Невозможность истинной любви

Аля Кружинина
Она лежала – я сидела. Она на кушетке в углу, я в кресле недалеко. Такая привычная, казалось бы статичная картина, но не бывает ни дня без интересных историй, без инсайтов, без глубоких чувств – статичная картина наполнена глубинным движением и жизнью.

Вот и сейчас.

Она красивая, всегда со вкусом одетая, чтобы не происходило в ее жизни. А может просто любая одежда смотрится на ней со вкусом – будь то джинсы с красивым кардиганом или легкий летний сарафан. У нее как будто нет возраста – хотя тема возраста всплывает часто, но ей удивительным образом удается не меняться – нет, даже хорошеть год от года, молодеть. Она умная, интересная, глубокая, умеющая чувствовать, знающая, что ей надо от жизни.

Казалось бы, именно у нее не должно быть отбоя от поклонников – они должны дежурить под ее окнами. Казалось, именно у нее должна быть самая прекрасная любовь – как у принцессы из сказки. Но ее проблема – это как раз невозможность любви. Постоянные разочарования, неудачи, страдания…

- Ну вот опять – это какой-то ад…Мы не можем быть вместе! Господи, это невозможно!

- Понимаете, все было прекрасно. У нас столько всего общего, мне так с ним интересно. Он умный, красивый, заботливый, нежный, и, я думаю, любил меня… Нет, не так – я уверена, мы любили друг друга – по-настоящему. Я не могла потерять его. Но теперь все… Потому что невозможно так! Мы живем в разных городах… Долго переписывались, потом начали встречаться... Это чудо какое-то было, понимаете? У меня такого не было никогда – это счастье, понимаете?! Когда все сходится. Когда минуты друг без друга причиняют столько боли, не передать. Когда в разлуке он тоже был внутри меня – вокруг меня – в воздухе-везде. Общие манеры, слова… Мы как будто сливались – так нежно-нежно… Мы дня не проводили друг без друга. В разлуке в телефоне, конечно – но вместе…Планы совместные строили на будущее – ведь нельзя же в разлуке все время…Вроде…Было…все так хорошо. Я ездила к нему сама, не могла ждать, когда он приедет…У него бизнес с туризмом связан, и он так занят все время и самому не выбраться, я же понимаю, но... Я вдруг подумала, что раз только я езжу, то значит мне важнее все и как будто ему работа важнее, чем наши отношения…И я проверить решила. Условие поставила…Что хочу, чтобы и он…

- ???

- Мне бы хотелось, чтобы и он тоже ездил…

- Но вы говорите, что сейчас ему никак. Как будто невыполнимо?

- Да, сейчас это невозможно… Но мне так хотелось…Чтобы он так доказал, через трудности. Ради меня все бросил.... Как будто вдруг сомневаться стала в его чувствах… Но как будто это все надо только мне…Как будто я рвусь к нему, а он только работает и …Поэтому как будто я его люблю, а он нет…И я сказала, что буду ждать его тут! Сколько надо, столько и буду…Время идет, ему не вырваться, а я жду, верю, что ничего нет невозможного. Что в конце концов он все бросит и приедет… А он не ехал...И я…Все. Как будто я хочу невозможного…

- Он такой грустный стал, как будто я ему неинтересна совсем. Наверное, так и есть. Так и есть…Я злилась – он грустнел…

- Может он просто скучал без вас?

- Может, но…Думаю, я все-таки не так нравилась ему. Раньше нравилась и все… И любовь есть, но как будто невозможно все… И он тоже стал говорить о невозможности: мы отдельно, мы далеко и т.д.

- И теперь мы должны расстаться?! Как будто мы, любя друг друга, должны выбирать для себя каждый свою жизнь друг без друга! Но так же нельзя! Это же …Как же вынести-то это?! Разве могут чувства так быстро пройти?

- Как будто вы проживаете невозможность любви? Невозможность истинной любви. Да, где такая большая и сильная любовь, там и боль может быть большой. Но откуда эта невозможность в вашей любви?

Сессия закончилась. Время вышло. Она ушла, мокрая от слез.

