Апостол и Христос

Епифан Борецкий
Учения этих двух людей имеют разных адресатов и разное наполнение. Адресатом учения апостола Павла выступают язычники: [Деян.13:46] Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. [Гал.1:15] Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил [Гал.1:16] открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью.

Отношение Христа к язычникам прямо противоположное: [Мк.7:26] а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. [Мк.7:27] Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Не в обиду будь сказано, но, если бы сейчас Христос явился снова, то он наверняка пошел бы к иудеям. [Мф.6:7] А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; [Мф.6:8] не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Своих учеников Христос опять-таки посылает с благой вестью к иудеям, а к язычникам запрещает даже заходить. [Мф.10:5] Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите.
Напомню, что среди 12 не было имен Павел или Варнава.

Апостол идет по своему пути. Учение Павла предназначается для жизни в этом мире. Он наставляет своих учеников тому, что для него близко. Напротив, Христос говорит о будущей жизни, которая нас ждет после смерти нашего тела. Из посланий апостола непонятно, читал он вообще Евангелие или нет. Он не разбирает притчи Иисуса и не повторяет заповеди Христа из Нагорной проповеди. Спасение по апостолу выглядит так:
[Рим.3:21] Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, [Рим.3:22] правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, [Рим.3:23] потому что все согрешили и лишены славы Божией, [Рим.3:24] получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, [Рим.3:25] которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде.
Ничего подобного Христос не говорил. Был ли апостол «засланным казачком», который боролся с распространением учения Христа среди иудеев? Если не можешь победить, то надо возглавить? Может и так.

Хочу напомнить, что Христос называл себя «посланником». [Мф.15:24] Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
Единственное послание апостола, в котором Христос именуется «посланником», это «Послание к евреям»: [Евр.3:1] Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа.
Правда, исследователи Библии сильно сомневаются, что апостол причастен к написанию этого произведения. Почему так важно было изъять упоминание о посланнике? Очевидно же, что Бог – это тот, кто посылает. Он не исполняет чужую волю и не подчиняется никому. Что касается посланника, то ты делаешь то, что тебе велят. Впрочем, давайте уже закончим с апостолом и его учением.

Как же нам, ищущим вечной жизни, поступать, исходя из вышесказанного? Ведь с Христом нет связи. Принять его могли только современники, причем иудеи. Ответ надо искать в Евангелии. Напомню, что в отличие от апостола, Христос сошел с небес, а после воскресения вернулся обратно. Что же делать тем, кто ищет бессмертия? Где найти советника «оттуда», который проведет тебя в Царство Небесное?

Давайте разберем по порядку. [Ин.14:15] Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. [Ин.14:16] И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек.
Итак, «другой Утешитель», который пребывает вовек. Кто это? [Ин.14:17] Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его. [Ин.14:26] Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Утешитель – это дух. Дух бессмертен. Дух Святой исходит от Бога, и по словам Христа должен быть послан вместо него. Читайте внимательно: [Ин.16:7] Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам.
[Ин.15:26] Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.

Иисус называет Святого Духа «Дух истины». Когда вы научитесь слышать и понимать голос Святого Духа, обращенный к вам, тогда вы поймете, о чем идет речь.
[Ин.16:13] Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Подведем итог. Учение апостола о Христе не имеет смысла для того, кто хочет достичь бессмертия. Никто из смертных не знает, как войти в Царство Бога. Об этом знает Христос, и он изложил послание Бога в Евангелии. Напомню еще раз, что Христос был посланником от Бога и он принес послание. После того, как Христос вернулся на небеса, вместо него советником и Утешителем становится Святой Дух, Дух истины, исходящий от Бога. О том, как научиться распознавать истину, исходящую с небес, я подробно рассказываю в других своих работах. Просите у Бога Духа Святого, как завещал Иисус, и поступайте так, как вам советуют. В этом ваше спасение. А сказки про «бесплатный сыр» оставьте мертвым от рождения.

Вы скажете: «Да какая разница? Есть уважаемые люди, учителя, отцы церкви, пастыри. Они лучше знают, как помочь человеку. Есть, наконец, духовники.» Ну да, все это имеется. В каком-то случае духовник может помочь. Почему нет? Но, сможет ли он помогать всегда, во время разговоров или раздумий? И будет ли он всегда говорить «то, что слышит»? Сумеет ли он? А, даже если сможет, приведет ли такой посредник к спасению и вечной жизни? Посмотрите, что говорит пророк о Новом завете: [Иер.31:34] И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
Где здесь посредники? Даже Святой Дух, по словам Христа, говорит не от себя: [Ин.16:13] Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Цепочка Бог – Святой Дух – человек, означает, что между Богом и человеком нет посредников, ибо Святой Дух – часть Бога, как частью нашего тела является рука или нога. Неправильно говорить, что между Богом и человеком нужны посредники, ибо «сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь».

Я считаю, что здесь уместно говорить о проводнике. Сначала, таким проводником был Христос. Он говорил: «Отец во мне», свидетельствуя о том, что Бог через него совершал чудеса. Когда я употребляю слово «посланник» по отношению к Христу, то подразумеваю именно это. Есть разница между: передать послание или через своего посланника присутствовать самому лично. Господь Бог через Христа дал учение о спасении и совершил множество чудес. Та же роль отводится и Святому Духу. Через него вы можете получить знание о будущих событиях, советы, подсказки и даже предупреждения. Святой Дух – Дух истины. Его советы всегда истинны. Следовательно, наша задача научиться слышать эти советы и следовать им.

Можно ли называть Христа частью Бога? Нераздельно – неслиянно. Нет, Христос исполнил свою миссию, а вместо него проводником навечно стал Святой Дух: «даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек», «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам».
Троица – чистой воды язычество. Святой Дух не имеет собственной личности. Думаю, что любой человек, читавший Библию, не может не задать себе вопрос: как совмещаются заповеди Божьи с Троицей? Никак. Покончим с этим.

Надо признать, что научиться слышать и распознавать советы от Святого Духа – дело непростое. Для этого не нужно быть умным или образованным. Ум, философствование, аналитические способности, ничего вам не дадут. Сигналы от Святого Духа приходят таким образом, что распознать их может любой человек, при условии, что у него есть понимание о том, что именно ему нужно делать. Это понимание приходит с годами, шаг за шагом. Прогресс на этом пути можно ускорить, если развивать свои способности. Но об этом рано говорить с теми, кто ни одного шагу пока еще не сделал. Начинайте свой путь, пока еще есть время и желание, конечно.

Напоследок, хочу привести слова Христа: [Ин.4:24] Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Дух истины – это Святой дух Утешитель.
На этом все.