За скалочку - курочку

Михаил Супонин
 
               
                ЗА СКАЛОЧКУ – КУРОЧКУ
            
                Пьеса для детей по мотивам русской народной сказки
                Действующие лица: 
                ЛИСА
                ВОЛК
                ДЕД
                БАБКА
                АГАФЬЯ ПЕТРОВНА
                МАКАР ТИМОФЕИЧ, муж АГАФЬИ ПЕТРОВНЫ
                ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА, ясновидящая
                *  *  *
 
       Лес. Большое развесистое дерево, под ним нора. Выходит Лиса.
ЛИСА. Серый, ты дома? 
ВОЛК. (высовывается из логова) Где ж мне быть, тута я.
ЛИСА. Тута, тута, голова глУпа. Чем занимаешься?
ВОЛК. На охоту собираюсь. Может зайца споймаю, может мышь попадется.
ЛИСА. (презрительно) Мышь! Для простаков занятие.
ВОЛК. Да?
ЛИСА. Работа куда как немудрящая – мышей ловить. А вот добыть поживу хитростью – дело другое.
ВОЛК. Пожалуй что.
ЛИСА. Воровством и обманом надо действовать.
ВОЛК. Это как?
ЛИСА. Эх ты, башка несуразная. Вот я такое дельце задумала – разжива будет великая.
ВОЛК. Знаю, ты, кума Лиса, на выдумку хитра.
ЛИСА. Только мне помощник нужен.
ВОЛК. Зачем?
ЛИСА. Пойдешь со мной воровать и обманывать?
ВОЛК. Пойду, пойду! Как не пойти! Дело хорошее. А что делать-то?
ЛИСА. Добро таскать. 
ВОЛК. Ворованное?
ЛИСА. Само собой.
ВОЛК. Пойду, пойду! А откуда оно возьмется, добро-то ворованное?               
ЛИСА. Вот нашла я скалочку, в котомке у меня лежит. Пойдем мы в деревню и там хитростью и  обманом барахлишко-то и добудем.
ВОЛК. А в чем хитрость?
ЛИСА. Пойдем, по дороге всё тебе растолкую. Хитрость такая… (уходят).


                КАРТИНА  2
                Вечер. Деревенский дом, светится окошко.
                Из кустов высовываются Лиса с Волком.
ЛИСА. … а взамен скалочки попрошу курочку. Понял?
ВОЛК. Тц-тц-тц! Хорошо бы!
ЛИСА. А ты тут сиди. Дожидайся, когда позову.
ВОЛК. А когда позовешь?
ЛИСА. Когда все уснут, дурень!
                (Лиса стучит в дверь.)
ЛИСА. Тук-тук-тук!
                (Из-за двери слышится голос.)
ДЕД. Кто там?
ЛИСА. Это я, Лисичка-сестричка, открой, дедушка.
                (Открывается дверь, выглядывает Дед.)
ДЕД. Чего тебе, Лиса?
ЛИСА. Пусти, дедушка, переночевать.
ДЕД. Некуда, Лисонька, тесно.
                (Из избы слышен голос бабки: «Сами впритык!»)
ЛИСА. Да много ли мне нужно места! Я сама на лавку, хвост под лавку, а котомочку в уголок. Никак вас не притесню.
ДЕД. Ну ладно, заходи.
                (Лиса заходит. Теперь весь разговор слышен из-за двери.)
ЛИСА. Положу котомку в уголок. Там у меня скалочка.
ДЕД. Клади, клади.
ЛИСА. Скалочка там у меня. Багаж.
ДЕД. Ладно, ладно.
ЛИСА. Очень хорошая скалочка.
БАБКА. Да слыхали, слыхали. Давайте спать ложиться.
ДЕД, ЛИСА. Ложимся, ложимся.
               (Свет в окошке гаснет. Через какое-то время слышен храп.         
                Открывается дверь, выглядывает Лиса.)
ЛИСА. (шепотом) Серый, ты здесь?
ВОЛК. Тута я, тута.
ЛИСА. Да тише ты! Давай мешок.
ВОЛК. Вот.
ЛИСА. Растопырь пошире.
                (Лиса суёт что-то в мешок.)
ВОЛК. Что это? Тёмно, не видно.
ЛИСА. Вещички, утварь всякая.
ВОЛК. (радостно) А! Манатки-пожитки!
ГОЛОС ДЕДА. (сонно) Ась? Пришел кто?
ЛИСА. Спи, спи, дедушка, это тебе приснилось, приснилось.
ДЕД. А-а… (засыпает).
ЛИСА. (Волку) Шепотом, шепотом! Валенок тупой!
