Девятый месяц войны. На краю

Виолетта Трофимова
Моя страна ходит по краю пропасти. И даже если две ракеты, разорвавшиеся в Польше и убившие двоих людей, не были российскими и прилетели туда случайно, это не означает, что в следующий раз они не будут российскими и не прилетят туда намеренно.

Моя страна ведет обычную захватническую войну и заставляет меня жить в ситуации столетней или даже более, чем столетней давности. За последние два месяца случилось много событий. Было официально оформлено вхождение четырех украинских регионов (ни один из которых целиком не контролируется Россией) в состав РФ, началась и уже официально (хотя и без документов) закончилась так называемая «частичная» мобилизация, из-за которой сотни тысяч российских мужчин бежали в страны ближнего и дальнего зарубежья. Случился подрыв газопровода «Северный поток» и взрыв на Крымском мосту, после которого обстрелы украинских городов стали откровенными и неприкрытыми. Наконец, российские войска покинули Херсон, и этот город вернулся под контроль Украины. Последнее событие вызвало бурную радость у украинцев и гнев, разочарование и раздражение в среде сторонников войны в России. Наконец, Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию о репарациях России в пользу Украины, мнения серьезно разделились, возможно, и потому, что многие считают, что этих репараций ждут нечистые на руку деятели, мечтающие на них нажиться. И вот произошел самый интенсивный с начала войны обстрел украинских городов, миллионы людей остались без света, не обошлось без жертв.

Были прогнозы, что после оставления российскими войсками Херсона появится база для российско-украинских переговоров, и они снова начнутся. Сигналы уже есть: например, переговоры в Турции на уровне российской и американской разведок. Однако подобные переговоры неприятны обеим сторонам: для России это признание в собственных военных неудачах, а Украина стремится не останавливаться на Херсоне и закрепить военный успех. Не нужны эти переговоры и тем, кто хочет сменить власть в России. В моем личном восприятии с самого начала войны главным были обычные, мирные люди: их жизнь и здоровье, право на элементарные удобства: электричество, тепло в домах, возможность спокойно ходить по улице, спокойно работать. И, чтобы достичь этой цели, мне все равно, кто с кем будет договариваться, лишь бы был результат. Потому что в других аспектах моя страна уже вошла в пике, когда начала эту войну, и возможные сценарии развития событий - унижение, революция и настоящая, не экономическая и не гибридная, мировая война - я уже рассмотрела. Нас не так мало - тех, кто это понимает, и тех, кто не поддерживает эту войну. Мы есть, те, кто не боится открыто сказать: «Я против этой войны».

16 ноября 2022 года