9 принципов воспитания от Амонашвили

Сара Това Кунин
9 принципов воспитания
1. Зелёная ручка вместо красной
Во время работы учителем Шалва поменял красную ручку на зеленую.

Он уверен, что обилие ошибок в тетради убивают уверенность ребенка в себе: дети плачут, переживают, не хотят учиться. Шалва решил не подчеркивать ошибки, а вместо этого зелёной ручкой подчеркивал все, что ученик сделал правильно.

Фокус на успехах воспитывает уверенность и доверие к человеку, который ребенка хвалит. Если родители замечают только плохие поступки, ребенок старается сопротивляться, а не прислушиваться к родителям.


Шалва Амонашвили сейчас и тогда все такой же жизнерадостный
2. Разрешить ребёнку познавать
«Дети хотят познавать. Трогать руками, ломать, отрывать, заглядывать», — Шалва Амонашвили
Дети многому учатся в интернете. Почему? В реальности ребенка наказывают, ругают и заставляют учиться. А в интернете безопасно, и он всегда под рукой.

Чтобы оторвать ребенка от смартфона и планшета, нужно показать ему безопасную и интересную реальность. Интернета не избежать, но правильная любознательность научит его искать полезное в сети для реальной жизни, а не строить в интернете убежище от мира.

3. Если ребёнок сам решит… что будет?
«Нашёптывание — величайший метод доверительного общения с ребенком», — Шалва Амонашвили
Когда ребёнок упирается и делает по-своему, родители могут сорваться и кричать, наказывать: «если ты сейчас это не сделаешь, то я….». И ребёнок сделает, что ему скажут — но не ради помощи родителям, а чтобы прекратить скандал.

Кто-то скажет: «Иначе не понимает!»

Однако вместо давления полезнее аккуратно объяснить свою просьбу. Если ребёнок будет видеть ценность и пользу в том, о чем его просят — он будет слушаться. Мыть посуду полезно, потому что друзья не будут дразниться из-за грязной кухни. Вынести мусор приятно, чтобы удалить дурной запах .

4. Вовлекать и заинтересовывать

Шалва Амонашвили на работе. Источник
Мало детей могут выполнять жизненные задачи, потому что надо. Например, пойти к зубному или убрать в комнате. Чтобы не принуждать, полезно превратить задачу в игру.

Ребёнку понравится процесс, а не цель. Сеанс у стоматолога будет неприятным по-прежнему, но дорога в поликлинику будет связана с чем-то хорошим. Приятные эмоции перевешивают скверные в таких незначительных ситуациях.

5. Ребёнок — часть общества
«Дети такие, какой будет жизнь восьмидесятых годов этого столетия», — Шалва Амонашвили
Воспитывать детей так, как это делали в 30-х годах ХХ века уже не получится. Не потому что мир стал хуже или лучше: он стал другим. И детям надо воспитываться иначе. Например, первоклассники учатся дома через интернет. Не так много педагогов сталкивались с этим.


Но обучение без интернета почти невозможно, нравится это учителю или родителям, или нет. Нужно воспитывать и учить детей так, как требует время и образ жизни, а не старые правила, которые создавались для другого времени и общества.

6. Понять цель воспитания
Сначала поймите, какие качества, ценности, цели хотите воспитать в ребенке. А потом — станьте для него примером такого образа жизни.

Шалва в этом плане преуспел: его сын Паата Амонашвили также помогает с воспитанием детей родителям, которым кажется, что они не могут найти общий язык со своими детьми.

7. Ребёнок не обязан знать физику, математику или литератут на 5+
«Мы ужаснёмся, если начнем измерять, насколько дети недолюбливают школу. Они не любят все те процессы, в которые мы их вовлекаем», — Шалва Амонашвили

Воспитание — это не оценки в школе. Приучать ребенка к страху ошибок и гнаться за формальностями — ошибка многих родителей. За пределами школы никто не ставит оценок. А человеческие качества баллами измерить нельзя.

Если ребенок плохо учится, это не делает его плохим человеком.

Станьте любящим и мудрым наставником для своего ребенка уже сейчас.

В онлайн-университете Primeclass на программе “Ключ к сердцу ребенка” вы поймете, как ощущать доверие и давать ребенку свободу. Как воспитывать в детях воображение, поиски смысла и радость к жизни.


Уроки закончатся, на воспитание остается на всю жизнь. Особенно это критично, если ребенок проблемным или гиперактивный: они очень чутки к критике и похвале. Старайтесь фокусироваться на хорошем.

8. Активность и самодеятельность


Чем больше у детей возможности творить, тем лучше. В программе Пааты Амонашвили у детей есть задания, а у родителей — инструкции и методы, как это упражнение выполнять.

Воспитание и обучение должно вызывать интерес у ребенка: проще всего сделать это в форме игры.

Ребенок вместе с родителями решает задачи, преодолевает сложности в веселой игре. Игра заканчивается, а эмоции остаются: доверие растет, а значит и послушание.

9. Формальности мешают воспитанию
Левши постарше помнят, как заставляли писать правой рукой.

Теперь писать можно как угодно, зато за ребенка выбирают будущее. Например, какую профессию выбрать. Иногда, родители не хотят давить и спрашивают: «Скажи нам, что ты хочешь?».

Ребенок не хочет, чтобы за него решали. Но не может объяснить, что сам хочет.

Например, папа занимался футболом. Значит и сын пойдет на футбольную секцию. Бывает ребенка ведут занимался чем-то просто, чтобы занять его время. Особенно в небольших городах.

Не обязательно ребенка отдавать куда-то, чтобы развивать в нем творчество. Родители должны найти то, что ребенку нравится и постараться это ему датью. Если в городе нет секции или творческой школы, ее можно создать дома. Например, купить краски, холст и смотреть уроки по рисованию в интернете.


Конспект статьи
1. Подчеркивайте успехи, а не провалы.

2. Позвольте ребёнку трогать, жевать, слушать, обнимать мир, и познавать его полностью.

3. Дайте понять ребёнку, почему вам нужна его помощь, почему полезно учиться. Сделайте так, чтобы он сам пришел к нужному выводу, а не навязывайте его.

4. Ребёнок хорошо себя ведёт и учится, если ему интересно то, что он делает.

5. В воспитании и обучении учитывайте время и нормы общества: например, не запрещайте интернет, а объясните, как им пользоваться правильно.

6.Воспитывайте ребёнка на своем примере. Следуйте своим же правилам, придуманным для детей.

7. Школьные оценки не воспитывают. Человеческие качества — это не знания по физике или математике.

9. В игре проще донести ребёнку ваши мысли, чем в диалоге.

10. Придумывать правила и алгоритмы в воспитании не нужно: так родители неправильно понимают ребёнка и часто идут против его воли, из-за чего ребёнок упирается и не слушается.

Суть гуманной педагогики — не в уроках. Задача сделать так чтобы за пределами школы, уроков или удаленного обучения, ребёнок рос любознательным и благодаря этому был счастлив.

Не всегда получается сохранить хладнокровие и оставаться спокойным, когда воспитываешь гиперактивных или трудных детей. Поэтому в гуманной педагогике используют упражнения: они превращают воспитание в игру, а не в обязанность. В программе Паата Амонашвили собраны упражнения, которые помогут внедрить эти принципы.