ВОЛК. Ладно тебе. Мягкое что-то. Справно! Пихай, пихай еще!
ЛИСА. Тише ты, обормот! Всё. Теперь иди домой, а скалку забрось куда подале.
ВОЛК. Иду, иду (уходит).
                (ЛИСА возвращается в дом. Встаёт солнце.
                В доме слышны зевки, голоса.)               
БАБКА. (зевает) А-а-а…
ДЕД. О-хо-хо!
ЛИСА. Ну, мне пора. Мир дому сему, и всем кто в этом дому. До свиданьица.
                (Лиса выходит из дома.)
ЛИСА. (громко) Ой, что такое? Ой, это как же так-то?
ДЕД. (выходит на улицу) Что случилось, Лисонька?
ЛИСА. Лежала у меня в котомке скалочка. А теперь её нету!
ДЕД. А где ж она?
ЛИСА. Похитил кто-то.
ДЕД. Да кто же?
ЛИСА. Кто же, кто же. Да вот вы её с бабкой-то и украли!
ДЕД. Что ты говоришь такое! Возводишь напраслину!
ЛИСА. А какое еще объяснение может быть? Всё на вас указывает! (голосит) Ой, обокрали! Ой, ограбили!
                (Из окна высовывается Бабка.)
БАБКА. Да что ж ты такое говоришь, кума Лиса! Мы ни сном, ни духом!
ЛИСА. Ничего не знаю! Лежала у меня в котомке скалочка, а теперь пусто!
ДЕД, БАБКА. Не брали мы!
ЛИСА. Ничего не знаю. Должны возместить. А то я вам холоду-то нагоню! Нажму вам холку! Должны убыток покрыть.
ДЕД. Как?
ЛИСА. Давайте мне за скалочку курочку. Я видела, у вас в печке лежит.
БАБКА. Курочку?
ЛИСА. Курочку, курочку. Несите скорее.
ДЕД. (Бабке) Делать нечего.
                (Идёт в дом, выносит курочку.)
ЛИСА. Так-то лучше. (уходит) А то не брали мы, не брали! Знаем таковских.
БАБКА (Деду) Дед, занавески куда-то делись. Не ты снял?
ДЕД. Не трогал я их. (кричит) Эй, Лиса Патрикеевна, ты занавесок не видела?
ЛИСА. (издалека) Ищите сами своё барахло. Позорники бессовестные!  Преступники!

                КАРТИНА 3
                Дерево, нора Волка.  На ветвях развешены занавески,
                полотенца. Волк сидит у дерева, перебирает вещи.
                Выходит Лиса.

ЛИСА. Что это ты делаешь?
ВОЛК. Добро разбираю. Принесла курочку? А то у меня слюнки текут.
ЛИСА. (в сторону) А курочку я по дороге съела, хи-хи-хи. (Волку притворно) Ох-хо-хо… Плохо дело…
ВОЛК. Что такое?
ЛИСА. До чего народ пошел жадный! Скупердяйское население. Не дали курочку.
ВОЛК. Как же так? Я надеялся! Ты меня, кума, не обманываешь?
ЛИСА. Как ты только подумать мог, бессовестный! Уйду от тебя!
ВОЛК. Не уходи, не уходи, кума, это я так, сгоряча. Не серчай.
ЛИСА. Ладно уж. В другой раз думай, что говоришь.
ВОЛК. Прости меня! (хлюпает носом) Кушать хочется.
ЛИСА. Вот возьми корочку, в кармане завалялася. От себя отрываю.
ВОЛК. Вот спасибо, Лиса Патрикеевна!
ЛИСА. Зачем занавески развесил?
ВОЛК. Для красоты.
ЛИСА. Дурачина.
ВОЛК. Что ты сразу, кума, ругаешься. 
ЛИСА. Ладно. Надо добро поделить. (достаёт из кучи) Так, это что?
ВОЛК. Типа лапти.
ЛИСА. Лапти лыковые, новые. Это мне, пригодятся (достаёт другое, рассматривает).
ВОЛК. Дедовы очки разбитые.
ЛИСА. Это тебе.
ВОЛК. На что они мне? У меня зрение хорошее.
ЛИСА. Носи, носи. За умного сойдешь.
ВОЛК. Не буду.
ЛИСА. Твоё дело. А это накидушка на тумбочку, с вышивкой.
ВОЛК. Я беру.
ЛИСА. Обойдешься.
ВОЛК. Это почему?
ЛИСА. У тебя что, тумбочка есть?
ВОЛК. Нету.
ЛИСА. Тогда и нечего.
