«Я ненавижу критику!» - это слова актрисы Натальи Подольской, она сказала их после одного из своих выступлений в паре с фигуристом, олимпийским чемпионом Дмитрием Соловьёвым в телевизионном проекте «Ледниковый период. Снова вместе». В частности, 5 октября 2022 года она сказала: « Я ненавижу критику, терпеть её не могу, но она всегда, со всех сторон и во всех сферах жизни на меня сыпется. Я всегда готова к ней, чтобы выслушать и исправляться…»
Я с актрисой полностью согласен. Более того, я помню времена, когда критика была совершенно другой, не злобной, но действенной, служила улучшению чего-либо или устранению недостатков и огрехов. Но …после распада СССР и оккупации территорий бывшего Союза глобальными финансистами многое изменилось не к лучшему, многое попало под тлетворное влияние денег и стало корыстным, а потому возникла потребность взглянуть в корни многих слов, которые на слуху и которые звучат по сотне раз ежедневно. На слова КРИТИКА и КРИЗИС я охотился ещё в августе 2017 года. Смотрите: http://proza.ru/2017/08/31/454.
Тогда я пришёл к выводу, что к концу ХVIII века из оборота были официально преднамеренно выведены слова, обозначающие детородные органы и органы обмена, видимо, для того, чтобы не смущать высокую зарубежную публику низменностью тех русских корней, которые наполняют многие самые употребительные слова европейских языков.
Именно с тех пор, то есть с конца ХVIII века в русском языке сложилась уникальная ситуация: органы есть, действия производятся, а слов для обозначения как этих органов, так и действий вроде бы и нет. Став запретными для русского языка, эти корни продолжали служить и образовали множество слов, но для других языков, а в русском языке были вынуждены принять на вооружение заимствованные слова и придумать массу синонимов, назначение которых – заполнить образовавшиеся пустоты и покрыть дефицит лексики.
Но вот парадокс. Берем иноязычное слово, а в нем явно русские корни и они указывают как раз на те органы и действия, которые запрещены и отнесены к нецензурным. Что делают современные лингвисты? Они не замечают таких корней, отказываются от комментариев и не видят ничего странного. То есть действует принцип: лучше промолчать, чем сказать правду или напомнить, откуда ноги растут. Потому и нет этих слов в этимологических словарях, поскольку при любой изворотливости истина всплывет.
Что же касается слова КРИТИКА, то лучше всего взглянуть на его английский вариант – critic, а прочитать как русское слово: СРИТЕ-КА. Если порыться в большом англо-русском словаре, то мы найдём множество слов с тем же корнем или с его вариациями. Вот лишь некоторые такие слова.
Crab – рак, краб (вспомните, чем питаются они); crab apple - дикая яблоня (на что походит падалица яблок?); crabbed - неразборчивый, непонятный; cracked – треск, удар, попытка, проба, затрещина; crackpot – сумасшедший, фантастический; cramp – набивать битком, толкотня, давка, запор; crank - человек с причудами, чудак, кривошип, колено, заводная ручка; cranny – трещина, щель; crap – дерьмо, испражнения, чепуха, вздор.
Crater – жерло, кратер вулкана, воронка (кстати, вы видели какие бомбы вылетают из жерла вулканов и на что они походят?); crave - просить, умолять, требовать, страстно желать; craven – малодушный человек; трусливый, нерешительный (вспомним выражение «очко взыграло»); craze - как существительное – мания, помешательство, сумасшествие, как глагол – сойти с ума или свести с ума; crazy – псих, фанатик, экстремист, сумасшедший, безумный.
Creak - скрип, скрипеть; cream – сливки, крем, помада, пюре, пена (вспомним фильм «Москва слезам не верит», женщины вспоминали из чего делают так называемый китовый крем, само вещество они так и не назвали); crease – складка, сгиб, рубец, морщина, борозда; create – создавать, творить, заниматься творчеством (вы хоть поняли, чем пахнет так популярное ныне слово КРЕАТИВ?).
Creche – детские ясли, Рождественский вертеп; credit - ссуда в банке, финансовый заём, вера, доверие, покупка чего-либо в долг, в общем, кредит; credo – убеждение, символ веры; creepy – вызывающий гадливость, дрожь, страшный, жуткий, неприятный; cretin - идиот, тот, кто под себя ходит.
И это далеко не полный перечень английских слов. А ведь есть ещё латинская, французская, испанская, португальская, нидерландская и прочие лексики. А там тоже масса слов с русскими корнями из не вполне нормативных слов.
Вот, к примеру, итальянское слово critica звучит совсем по-нашенски – критика. Но и в Италии, и во Франции, и в Евросоюзе, и в США критика все больше приобретает свойства, изначально содержащиеся в русских корнях. Критика стала своекорыстной и жестокой, нередко бьющей наповал, поскольку вместо справедливости ныне в нашем обществе действуют по сути волчьи законы, идёт война всех со всеми, ведь в обществе главное – не человек, не его интересы, а получение прибыли. Человеческое общество оказалось в рабстве у денег, а потому перестало быть человечным.
