Ранний вызов

Юрий Шель
Вспоминается яркое. Рутина забывается сразу.

Это было в 1998 году, когда я был на год "сослан" из Экспертного управления в простой отдел. Сейчас это смешно, а тогда было не очень. Работа на свежем воздухе первое время даже нравилась. Но потом целый год изнуряющих разъездов на происшествия по 12 часов в день укатали бы даже самого резвого Сивку.

А этот случай запомнился, потому что произошел ни в мое дежурство, и "свалился" на меня  необычно. Заканчивалась неделя работы. В субботу был снова рабочий день, но вечером мы собрались с экспертами, и до ночи крепко выпили.

Я так сладко спал в воскресенье, но в шесть утра жена меня растолкала.

-За тобой приехали, посмотри их сколько, - взволнованно показала она в окно. В калитку моего частного дома, и даже по стеклам окон одновременно стучали несколько человек. Так колотить могут только грубые невоспитанные менты. На склоне горы стояли два ментовских Уазика и Волга. Это было самое неподходящее время. Только светало. У меня болела голова, я очень хотел спать, во рту - сухо. Я попытался встать, и меня зашатало.

Со злости я прямо в семейных трусах пошел открывать. На пороге стоял полковник милиции. Из-за его спины выглядывал еще один полковник. А на горе перед моим домом был целый сходняк ментов: курящие, орущие, кто-то смеялся, а несколько человек возбужденно о чем-то спорили.

-Вы эксперт?-спросил меня полковник.-Разрешите доложить. Случилась беда. Ограбили главу администрации Советского района. Необходимо Вам срочно приступить к обнаружению следов.

Я небрежно почесал задницу и разозлился. Полковник был упитан, щекаст, и форма на нем - с иголочки, новенькая. А мы ходили вечно в старом и драном, и всегда на складе для нас не было ничего. Как и пайковых мы не видели уже два года. А этот-сытый и ухоженный, как с картинки.

Я не стал с ним церемониться, потому что вообще не хотел никуда ехать.

-У меня единственный выходной. Пусть дежурный эксперт едет. Почему я?
-Дежурный эксперт просил вызвать именно Вас. Требуется ваш практический опыт.

Как мне это было знакомо...Это типичный сволочной подход из серии "ты должен", потому что приказано. Но люди, отдающие приказ, не понимают очень многие тонкие вещи. Конечно, ты подневольно побредешь что-то выполнять. Но экспертная работа- творческая, научная, если хотите, с чуйкой. Я же помашу кисточкой для отмазки, и никто не поймет, что я "положил член" на этот приказ. Можно заставить подчиненного под присмотром выполнить тупую работу: таскать камни, носить ведра, но ты не можешь приказом заставить криминалиста "вложить душу" в раскрытие преступления.

-Мне надо умыться. И мне нужен мой экспертный чемодан.
-Все уже привезли,- обрадовался полковник.- И Ваш забрали, и дежурный. Все в машине. Мы сразу на квартиру поедем.

Через пять минут, жадно отхлебнув из крана холодной воды, я сел на переднее сидение Волги, и с комфортом ехал на происшествие. Это единственная привилегия, которую они смогли мне предложить.

За нами следовали два Уазика. Зачем? Чтобы я не сбежал, наверное.

Мы поднялись на лифте на восьмой этаж элитного нового дома. На широкой лестничной площадке не было места. Одних только полковников милиции было четыре. Остальных- толпу гражданских, я тоже не знал. Я забрал у полковника свой чемодан и ехидно спросил:
-А в квартире такая же толпа? Все облапали, наверное, затоптали?
-Нет,- вдруг обратился ко мне взволнованный мужик. Я хозяин квартиры, ну, и... - Он опустил глаза, как будто ему было стыдно, и продолжил:
-Ну, и глава района. Мы с женой на даче были. А уборщица пришла и увидела, что вся квартира перевернута, стекло на кухне разбито. С улицы залезли...Хорошо, что Вы приехали. Никто больше туда не заходил, и Вам мешать не будут, работайте.

Я надел латексные перчатки, зашел в квартиру и плотно закрыл за собой дверь.
Квартира была, как вертеп после шабаша. Что не вынесли, то поломали. На полу блестел осколками импортный китайский сервиз. Часть дорогих вещей из платяного шкафа была затоптана грязными ногами. Из буфета с раскрытыми дверцами виднелась сиротливая кофейная чашка. На круглом столике возле стильных кожаных кресел лежали два набора иностранных конфет.

Один был пустой с затушенными об него сигаретами, как будто длинная пепельница. Второй шоколадный набор был грубо разорван пополам, и на столе рассыпалось несколько конфет. На полу я увидел пустую бутылку из-под рома. Все было понятно. Воры не спешили. Они не только поживились, но и не спеша "кайфанули" от куража и безнаказанности.

Я поставил чемодан. Сел в кресло, съел конфетку, оглядел медленно комнату. Было так тихо и уютно. Я прикрыл глаза, и ... заснул.

Я проснулся оттого, что в коридоре кто-то громко спросил:
-Можно зайти?
-Нет, я работаю,- испуганно закричал я, пытался сообразить, сколько же я проспал-час или два?