ВОЛК. У тебя тоже нету.
ЛИСА. Будет. Так что мне сгодится. Дальше. Стакан. Бери.
ВОЛК. Он треснутый.
ЛИСА. Бери, бери, заклеишь, как новый будет.
ВОЛК. Я из стаканов не пью. Я из ручья.
ЛИСА. Привыкай, культурным будешь. Засим… ложка деревянная, расписная. Это мне.
ВОЛК. А мне?
ЛИСА. А тебе… вот (протягивает).
ВОЛК. Че это мелкое такое? Таракан дохлый! Зачем мне?
ЛИСА. В стакан положишь.
ВОЛК. Ты, кума Лиса, надо мной, видно, смеешься? Всё хорошее себе, а всякую дрянь мне подсовываешь.
ЛИСА. Разве?
ВОЛК. Мне это обидно. Надо по справедливости.
ЛИСА. Как тебе не совестно! Я тебе самое лучшее отдаю! Самое ценное!
ВОЛК. Это стакан-то колотый ценное?
ЛИСА. Да! Цены ему нет.
ВОЛК. Это почему же?
ЛИСА. Потому что старинный прибор. По-научному – раритет. В любой лавке сто рублей отвалят. С руками оторвут.
ВОЛК. А таракан?
ЛИСА. Это средство народное, тоже дорогое.
ВОЛК. Да?
ЛИСА. Да. Ежели у кого голова заболит, надо это редкое насекомое в ступке, а можно и в твоём стакане; растолочь и выпить. Как рукой снимет.
ВОЛК. Растолочь… Надысь слыхал, ежели жабью лапу да двух пауков, да погибай-траву с паутиной растолочь и кого облить этим снадобьём, то он высохнет и в прах обратится.
ЛИСА. Сам ты прах-впопыхав. Бабьи сказки.  Я тебе самое наилучшее отдаю, уникальное, а он морду воротит. Уйду от тебя.
ВОЛК. Ну ладно, кума, ну…
ЛИСА. Вот она черная неблагодарность! Эгоист бессердечный! Уйду!
ВОЛК. Не уходи, не уходи, кума, это я так, не подумавши. Не досадуй!
ЛИСА. Ладно уж, что с тебя взять. Еще спасибо скажи, что вообче даю тебе.
ВОЛК. Спасибо, Лиса Патрикеевна. На кладбище надо.
ЛИСА. Что на кладбище?
ВОЛК. Зелье то на кладбище ночью толочь надо. Кладбищенское зелье самое наилучшее.
ЛИСА. Пентюх ты кладбищенский. Ладно, отдохнем до вечера, а там отправимся на промысел.


                КАРТИНА 4
                Вечер. Деревенский дом, светится окошко.
                Из кустов выглядывают Лиса с Волком.
ВОЛК. В энтом доме Агашка со своим мужиком живёт.
ЛИСА. Знаю. Сделаем как вчера.
ВОЛК. Как?
ЛИСА. Болван бестолковый. Я в дом пойду, а ты до поры в кустах сиди.
ВОЛК. Че сразу болван-то! Курочки-то у тебя нету.
ЛИСА. А я заместо курочки пук соломы сунула.
ВОЛК. А ну как обман раскроется?
ЛИСА. Не раскроется. Народ у нас простой, всему верит. Ну, я пошла.
ВОЛК. Я в нетерпении!
                (Лиса подходит к домику.)
ЛИСА. Тук-тук-тук!
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Кто там?
ЛИСА. Это я, Агафья Петровна, Лисичка.
                (Дверь открывается. Там женщина.)
АГАФЬЯ. Чего тебе, Лисонька?
ЛИСА. Пустите переночевать, Агафья Петровна.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Кто там, Агафья?
АГАФЬЯ. Это, Макар Тимофеич, Лиса переночевать просится.
МАКАР. Скажи, у самих тесно.
АГАФЬЯ. У нас самих, Лисонька, тесно.
ЛИСА. Я вас не стесню. Сама на лавочку, хвост под лавочку, а котомочку в уголок.
АГАФЬЯ. (в дом) Говорит не стеснит, говорит на лавочке.
МАКАР. Ну ладно, ну пускай.
АГАФЬЯ. Проходи, Лисонька.
                (Лиса заходит, дверь закрывается.) 
ЛИСА. Чем это у вас так приятно пахнет?
АГАФЬЯ. А это у нас в печи уточка томится. Завтра скушаем, и тебя угостим.
ЛИСА. Спасибочки, Агафья Петровна, и вам благодарствую, Макар Тимофеич! У меня самой имеется курочка. Вот, в котомке лежит.
