5. Анзер. Пустынь среди леса

Ирина Жгурова
5. Анзер. Пустынь среди леса
 

К лесу пролегла земляная дорога, по которой паломники прошли к озеру через поляну мимо деревянной часовни. Потемневший сруб с четырёхскатной крышей и крыльцом с резными стойками под навесом приглашал к себе тремя ступеньками входной лестницы.  Кровля держала покрытую древесной черепицей   небольшую луковку с деревянным восьмиконечным крестом. Два противоположных окна с деревянными решётками пронизывали друг друга светом. Через одно окно было видно другое, в просвет которого просматривались деревья. Такой предстала воссозданная Елеазаровская часовня в пустыни на острове Анзер Соловецкого архипелага.
Пустынь, пустынька (с ударением на первый слог) – то место, где обосновались на проживание один или два монаха. В скиту по уставу проживали десять-двенадцать монахов, если больше, то статус поселения – уже монастырь.

Анзерская пустынь получила название в честь основателя Свято-Троицкого скита, преподобного Елеазара, который поселился на горе около озера, воздвиг крест, поставил келью, прожил в ней в безмолвии четыре года. С осени 1615-го года подвергался атакам злых духов и сюда же в видении пришла к нему Богоматерь, дала в руки посох и чётки и велела написать на стене: «Христос с нами уставися».
Неужели пустынник смог в одиночку построить жилище?  Но в семнадцатом веке люди с детства знали, как это делалось. Великим подвижническим трудом он творил полуземляночную келью, мастерил печку.
Переселившись на берег морской Троицкой губы, Елеазар возродил древний порядок пустынножительства.

Елеазар почитался святым при жизни, завистники его оговаривали, унижали. Его ученик Никон в протест несправедливости без благословения покинул скит.
В начале XIX века был найден крест на месте проживания Елеазара.  Чуть позже воздвигли деревянную часовню во имя этого святого, в которой находились уникальные иконы: святитель Филипп с Елеазаром и Иринархом, явление Божией Матери Иову, явление Пресвятой Богородицы Елеазару.
Во время СЛОНа в часовне размещались охранники лагеря. После разорения от часовни остались ряд сруба, дверь и деревянный крест.

Дорога привела на просторную поляну с густой сочной травой.
Приняла с любовью тюменских паломников окружённая лесом Богородичная поляна, раскинулись тропинки. Отдохнули, закрыв глаза, на травке среди полевых цветов. Всё, что было увидено, раскрывалось лепестками памяти и согревало сердце – беломорские волны за кормой, береговые валуны под ногами, поклонный крест с доброй ящеркой, танцующие кустарники берёз, черничные кусты без ягод, белые коврики оленьего ягеля. 
Было отрадно от мысли, что именно здесь являлась Богородица. Но в облаке блаженства анзерская земля передавала через прикасание к ней память о прошлой многострадальности узников – не забывайте и помяните нас...
 
До этого великолепного луга, объятого благодатным воздухом северного неба, паломники шли более двух километров по лесной тропе от начала пути. Но не только природа постаралась украсить Анзер. Монахи, возвратившись на Анзер после недолгого отъезда, привозили семена трав и цветов с родного города. Из семян на острове выращивали травы и цветы, которые согревали сердце, напомнив о родных местах, о близких людях.
Вытянулись розовые свечки дикой орхидеи. Эту краснокнижную нежность нельзя было тревожить руками. Попробовали собирать красную морошку, но оказалось, что она ещё «зелёная» - незрелая. То есть, если она красная – она ещё не поспела. Созревшая должна быть ярко-оранжевой.

На этом лугу Елеазару чудесным образом явилась Пресвятая Богородица.  Но это было настолько внеземное событие, что преподобный старец в своём духовном дневнике, который дошёл до нашего времени как «Житие преподобного Елеазара, написанное им самим», не упомянул об этом чуде. Только рассказал братьям о видении, а они передавали это сообщение дальше.
Великой мудростью заполнил пустынножитель дневник своего бытия.

 «Некогда ми бдящим в молитвах и совершающих Иисусовы молитвы число и поклоны, последи же ноча призывати пречистую Богородицу».
То есть, если обращаться к Богородице после молитв и поклонов Её Сыну, то она непременно услышит. И не нужно было многословие, достаточно душу вложить в простые слова: «Обычай имуща молитеся тако: пресвятая госпоже Марие, Пречистая Богородица, спаси мя грешного».

Сотни поклонов и молитв сотворил Елеазар, чтобы узреть чудо явления сиявшей звездами Божьей Матери:
«И к совершению сотни сотвори, является мне Пресвятая Богородица, имуща на себе три звезды вельми светлых, на главе и на рамях, яко же описуй и имуща ризу багровиту  и глаголаша ми: Елеазар, разумий на мне звезды сия  и аще имыше всегда мя тако призывать в молитвах, буду тебе помогать до исхода души твоея».

Значит, если с чистой душой, с добрыми намерениями, с любовью в сердце так же усердно призывать Пресвятую Богородицу, то Она явит милость и будет помогать до исхода души. Это стало нашей верой и надеждой. 
 
