на суше.
Но вот случилась новая беда. Подводные течения фонтана стали разносить красный тюльпан и дубовый листик в разные стороны. И этого они не вынесли. Они погибли одновременно от разрыва сердца, когда очутились на противоположных
 
концах фонтана и перестали видеть друг друга. Но погибли только их нежные тела, а не сильные и вечные души.
Ласточка еще долго кружилась над фонтаном и жалобно щебетала. Потом она
полетела к дубу, к скамейке, где она надеялась дождаться художника, чтобы на его картине увидеть снова своих друзей.
И вот она его дождалась, и вот она смотрит на картину, и вот счастье наполняет ее сердце - красный тюльпан и дубовый листик ожили на картине - их души
переселились сюда. Красный тюльпан и дубовый листик опять благодарили ласточку за помощь, умоляли не покидать их и клялись в своей вечной дружбе. И ласточка им отвечала, и они слышали ее - они были живы и это было прекрасно.



Когда художник пошел домой - ласточка сопровождала его до самого дома, чтобы узнать, где будет висеть картина.
И вот художник дома, и дети, и жена чмокают его в обе щеки, и говорят ему самые нежные, добрые и хорошие слова, потому что картина им очень понравилась.
Картину повесили в большой светлой комнате и ласточке она была хорошо видна из просторного открытого окна. В этот день она долго просидела на подоконнике, разговаривая со своими ожившими на полотне друзьями. Она прилетала и в следующие дни.
И дети заметили, что каждый день к ним на подоконник стала прилетать ласточка.
И когда однажды, осмелев, она залетела в комнату - дети ее не обидели, а, наоборот, накормили очищенными кедровыми орешками.
После этого она уже каждый день залетала в комнату, принимала угощение от детей, садилась рядом с картиной и долго-долго беседовала с красным тюльпаном и дубовым листком о солнце, о голубом небе, о белоснежных облаках, о теплом дожде, о последних новостях в парке, в мире.
И красному тюльпану, и дубовому листику казалось, что они летают как птицы, все видят, знают и поют их звонкие и радостные песни.

Так верная дружба и настоящая любовь превратила их жизнь в вечный и счастливый праздник.
Когда эта ласточка состарилась - к картине стали летать ее дети. А когда у детей художника появились свои дети, то уже они угощали прилетающих ласточек любимейшим их кедровым лакомством и слушали их веселое щебетанье с красным тюльпаном и дубовым листиком.
И по сей день в эту комнату, к этой картине летают ласточки, разговаривают на своем особом языке с живым красным тюльпаном и прошлогодним дубовым листиком.


Алма-Ата, 1982