АГАФЬЯ. Ну и хорошо.
ЛИСА. Зажарила курочку, да в котомку и положила.
АГАФЬЯ. Ну и славно.
ЛИСА. Так в котомке и несла. Вес в ней имеется.
АГАФЬЯ. Ну и молодец.
ЛИСА. Я котомочку, что с курочкой, в уголок поставлю.
АГАФЬЯ. Ставь, ставь, Лисонька.
ЛИСА. В котомке курочка. Перекусить в дороге. Или кого угостить, к примеру.
МАКАР. Хватит вам балоболить, спать пора.
АГАФЬЯ. Ложимся, ложимся, Макар Тимофеич.
ЛИСА. Я на лавочку, хвост под лавочку. А котомку в уголок. А в ней курочка.
    (Огонёк в окне гаснет. Через какое-то время слышится сонное сопение.         
             Открывается дверь, выглядывает Лиса.)
ЛИСА. (шепотом) Серый, где ты?
ВОЛК. Тута я, тута.
ЛИСА. Подавай мешок.
ВОЛК. Вот он!
ЛИСА. Ты умеешь, олух, молчком?
ВОЛК. (шепотом) Могём, могём… складывай.
                (Лиса складывает вещи в мешок.)
ЛИСА. Вот, вот, и еще вот… Солому не выбрасывай, пригодится еще.
ВОЛК. Радостно на душе!  Как воровать-то приятно!
ГОЛОС МАКАРА. (сонный) Чего? Кто там явился?
ЛИСА. Спи, спи, Макар Тимофеич, это тебе послышалось. Мыши, скребутся.
МАКАР. А-а… (засыпает, храпит).
ЛИСА. (Волку) Пентюх безмозглый! Вообще молчи! Всё дело порушишь! 
ВОЛК. (шепотом) Чижолый мешок!
ЛИСА Теперь давай дёру и сиди там безвылазно!
             (Волк убегает, Лиса скрывается в доме; наступает утро.)

МАКАР. О-хо-хо… Вставать пора…
АГАФЬЯ. А-а-а… Скотине корму задать…
ЛИСА. И мне пора.  Мир дому сему, и всем кто в этом дому. До свиданьица.
                (Лиса выходит из дома.)
ЛИСА. (громко) Ой, что такое? Ой, это как же так-то?
АГАФЬЯ. (выходит на улицу) Что случилось, Лисонька?
ЛИСА. Лежала у меня в котомке курочка! А теперь её нету!
АГАФЬЯ. Куда ж она делась-то?
ЛИСА. Вот и я думаю. В доме-то только мы с вами были. Что это значит?
АГАФЬЯ. Ума не приложу.
ЛИСА. Не могла же я сама у себя курочку украсть?
АГАФЬЯ. Знамо дело. Зачем тебе.
ЛИСА. Значит что?
АГАФЬЯ. Что?
ЛИСА. Значит это вы, Агафья Петровна вместе с Макар Тимофеичем и украли.
МАКАР. (из окна) Ну, это ты, Лиса, уж слишком!
ЛИСА. Ничего не слишком. Больше некому. Так что давайте мне вместо моей курочки вашу уточку.  Называется – кумпенсация.
АГАФЬЯ, МАКАР. Как?!
ЛИСА.  Так. Советую – по-хорошему.
МАКАР. А по-плохому?
ЛИСА. А по-плохому: всей деревне расскажу чем вы тут занимаетесь! Как вы людей обворовываете! Мошенники нечистоплотные!
АГАФЬЯ. Свят, свят, свят!
ЛИСА. (кричит) Воры! Обманщики! Проходимцы! Живорезы!
МАКАР. (Агафье) Агафья, отдай ей уточку.
АГАФЬЯ. Да как же…
МАКАР. Отдай, говорю!
                (Агафья идёт в избу, возвращается.)
АГАФЬЯ. (протягивает Лисе) Бери.
ЛИСА. Скажите еще спасибо, что так отделались. А то бы я вас взгрела. Покрылись бы позором! Варвары! Негодяи циничные! (уходит).
АГАФЬЯ. За что нам такое наказание!
МАКАР. Пускать не надо было!
АГАФЬЯ. Так ведь…
МАКАР. Агафья, ты куда самовар отнесла?
АГАФЬЯ. Я его не трогала.
МАКАР. А где же он?
АГАФЬЯ. Не знаю.
МАКАР. Ах ты воровка несчастная! Злодейка!
АГАФЬЯ. Что б тебе ни дна, ни покрышки!