Зато голова была свежей, и чувствовал себя бодро. Я потянулся, прошел на кухню и заметил желтый скотч. Выбитое стекло на полу было плотно проклеено этим скотчем. Ну, конечно, знакомый "почерк". Я с таким уже сталкивался в своем районе. На крыше высотного дома привязывают к трубе вора посмелее. Пара человека его наверху страхует. Он спускается на веревке до нужной квартиры: последнего или предпоследнего этажа многоэтажки. На поясе у него сумка с "инструментом". Он многими слоями наносит ленты липкого скотча на стекло. Бьет молотком верх первого стекла, стекла при этом не разлетаются. Потом верх второго стекла...И с глухим стуком сваливает на пол квартиры единую массу скрепленных скотчем осколков.

Так, здесь понятно. Теперь быстро надо обработать следы. Я махнул несколько раз кисточкой и увидел на краю разбитого стекла захват в виде рисунка строительных перчаток.

Пять минут-и на коробке конфет нарисовался след уже другого матерчатого узора.
Все, "ловить" больше здесь нечего. Вряд ли они раскроют эту кражу. Я сфотографировал место происшествия. Немножко помучался со следом обуви, пока проступил обработанный порошком отпечаток кроссовка.

Все изъятые следы я аккуратно упаковал, подписал бирки. Работа была сделана добросовестно. Пора было выбираться отсюда.

Я прошел в коридор и открыл дверь. На лестничной площадке стояла та же шумная толпа. Подбежал потерпевший, хозяин квартиры.

-Ну, что? Нашли что-нибудь?

Я коротко объяснил:

-Скинули по веревке человека с крыши. Он влез через кухню. Открыл дверь квартиры изнутри. Зашли подельники в перчатках. Не торопились. Кстати, деньги, ценности были дома?
-На даче. - тихо шепнул мне мужчина.- А здесь сумочки жены итальянские, фужеры позолоченные, картины дорогие. Да черт с ними, наживем. Обидно, что какие-то подонки что хотели здесь, то и делали. И ничего не боялись. Такой позор для меня, если их не найдут. Весь район знает. Так... Вы, наверное, голодный? Вас из кровати подняли, да? Сегодня еще выходной, а Вы тут из-за меня...Значит, так. Где здесь начальник РОВД?

-Я здесь, Михал Саныч.- подбежал милицейский начальник.
-А начальник следствия где?
-Я на месте,- отозвался высокий худой мужик с папочкой.
-Значит, так, товарищ полковник. Мы с экспертом и следователем будем у соседа, пообедаем. Часа через два зайдешь.
-Есть.

И Михал Саныч звонит в соседнюю дверь. Открывает солидный мужчина в возрасте. Мы заходим.
-Что у тебя есть пожрать? - по-простому спрашивает глава района.

Тот открывает холодильник.
-Есть красная рыба и спирт.
-Накрывай.

Всего через полчаса после стакана спирта "выключился" худой следак. Он почти не закусывал, видно было, что стеснялся.

А мне что стесняться? Я такой крупной и вкусной красной рыбы еще не видел. Через час мы уже перешли на "ты". Мне все больше нравился человеческий подход потерпевшего. И тут меня озарило.

-Мишка, твою мать.- застонал я.- Знаю, кто у тебя побывал.
-Кто?
-Зови своих ментов.
-Зачем они нужны? От них толку нет. Долбаки. Только каблуками щелкают.

-Мы не долбаки,- очнулся следак и икнул.

Надо же, дремлет, хитрец, а все слышит. Настоящий следователь.

Миша вышел из квартиры, и позвал ко мне оперов.

-Значит, так.- потребовал я.- Немедленно гоните в отдел ко мне на работу. Там под столом, что слева, на полу лежат вещдоки в пакетах. Руками лезть туда не надо. На одном бирка с надписью улица Челюскинцев, поняли? Повторите.

Опера повторили.
-Везите этот пакет сюда.

Мы стали дальше пить.
Через полчаса пришли опера.
-Чего надо?-спросил я.
-Вы сказали, пакет принести.

А, ну нельзя пить и работать, почти забыл.  Через тяжелый пакет с осколками  проглядывал желтый скотч.

-А теперь надо сделать четко и быстро,- попросил я Михаила.- Зови начальника РОВД.

Когда зашел подобострастный полковник, я попросил:
-Сейчас едете в ГУВД области, в Экспертное Управление. Передаете эти два пакета заместителю руководителя. Я назвал фамилию. И пусть оттуда свяжется с нами. Связь есть?
-Конечно.- Михаил достал из кармана сотовый.

Очень быстро позвонили из экспертизы. Я "раскрыл карты" криминалисту.

-Слушай внимательно и делай сразу. К тебе привезли два пакета. В каждом желтый скотч со стеклами. В одном материя, он не интересен. А вот где стоит улица Челюскинцев-четкий след пальца руки, перекопированный на бумагу. Нужно сделать две экспертизы. На однородность материалов по желтому скотчу и, главное, пробить след пальца с Челюскинцев по вашей базе "Папиллон".

Прошло пятнадцать минут. Противно и визгливо зазвонил телефон у главы района.

-След по дактокарте установлен. Ранее судимый, записывайте фамилию, адрес...

Помню, что я выходил из квартиры по стеночке. Впереди меня из подъезда четыре сотрудника вынесли следака на свежий воздух ногами вперед.

Менты на улице радостно орали, что преступление раскрыто.

Через несколько дней преступников задержали. Часть пропавших вещей из квартиры Михаила нашли. Серийные дерзкие кражи с крыш домов прекратились.

Глава района по-своему отблагодарил меня. Он предложил на выбор свои возможности что-то для меня сделать. Скажу честно, сам бы я не стал ничего просить, ну одно из предложений принял. 

Когда ты делаешь хорошие вещи, точно не стоит рассчитывать на человеческую благодарность. Она неожиданно найдет тебя сама.