Самоубийства выдумкой

Григорий Спичак
Знаете, с чего начиналась историография? Ну, историки скажут — с Фукидида, дело ведь известное. С 5 века до нашей эры. А до этого были только мифы без внятной хронологии (вы ж не знаете годы рождения, например, Геракла или Одиссея. Никто не знает, когда Тезей бился с Быком в лабиринтах дворца на Крите — так, знаете ли, век туда — два века сюда...Примерно…). С Фукидида. Да. Но почему с Фукидида? Ему-то что вдруг в голову взбрело?
Дело в том, что Фукидид по сути не пытался заниматься историографией — она ему и на хрен была не нужна. Фукидид пытался разобраться со своей защитой, с рассказом о том «что и после чего и почему» было во время "пелопонеской войны", а точнее в предыстории - в череде спартанских войн. Потому что на него пытались повесить поражение в двух стычках. Фукидид доказывал, что нет — ни по срокам он не мог там быть, ни по поддержке того-то того-то, потому что «тот-то» в это время едва собрал свое перебитое войско и находился вообще в двух днях пути от места потенциального сражения. То есть — Фукидид почти 15 лет готовил адвокатскую речь. Его, что называется, заклинило «из принципа»….А потом это стало наукой. Потом привычка записывать локации, хронометраж, сравнительный анализ сил и маневров стали привычкой летописцев, полководцев, философов и просто авантюристов, ищущих заведомую защиту на претензии какого-нибудь судебного форума - «А, обоснуй!». В итоге сложилась целая школа работы с историческими документами, с отделением мифов от реальной фактуры событий. Школа-то сложилась. В академической среде (в т.ч. и России) даже прижилась к 18 веку. (аллё, Карл — к 18 веку! Да-да — нашей эры). Но в целом — в обществе и в инструментариях власти остался миф.
И сегодня тоже. Мифологизировано всё — и Великая Отечественная, и Октябрьская революция, и фигуры Троцкого, Чапая, Махно, как, впрочем, и на местном уровне — К.Жакова (с его милой ересью лимитизма и мифами о Биармии), В.Савин, народным костюмом и даже с топографическими названиями.

Специальная военная операция на Донбассе ещё идет, а нам уже накидывают :» А это оставьте — это (чуть не сказал «на Новый год», но в переводе — «это для мифов!». И будьте уверены — мифы слепят в виде художественных фильмов уже к весне. Так же как слепили фильм «Крым»).
Так не только в государственной исторической науке, так в сознании вообще. Естество такое человеческое. Но оно либо борется с собой продираясь к правде о себе, либо бесконечно пьяное от самосознания и лжи в самопредставлении. Везде — в военном деле, в церковной истории, в спорте, в медицине, в ностальгии по СССР.
У меня вопрос — мифы — это тоже наши традиционные ценности? И их тоже надо беречь? Для чего? Чтобы погибнуть?