                КАРТИНА 5
         Лес, дерево, обиталище Волка. Теперь к добру прибавились 
               горшки, сапоги и пр. Волк, оплетенный рыболовной сетью,
          пытается из неё выпутаться. На нём надеты трусы. Выходит Лиса.
ЛИСА. (смеется) Ой, не могу!
ВОЛК. В сети запутался. Тимофеич-то рыбак…
ЛИСА. Трусы зачем надел?
ВОЛК. Для красоты. А чего?
ЛИСА. Они же бабские.
ВОЛК. Разве?
ЛИСА. Конечно.
ВОЛК. А ты почему знаешь?
ЛИСА. Так на них вон уточки нарисованы.
ВОЛК. Гм… А, пускай. Теперь мужики бабское носят, а бабы мужицкое. Теперь допускается.
ЛИСА. Ну, потешил меня!  А-ха-ха!
ВОЛК. Ладно, ладно. Давай уточку скорее.
ЛИСА. (в сторону) А уточку я по дороге скушала. Хороша была уточка! (Волку, скорбно) Нету уточки.
ВОЛК. Как нету?!
ЛИСА. Не дали. Скупцы, скряги! Зажимистый народ, сквалыжный. Не дали уточку.
ВОЛК. Вот тебе раз! Я-то думал: попируем! Ты, кума, меня не дуришь?
ЛИСА. За что же мне такое бесчестье! Я, можно сказать, головой рискую, а он… (рыдает) Бессовестный! Ухожу от тебя! Увольняюсь!
ВОЛК. Не уходи, не уходи, кума, это я так, сдуру. Не таи обиду.
ЛИСА. Ладно уж. В другой раз ерунду-то не говори. Язык как помело.
ВОЛК. Прости меня! (хлюпает носом) Кушать хочется.
ЛИСА. Вот возьми сухарик, в кармане завалялся. От себя отрываю.
ВОЛК. Вот спасибо, Лиса Патрикеевна!
ЛИСА. Ну, чего тут у нас? (перебирает) Свечка… Мочало… Скатерть…
ВОЛК. Я беру!
ЛИСА. Перебьешься. Скатерть я возьму. Тебе вот (протягивает).
ВОЛК. Что это?
ЛИСА. Макаровы онучи.
ВОЛК. Да они дырявые.
ЛИСА. Ничего, заштопаешь. Вот еще тебе.
ВОЛК. Ведро помойное. Не надо мне.
ЛИСА. Бери, бери, в хозяйстве всё пригодится. Так, тряпка половая. Возьмешь?
ВОЛК. Обойдусь.
ЛИСА. О! тарелка с синей каёмочкой! Это мне.
ВОЛК. Нет, мне!
ЛИСА. Ты опять? Снова за старое?
ВОЛК. Да бери, бери.
ЛИСА. Погоди, а где самовар?
ВОЛК. (преувеличенно удивлённо) Какой самовар?
ЛИСА. Медный. С краником.
ВОЛК. Что-то я не припомню. Самовар какой-то.
ЛИСА. Я его точно умыкнула. Не могла ошибиться.
ВОЛК. Может, ты перепутала?
ЛИСА. Ничего не напутала. Где же он? Не иголка ведь!
ВОЛК. Надо же. Недоступно для понимания.
ЛИСА. Может, ты за дерево поставил, да и забыл?
ВОЛК. Да вроде как бы…
                (Лиса заглядывает за дерево.)
ЛИСА. Нету.
ВОЛК. Таинственное явление.
ЛИСА. А ну-ка в норе посмотрим… (идет к норе).
ВОЛК. Не ходи, там тёмно, не ходи!
ЛИСА. Ничего, я темноты не боюсь (заглядывает).
ВОЛК. Там сырость ужасная, еще простынешь! Не ходи!
ЛИСА. А-а! Вот он, голубчик!
                (Лиса вытаскивает из норы самовар.)   
ВОЛК. Ой, и правда самовар! И как он там оказался?
ЛИСА. Да, как он там оказался?
ВОЛК. Ума не приложу.
ЛИСА. А я приложу. Ты его туда и спрятал.          
ВОЛК. Я?! Что ты, Лиса Патрикеевна!
ЛИСА. Хотел от меня утаить, глаза твои бесстыжие!
ВОЛК. Да что ты, матушка! Это он, наверно, сам туда закатился.
ЛИСА. В лоб тебе сейчас закатится!  Где тут тряпка половая?
ВОЛК. Не надо, Лиса Патрикеевна!
                (Лиса лупит Волка тряпкой.)
ЛИСА. Вот тебе! Вот тебе!