Преподобный Елеазар вышел на порог своей кельи, и увидел северное сияние, которое произошло в ясную ночь, когда солнце взволновалось вспышкой, и этот солнечный ветер волнами прилетел на землю и стал видимым. Благодать заполнила его сердце от такого видения, от того что здесь он жил, оставив искушения. 
От радости вырвался возглас из души: «Владыка Божий отче сыне и святый душе, яви мне како тя призову на всяко время псалмопением или красной молитвой?»
То есть, какими словами нужно было сотворить угодное моление и отблагодарить псалмопением или душевной молитвой? Как призвать Творца? Но великим усердием и верою ответ был получен.

 «И слыша глас глаголяще ко мне: Сим образом молися глаголя на всяк день – слава в вышних Богу на Земле мир в человецех благоволения Господи прибежище бысть нам, сподоби Господи в день сей и на другой день.»

Это великое славословие на всенощном бдении отверзает Царские Врата и хор приглушённо поёт: «...слава в вышних Богу и на земле мир...»
«Сподоби Господи в день сей и на другой день паки помолихся и паки тоже повелевает глаголати – се бо есть песнь к Богу обща ангельска и человеческа. Аминь».

И это песнопение стало желанным и земле, и небу.
Блаженством ангельского пения наполнялся бесконечный звёздный купол, охвативший остров и прибрежное море: «Слава в вышних Богу и на земле мир».
И эти благословенные слова остались в памяти,как образ благого Анзерского неба и паломнического пути.

***
Предстояло пройти полтора километра до самой высокой горы острова. Уже была видна вершина Голгофы в просвете ветвей.
Наполнил небо колокольный звон. Православные путники подошли к подножию горы Елеазара. Святой старец пришёл на суровый остров на Покров, когда уже сложно было вернуться: затяжные ветряные бури неделями волновали море. Нелегко приходилось выживать: «от Покрова до рождества Христа Бога нашего зело мне тяжко быша» - так искушали Елеазара враги рода человеческого, видимо и слышимо не давали ни сна, ни покоя,
Являлись злые силы пешие и овие – на конях с луками и с ружьями: «Обступиши меня глаголахо, хотяши убити меня».
Пугали, испытывали его: «Почто прииде на нас. Наше бейскание место», то есть они считали, что это их исконное место
 Елеазар оставался верен своему убеждению: «Аз им отвечал – не ваше, а Христа Бога нашего, а Бог изволил мне зде быти.»
Беспрестанно молился: «Да воскресне Бог, расточатся врази, и добежат от лица, ненавидящие Его».

 Но не по силам взял этот подвиг, душа дрогнула, он впал в уныние: «Зело мне тяжко, подумал я уйти в русские земли». 
 В момент крайнего отчаяния ему и помогла Пресвятая Богородица -  явилась ему на этой горе и изрекла:
«Мужайся и крепись, Господь с тобой.
Напиши на стенах своей кельи –
Христос с нами уставися».

«Уставися» означает - Христос был, есть и будет.
Глагол означал одновременно три времени: прошедшее, настоящее и будущее.  Это аналогично незыблемому писанию: «Иисус Христос вчера, днесь и во веки веков».
Матерь Божия вручила Елеазару чётки – духовный меч, чтобы разить врагов, а также посох -   символ власти над злом.
Позже Елеазар стал игуменом, скитоначальником устроенного им монастыря. 

Не переставали волновать сердце соловецкие стоны времени. После преодоления крутого подъёма к храму оставила печаль закрытая от путников крутая лестница в 294 ступени, которая зловеще помнила страшную пытку: к человеку  привязывали бревно и швыряли вниз по ступеням.
Место Елизаровой горы было найдено в 1992 году и отмечено установкой креста, к которому со временем протопталась тропа.  В 2005 году восстановили часовню на историческом месте и удобную лестницу, по которой и спускались паломники со священной горы. 
Ходили слухи, что тому, кто на Соловках и Анзере поднялся по исторической лестнице на гору, тому прощались грехи. Шутка возникла при затрате сил от покорения ступеней. Но грехи прощались только на исповеди у священника.

Напомнив Святую Землю, Анзерский Елеон – Елеазарова гора находилась недалеко от Анзерской Голгофы, вершину которой венчал белый храм Голгофо-Распятского скита.

 Соловецкий Архипелаг. 15 июля 2022. 

(Продолжение следует)

 В папке "Спаси и сохрани" На авторской странице.  Ссылки могут не работать

1. Мягкая дорога на Анзер
http://proza.ru/2022/10/26/590   
2. Тропа сквозь Анзерский лес
http://proza.ru/2022/10/29/472
3. Анзерский отшельник
http://proza.ru/2022/11/01/1267
4. Эпоха Анзерского возрождения
http://proza.ru/2022/11/08/1537
5. Анзер. Пустынь среди леса
http://proza.ru/2022/11/15/1700
6. Анзер. Тропа на высокую гору
7. Северная Голгофа
8. Антимит Соловецкий
9. Анзер. Путь к причалу