Права певица Наталья Подольская, что критику нужно ненавидеть и уметь защищаться от неё. Я далёк от творчества Натальи Юрьевны, поскольку современную музыку не знаю, не слушаю и не смотрю. Живу песнями своей молодости, балетом и фигурным катанием, то есть тем, что мне доступно в глобальной сети.
Я порылся в интернете, чтобы узнать некоторые подробности из жизни актрисы, надевшей коньки для участия в «Ледниковом периоде. Снова вместе».
Наталья Юрьевна Подольская родом из Белоруссии. Родилась 20 мая 1982 года в Могилёве. Отец — Юрий Алексеевич, юрист. Мать — Нина Антоновна, директор выставочного зала. У Натальи есть сестра-двойняшка Юлиана, старшая сестра Татьяна и младший брат Андрей.
Белоруссия. Хорошая, песенная сторона. Я был в Белоруссии летом 1983 года, ездил на юбилей газеты тракторного завода, мне показали несколько предприятий Минска, провезли по нескольким мемориальным комплексам, в том числе мы были в Хатыни, а потом отдыхали на берегу тихой равнинной речушки. И в пути, и на берегу постоянно звучали песни на белорусском, русском и украинском языках. Ведь мы по сути один народ.
В 9 лет Наташа поступила в театр-студию «Радуга». Начала пела в «Студии W» Могилёвского лицея музыки и хореографии. Выиграла, будучи подростком, гран-при телевизионного конкурса молодых исполнителей «Зорная ростань» (Белоруссия), международного фестиваля духовной музыки «Магутны Божа» (Могилёв) и «Goldenfest» (Польша).
С 1999 по 2004 год она изучала право в Белорусском институте правоведения, окончила его с красным дипломом.
В 2002—2003 годах стала финалисткой на национальном Белорусском телевизионном фестивале «На перекрёстках Европы».
В 2002 году переехала в Москву и поступила на вокальное отделение в Московский институт современного искусства, где певческому мастерству учила Тамара Миансарова. Летом того же года представила Белоруссию на музыкальном фестивале «Славянский базар» в Витебске, разделила третье место с участницей от России Еленой Гуляевой. Потом в Праге, на международном фестивале «Universetalent Prague 2002» победила в номинациях «Лучшая песня» и «Лучший певец».
В марте 2004 Подольская участвовала в отборочном туре на «Евровидение-2004» от Белоруссии. В 2004 году, пройдя кастинг, попала в проект «Первого канала» «Фабрика звёзд-5».
17 декабря 2004 года вышел дебютный альбом «Поздно». В диск вошли 13 композиций, написанных Виктором Дробышем, Еленой Стюф, Игорем Каминским и Артуром Байдо. Песня «Поздно» долго находилась в пятёрке популярных композиций по версии хит-парада Первого канала «Золотой граммофон». 20 декабря состоялся финальный концерт «Фабрики звёзд-5» в СК «Олимпийский». По итогам зрительского голосования Наталья Подольская разделила третье место с Михаилом Веселовым.
Помимо успехов были и неудачи. В одном из конкурсов она оказалась 15-й. Это был для неё удар. Вот, похоже, с этого момента она стала ненавидеть критику. В Википедии даны оценки её творчества на многих этапах, рассказано о личной жизни и увлечениях. Считаю, что у певицы, актрисы немало оснований ненавидеть критику и с недоверием относиться к тем, от кого она исходит.
А есть ещё скрытая критика, анонимная, криптокритика. Она господствует в сфере высокого искусства, где ближайшие друзья и подруги создают сложные условия тем, кто наделён даром лучше их, кто достигает большего или природным талантом или высокой работоспособностью. По сути это признание соперниками и соперницами заслуг того, кто лучше их. О такой форме критики рассказала поэтесса Юнна Мориц после встречи с известной примой балериной Екатериной Максимовой:
«Однажды мы встретились там, где я читала стихи, а Катя Максимова танцевала. Между нами возник родник откровения, где пуанты внутри кровавы, а стопа прекрасной балерины – синяя, фиолетовая, зелёная, от носка до лодыжки. Великое искусство кровоточит. Больно. И незабвенно.
Максимова Катя, пуанты в крови,
Искусство, которое требует плоти
И жрёт её заживо!.. Не отрави
Сиянье пронзительной боли на взлёте,
Пронзительной боли сиянье – за грань,
За раму, за тёмную суть благодати,
Где публика тает, как масло... Не рань
Забвеньем прозрачность Максимовой Кати, –
Пуанты, где катина кровь шелестит,
Висят в облаках, в раздевалке созвездий,
На Лире орфейской, чья память грустит
О тени крылатой в стеклянном подъезде.
В стеклянном подъезде крылатая тень,–
Её не узнать?.. Да с какой это стати?
Искрится высокой природы ступень,
Высокой природы Максимовой Кати.