ВОЛК. Спасите! Помогите!
ЛИСА. Хотел схоронить самоварчик-то? Меня обмануть? Признавайся!
ВОЛК. Не бей, кума! Признаюся! Я больше не буду! Бес попутал! Отслужу!
ЛИСА. Ну, гляди, последний раз прощаю. Остолбень. Так, что тут у нас еще… Коврик над кроватью вешать. Охотники друг другу истории всякие рассказывают. Не нравится мне этот сюжет. (Волку) Возьмешь?
ВОЛК. Нет, нет! Ни за что!
ЛИСА. Чего так взволновался?
ВОЛК. Чего-чего… Вот у одной бабы соседка была. И говорит: купи у меня коврик, сын мол, из города привёз. А у меня, мол, такой уже имеется.
ЛИСА. С охотниками?
ВОЛК. Не, с лебедями. Там лебеди в пруду плавали.
ЛИСА. И чего?
ВОЛК. Баба и купила. Прибили они с мужем коврик над кроватью, и спать легли. Ну, спят. Как вдруг из пруда рука зеленая высовывается!
ЛИСА. Из какого пруда? Они что, рядом с прудом жили?
ВОЛК. Из коврика! Коврик-то заколдованный был!
ЛИСА. Ну, высунулась. И дальше чего?
ВОЛК. Высунулась и бабу ту душить начала. Баба криком кричать, а рука зеленая её душит-душит, душит-душит! А баба кричит-кричит!
ЛИСА. А муж что же, не слышит?
ВОЛК. Не, проснулся. Схватил руку да один палец-то и откусил. А на другой
день смотрят: а у соседки рука тряпкой замотана. Спрашивают – что случилось?
ЛИСА. А она?
ВОЛК. А она, мол, поцарапала нечаянно. Мужик тряпку с руки сдёрнул – а там одного пальца нету!
ЛИСА. Вон чего.
ВОЛК. А на другую ночь опять рука высунулась и на бабу! А мужик возьми
да топором ей руку-то и отруби!
ЛИСА. Всю, что ли?
ВОЛК. Не, по локоть. А на другой день смотрят – а соседка-то по локоть без
руки! Ну, тут всем понятно стало – ведьма она.
ЛИСА. И чего с ней сделали?
ВОЛК. Хотели схватить, а она об землю ударилась и превратилась в ворону.
И улетела, только её и видели. Ну а ковёр потом сожгли от греха, мало ли.
ЛИСА. История…
ВОЛК. Потому что – волшебство!
ЛИСА. Ладно, отдохнём пока, а вечером за дело.

                КАРТИНА  6
                Вечер. Домик, светится окошко.
                В кустах сидят Лиса и Волк.
ЛИСА. Вот этот домишко и возьмём.
ВОЛК. Этот? С петушком на крыше?
ЛИСА. С петушком.
ВОЛК. Ты что! Нельзя этот домик трогать!
ЛИСА. Почему?
ВОЛК. В нём ворожея живёт! Колдунья!
ЛИСА. Брехня.         
ВОЛК. Ничего не брехня. Недаром её зовут Ведунья Волховна. Всё время слова колдовские говорит. Слышишь?   
                (Из дома доносится глухой голос.)
ГОЛОС. Алконост-дубропост… Баланты-кубарты… Алюбо-колюбо…
ЛИСА. Это чего?
ВОЛК. Так слова волшебные!
ЛИСА. Ну и что?
ВОЛК. То! Заколдует и нас заодно!
ЛИСА. Басни деревенские.
ВОЛК. Не надо, кума, в беду попадём! Уйдём от греха!
ЛИСА. Ну, хватит, надоел. Скажем: а где же уточка? И потребуем гусочку. Ха-ха. Сиди здесь, а я пошла.
                (Лиса идёт к домику.)
ЛИСА. Тук-тук-тук!
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА.  Кто там?
ЛИСА. Это я, Лисичка-сестричка.
                (Дверь открывается. На пороге старушка.)
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Ой, и впрямь Лиса Патрикеевна. А я – Ведунья Волховна. Так чего тебе, Лисонька, надобно?
ЛИСА. Мне бы…
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Должно быть, переночевать?
ЛИСА. Одну ноченьку.
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Ну что ж, переночуй, Лисонька, переночуй, милая.
ЛИСА. А у вас не тесно? А то я на лавочку…
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. …хвост под лавочку, а котомочку в уголок.
ЛИСА. А вы, бабушка Ведунья Волховна, откуда знаете?
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. А я, Лисонька, как на кого посмотрю, так и ведаю, чего он желает.