И через неделю:

- Я подумала. Вспомнила. Когда-то в детстве я смотрела на горы, окружавшие Сочи. Каждый день смотрела на горы, мечтая каким угодно способом перебраться через них - вырваться к маме. Мне было 6 лет и на все лето меня отправили в Сочи. Да, рядом со мной была любимая, самая заботливая и веселая бабушка, которая баловала меня с утра до вечера. Но у меня была одна любовь. Наверное, как и у многих детей. Это моя мама. Я безумно скучала по ней. Жить в разлуке с ней было невыносимо. Не проходило ни дня, когда бы я не обещала бабушке, что вот еще немного, и я убегу. Но я никуда не бежала. Я была маленькая шестилетняя девочка, которая только и могла, что строить планы, мечтать о такой важной для меня встрече с моим самым любимым человеком. Но дети беспомощны, зависимы. Конечно, у меня не было никакой возможности реализовать эти планы и оставалось только страдать.

В памяти так и осталось - любовь моя далеко, за горами и добраться до нее нет никакой возможности и можно только страдать… Как вы сказали – большая сильная любовь, большие страдания и невозможность…

******

О чем еще может идти речь, когда мы говорим о невозможности истинной любви? Я думаю, долгих разъяснений не надо – речь об Эдиповом комплексе. Разве не в этом любовном треугольнике идет речь невозможности истинной любви? Но не все дети застревают на этом, переживают, проживают, проходят Эдип, вырастают из него и идут дальше. И во взрослой жизни истинная настоящая большая любовь не будет казаться невозможной. Нет, бывают, конечно, отдельные случаи – смерть одного из любимых, например – тут речь, конечно, о реальной невозможности. Но в иных случаях чаще всего при взаимной любви получается преодолеть все трудности, чтобы не упустить такую возможность счастливой взаимности.

Так почему тогда некоторые так остро проживают невозможность любви?

И здесь уже речь о нарушениях при формировании привязанности с мамой и папой у детей до трёх-шести лет, что сказывается на сценарии последующей жизни. Иными словами, клиенты, страдающие от желания близких отношений и одновременно от невозможности быть в близких отношениях – это клиенты с нарушенными типами привязанности: с ненадежной и ненадежно-избегающей привязанностью. Часто можно заметить, что «невозможность» находиться в близких отношениях у одного и того же человека с разными партнерами может быть выражена совершенно по-разному, как и причины «сбежать» от любви. Причем чем лучше отношения, чем отношения ближе, чем они сильнее, тем страшнее. И, сближаясь, почти сливаясь в безусловной любви, тревога увеличивается, наползает медленно ощущение конца и растет желание убежать от «истинной любви» в новые, не такие глубокие и значит безболезненные отношения.

Что делать? Бегать? И терять? Если уж так страшно.

Как-то грустно все получается. Но с другой стороны и не так грустно, если во всем этом постараться разобраться.

Ведь эти новые отношения с партнером – совсем не те, ранние, пугающие, травмирующие, когда в детстве вас могли оставить, отпустить, когда вы теряли надолго из виду своих близких. Ведь нет никакой закономерности в том, что во взрослой здоровой любви обязательно должна быть боль. Даже если и есть боль в отношениях, взрослый здоровый человек сможет ее перенести. Даже если такой опыт был в прошлом в вашей жизни – возможно, ваша нарушенная привязанность и там сыграла с вами злую шутку?

И если вы дорожите близким человеком, дорожите отношениями, если любите его и страдаете в разлуке, то не лучше ли будет постараться сохранить отношения вопреки своим часто необоснованным страхам?  Может стоит прислушаться к вашему любимому – а вдруг он обладает способностью к надежной привязанности, и не даст умереть любви? Не даст вам разрушить эти отношения, когда так много радости впереди?

И прежде чем ставить крест на своей истинной любви может лучше подумать, так ли она невозможна.

Попробуйте оценить каждую «невозможность» – каждое препятствие по отдельности, какие из них кажется вам невозможными? Расстояние? Занятость? Отсутствие финансов? Страх того, что когда-то и что-то может произойти с вашим близким, и именно тогда, когда вы так сильно прирастете к нему? Страх одиночества? Может всё-таки ваши нерешаемые проблемы можно решить, наслаждаться жизнью и любить столько, сколько любится?

********

Через две недели после сессии:

Он. Его туристический офис. Рядом его друг. Они склонились над рекламными проспектам. А за окном…

- Посмотри. Если бы я верил в призраков, то…, - и друг указал ему на окно.

Оно располагалось низко – помещение было полуподвальным. И было прекрасно видно, что…

За окном, на тротуаре, на подставке у рекламной вывески сидела девушка. Накрапывал мелкий дождь. Странно, совсем недавно в окно светило солнце.

Она сидела и смотрела на заполненную туристами площадь перед собой. Сидела и не шевелилась, несмотря на дождь. Казалось, она так и будет тут сидеть всегда - так неподвижна была она…

Она ждала. Она верила, несмотря ни на что…