Послушание -?! из цикла Ягодки-цветочки

Котенко Татьяна
ПОСЛУШАНИЕ - ?!
Из цикла "Ягодки-цветочки"
   
      
    С Софией мы случайно и неожиданно встретились этим летом в женском монастыре, куда многие верующие приехали на большой церковный праздник. Она первой увидела меня, обрадовалась, подошла, поздоровалась. Жизнерадостная, всегда улыбчивая, с весёлым блеском в глазах и солнцем в душе, именно этим она выделялась в группе девушек-послушниц, в длинных платьях-сарафанах, в косыночках на головах, без следов макияжа на лице. Именно этим, но не цветом кожи.
Я удивилась:
-Как?! Летние каникулы и монастырь?! А когда отдыхать? Тебе не скучно здесь? Чем занимаетесь?
-С утра – послушание. Это обязательно. А потом свободное время, ездим и на экскурсии по храмам. В общем, интересно, - улыбнулась София.

-А что входит в послушание? – поинтересовалась я, вспомнив, что видела несколько молодых приезжих женщин, работавших в поле и на цветниках.
-У всех по-разному. И хоздвор, и птичник, и коровник, и трапезная. У кого-то компьютер или живопись. У меня, например, с утра было послушание по вокалу. Сейчас на литургии буду петь в хоре. Мне доверяют.

«Ещё бы не доверяли!» – с гордостью подумала я.  Закончила музыкальную школу, победитель многих вокальных конкурсов. Её коронный номер на «бис» – молитва "Ave Maria". Когда София поёт, мне всегда вспоминается песня на стихи А.Блока, а сердцу хочется плакать:

-Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол…

        Во время праздничной литургии я невольно улетела мыслями в далёкое прошлое этой девочки. Воспитывала её бабушка, воцерковлённая женщина. Мама-негритянка (в Россию приехала учиться, родных – никого) оставила новорождённую в роддоме, а дальше – детдом. Папа - русский, жениться и не обещал, а когда увидел, что родилась «слегка загорелая девочка», вообще испугался и сбежал из города. Вмешалась русская бабушка, забрала ребёнка, оформила опеку. Несостоявшимся родителям сказала: «С дочкой общайтесь. Устраивайте личную судьбу, найдёте свои половинки – буду рада. Мой дом для вас открыт». Слово своё бабушка сдержала. У родителей – свои семьи, но Софию любят все трое.

       По дороге домой во мне продолжала звучать песня А.Блока: «… И каждый из мрака смотрел и слушал… И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели», а мысли продолжали «крутиться» вокруг темы Послушания. Я задумалась над этим словом.

      В чем состоит послушание? Что это такое? Обязанность? Работа? Батюшка утверждает, что Послушание — одна из основ духовной жизни христианина. Это важнейшее Достояние ребенка, условие будущего благополучия, здоровья и даже долголетия.

    Современному человеку трудно понять эту Добродетель, еще сложнее усвоить и осознать, что Послушание – поведение человека, которое характеризуется добровольным и сознательным подчинением своей воли другой воле.

       Почему в монастыре современные школьницы с удовольствием работают в коровнике и на кухне, с охотой ухаживают за цветами, полют и поливают… Почему в школе дети не хотят дежурить, убегают с субботников, без энтузиазма выполняют домашние задания, с тоской посещают мероприятия?! Может, просто потому, что это скучные Обязанности, которые их заставляют выполнять, а у них есть Права без желания этого не делать?

      Мне пришла в голову интересная мысль: может, нам в школах тоже ввести Послушание? Послушание на учёбу, на труд, на отдых?!