ЛИСА. А это… я вас не стесню?
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. И-и, места хватит. Да что ж мы стоим? Сядем на завалинку. Вечерок-то уж больно хорош. Коляда-осяда.
ЛИСА. Что-что?
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Это я так, ничего. Ветерок стих.
                (Садятся. Молчат.)
ЛИСА. Помехой вам не стану?
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Что ты, матушка! И ты поместишься, и дружок твой любезный.
ЛИСА. Это… который?
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Да вон, Волчишко серенький, что в кустах сидит.
ЛИСА. Разве? В кустах?
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Ну да. Выходи, Волчок, серенький бочок.
                (Молчание.)
ЛИСА. (подходит к кустам, шепотом) Выходи уж, раз спалился, дурачина.
                (Волк выходит, у него стучат зубы.)
ВОЛК. З-з-здрасьте…
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Здравствуй, здравствуй, Волчишко. Присаживайся.
ВОЛК. Я постою.
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Ты мешочек-то в кустах забыл. Кисель-насель.
ВОЛК. (Лисе шепотом) Вот, сказывал тебе!
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Мешочек, говорю, оставил.
ВОЛК. А, это… Щас возьму (забирает мешок).
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Тоже, никак, ночевать негде?
ВОЛК. Тоже никак… А как вы узнали, что я в кустах сижу?
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Так, помнилось.
ВОЛК. А-а… А это…у вас гусочка есть?
ЛИСА. (шепотом) Идиот!
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Нету. Как у вас нету уточки, так и у меня нет гусочки.
ЛИСА. А вы откуда знаете?
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Да уж знаю. Направо-дубрава.
ВОЛК. А чем же, я извиняюсь, вы питаетесь?
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Корешки полезные ищу, травки целебные собираю. Заварю чаёк, мне и довольно.
ВОЛК. Чудно;.
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Темнеет. Мы в деревне рано ложимся. Пойдемте, гости дорогие, в избушку.
                (Ведунья Волховна с гостями заходят в дом.)
ЛИСА. (Волку) Иди ты первый.
ВОЛК. Я боюся. Иди ты.
ЛИСА. Эх ты, трус несчастный, тюлелей.
                (Лиса заходит, за ней Волк. Дверь закрывается.)
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Звёзды частые на небе зажглися, пора и нам укладываться.
ЛИСА. Я на лавочку, хвост под лавочку, а котомку в уголок.
ВОЛК. У ней там уточка.
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Разве? Оторопь-уподобь.
ВОЛК (Лисе) Вот опять!
ЛИСА. (шипит Волку) Молчи, дурень!
ВОЛК. А мне куда? Тоже на лавочку? К Лисе? 
ЛИСА. Совсем сдурел, тюха? Ложись вон под печку.
ВОЛК. Под печку так под печку. (Лисе шепотом) А потом-то чего?
ЛИСА. Ложись, ложись, пентюх. Всё обделаем.
                (Ночь. Светит месяц. Дверь тихонько открывается,
                выходит Лиса. Следом за ней Волк.)
ЛИСА. Тихо ты! Не шкрябай когтями!
ВОЛК. Сама не шкрябай. Че мешок-то такой легкий?
ЛИСА. Какой есть.
                (В окне зажигается свет. На пороге появляется Ведунья Волховна.)
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Чай, гости дорогие, в дорогу собрались?
ЛИСА. Да нам, это, пора.
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. А то остались бы. Дождались бы утра.
ВОЛК. Нет, нет, нет! Нам надо.
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Ничего не забыли, всё взяли?
ЛИСА. Всё, всё. До свиданьица!
                (Волк бросается бежать, Лиса за ним.)
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. До свиданьица, до свиданьица! Буратень-колотень.
               
                КАРТИНА 7
               Утро. Под деревом Лиса и Волк. Лиса вытряхивает мешок.
ВОЛК. Че это? Труха какая-то.
ЛИСА. Это трава у ней сушилася.
ВОЛК. Старьё всякое. Зачем нам эта рухлядь?
ЛИСА. Что было, то и взяла.
ВОЛК. Говорили тебе.
ЛИСА. Ты меня учить будешь?
ВОЛК. Пузырьки какие-то… Не надо было туда соваться.
ЛИСА. Тебя не спросили.
ВОЛК. Кукла из соломы. Хорошо хоть нас не заколдовала.
ЛИСА. Надоел ты мне.
ВОЛК. А ты мне. Книжка потрепанная…
ЛИСА. Да ты кто такой?
ВОЛК. Сама кто такая?
ЛИСА. Уймись, пока не поздно!
ВОЛК. Сама уймись. Нашлась тоже, дошлая…
ЛИСА. Кончилось моё терпение! Тюлелей! Мякинник! Вот тебе! (бьет Волка тряпкой).
ВОЛК. (отбивается) Сама дура! Плутовка! Калоша рыжая!
ЛИСА. Ты у меня хвост подожмешь! Шут гороховый!
             (Дерутся, бегают вокруг дерева. Появляется Ведунья Волховна.)
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Ба! Милые бранятся, только тешатся.
ВОЛК. Эта… Здрасьти.
ЛИСА. Доброе утречко.
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Богато живёте.
ЛИСА. Что вы, Ведунья Волховна, живём мы скромно, бедно, а это всё нам люди добрые в дар принесли, народ-то у нас отзывчивый, жалостливый, как говорится, помощь гуманная, с миру по нитке…
ВОЛК. Народ, эта… благоприятный.
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Верно, верно говорите, друзья мои милые. А я вот тоже вам подарочек принесла.
ВОЛК. Какой?
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Скалочку.
ВОЛК, ЛИСА. Скалочку?!
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Ну да, скалочку. По дороге шла, шла, и нашла. Думаю, пригодится Лисоньке и Волчишке  серенькому. Пригодится, чай?
ЛИСА. Пригодится…
ВОЛК. П-полезная вещь.
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Вот и я так думаю. Только скалочка эта непростая, волшебная. Свойство у ней имеется.
ЛИСА. Это какое же?
ВОЛК. (в сторону, шепотом) За скалочку курочку, хе-хе.
ЛИСА. (Волку шепотом) Молчи, дурак!
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Называется она – скалочка-наказалочка.  Урок-впрок.
ВОЛК. Это как?
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Скалочка эта правду любит.
ЛИСА. А неправду, значится, нет.
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Точно так. Кто неправду скажет – тому наказанье выйдет.
ВОЛК. А как она узнает, что наврали?
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Узнает. По ответу и расплата придёт.
ЛИСА. Интересная скалочка.
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Ну, кто первый?
ЛИСА. Нам некогда. Нам идти пора…
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Стоять! Мулды-талды!
             (Лиса и Волк вытягиваются по стойке смирно.)
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. (Волку) Ну, давай ты, Волчок серый бочок.
                (Волк, словно деревянный, берёт скалку.)
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Теперь спрашивай.
ВОЛК. А чего вопрошать?
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Ну, спроси например: хорошо ли я вёл себя?
ВОЛК. Скалочка, скалочка, хорошо ли я вёл себя?
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Сам и отвечай.
ВОЛК. Очень хорошо я себя вёл, похвально! Прилежно! Можно сказать, как нельзя лучше!
                (Неожиданно Волк начинает лупить себя скалкой,
                словно веником в бане.)
ЛИСА. Эй, Серый, ты что делаешь?
ВОЛК. Ой! Ай! Это не я! Это скалка сама меня бьёт! Ой! Ай!
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. А не надо обманывать. Ну, хватит. (забирает скалку, протягивает Лисе.) Теперь ты, матушка.
ЛИСА. Не возьму.
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Смирно! Взять скалку! Растакай-матакай!
                (Лиса покорно берёт скалку.)
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Спрашивай.
ЛИСА. Скалочка, скалочка, разве я кого обманывала, разве я когда воровала?
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Отвечай.
ЛИСА. Всё делала по совести! Люди оченно довольны были! Копейку чужую не взяла! Никто словом меня не попрекнул! Я самая наилучшая!!!
               ( Лиса лупцует себя скалкой, бегает вокруг дерева.)
ВОЛК. Совсем сдурела!
ЛИСА. Это не я! Это всё скалка! Ой! Ай! Хватит, Ведунья Волховна!
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Стоп, скалочка.
                (Лиса останавливается.)
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Это вам в назидание. Сколько веревочке ни виться, а конец будет. А сейчас идите, и всё добро людям верните. И Деду с Бабкой, и Агафье Петровне с Макар Тимофеичем.
ЛИСА. Всё отдадим!
ВОЛК. Возвернём взад!
ЛИСА. Только скалочку…
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. Только скалочка при вас всегда будет. Ёлды-чубарты.
ЛИСА, ВОЛК. Горе нам! Несчастие!
ВЕДУНЬЯ ВОЛХОВНА. А потом… (в зал)  Что, дети, потом?
ДЕТИ. Под суд их! Дать срока; огромные! Пожизненно! В Белый Лебедь их! В Черный Дельфин! 
                К О Н Е Ц
                Супонин Михаил Александрович
                syponinma@inbox.ru