Понемногу обо-всём. новеллы. юрий юсупов-4. 15. 11

Юрий Юсупов 4
                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
                ==============

                ПРИЕЗД СЕСТРЫ ХАДИЧИ.
                =====================

             На следующий день,внезапно в нашу дверь,постучали. Когда я открыл
дверь...вошла,обливаясь слезами,в чёрной,каракулевой шубе с рыжим,лисьим воротником и в пушистой,рыжей,лисьей шапке,моя старшая сестра Хадича и словно,не
замечая нас,прошла в комнату. Мы все - плакали навзрыд!
             Сестра Хадича рассказала маме и мне,что получив телеграмму,она сразу-же поняла,что папа умер.Мама одела на себя- подарок папы,который он ей сделал ещё при жизни,когда ещё чувствовал себя хорошо,- это было вязаное,болотно-зелёного цвета,вязаное платье,-её любимое и очень красивое,одела чёрный ,траурный платок.
             На следующее утро,я,мама - Блюма Моисеевна Зофман - Садыкова и сестра
Хадича,пошли в морг,увидеть нашего папу- Рагиба Румовича Садыкова. В морге было темно и холодно. Когда зажгли тусклую электрическую лампочку...оказалось,никуда
не надо было идти дальше: наш папа - Рагиб Румович Садыков лежал на лавке,словно-бы спал.Вокруг него,на лавках,лежали разного возраста,мёртвые люди:мужчины,парни и
деды,которые умерли от разных причин: кто в драке,кто напился палёным алкоголем,кто умер от несчастного случая.Страшно не было.Мы смотрели на нашего ,дорогого папу - Рагиба Румовича Садыкова и не могли на него наглядеться.
Сестра Хадича его ласково называла- " папунчиком",а я его ласково называл " паптиком ". Казалось,наш папа вот-вот проснётся,поднимется и пойдёт вместе с нами,домой.Потом,я,Хадича,мама- Блюма Моисеевна Зофман-Садыкова- пошли домой.
             В ванной,закрыв дверь,мы с сестрой Хадичой,обнявшись,горько плакали о нашем папе,старались,чтобы мама нас не услышала и не начала плакать тоже.

                ПРИЕЗД РОДСТВЕННИКОВ.
                =====================

             Потом,стали в этот печальный вечер,приезжать наши родственники.Сначала,днём,к нам пришёл мулла,чтобы провести предпоминальный,мусу
льманский обряд и чтение священного КОРАНА. Потом пришли две наши бабушки-соседки: 100-летняя бабушка-муллиха и бабушка Фаттаховша,чтобы молиться за нашего папу,после муллы.А потом,уже вечером,стали к нам,съезжаться наши родственники: приехал воспитанник дедушки Рума - Шакир-бабай,папины двоюродные сёстры: наши любимые тёти: тётя Карима Мусина,тётя Фирдаус Валеева с мужем- Айратом Валеевым,дядя Ахняф из Куйбышева,дядя Фарит тоже приехал,несмотря на то,что его не хотела отпускать ,его жена- тётя Люба (Любовь Афанасьевна Кожаева-Садыкова).
        Из маминых родственников,приехали: сын бабушки -Шифры Исааковны Гимельфарб,- дядя Рафа ( Рефоил Абрамович Гимельфарб) с своим старшим сыном- Владиком Гимельфарбом. Они приехали из Челябинска.
Когда все родственники: папины татары и мамины евреи - собрались все вместе,папу нашего - Рагиба Румовича Садыкова привезли из морга в гробу,домой.
       Папа- Рагиб Румович Садыков лежал в гробу,в своём сером в продольную тёмную полоску,костюме,с чёрным,широким,шёлковым галстуком.
Как-то,ещё при жизни папы,я смотрел многосерийный фильм-ЖУРНАЛИСТ,где главного героя- Юрия Алябьева,играл актёр - Юрий Васильев,у которого был точно тако-же галстук,а однажды,увидев точно такой-же галстук в магазине- ГАЛАНТЕРЕЯ,я тут-же
купил этот галстук для себя.
        Но одеть его,мне не было суждено: его одели на нашего,мёртвого папу.
Папа- Рагиб Румович Садыков лежал в красном гробу,оббитом по краям- чёрными фестонами.Уши его становились всё синее,а лицо становилось жёлтым и полу-прозрачным,словно восковым.
        Временами,мне казалось,что он дышит,и я пытался уловить его дыхательные движения,через белую запону гроба,внимательно вглядывался в его грудь,но это только мне мнилось.
Временами,мне мнилось и казалось,что папа живой,а только впал в летаргический сон и что мне было ужасно,- может проснуться в гробу,в могиле,после того,когда его закопают.Мы пригласили муллу и двух бабушек-соседок: 100-летнюю муллиху и Фаттаховшу. Они все читали попеременно по нашему папе - ЯСИН и ЯНАЗУ- погребаль
ные молитвы из КОРАНА.
         Папа уже начал желтеть всё больше,а уши его синели ещё больше и только после этого,я,наконец,понял,что наш папа - действительно мёртв.
Я и сестра Хадича с огромным возмущением,выгнали из нашей квартиры,трёх дедов-мусульман,-мойщиков покойников. Они,когда мыли папу,смеялись,громко разговаривали на своём башкирском языке,не выказывали никакого уважения к нашему папе.Поэтому,мы их грубо выгнали из нашей квартиры. Они ушли,а папу домыл муж маминой сотрудницы и подруги из ревмосанатория - Фаины Галлямовны Мамлеевой,-дядя Гена Мамлеев,а сверху- папу домыла сестра Хадича.
        Стали приходить люди,чтобы проститься с папой- Рагибом Румовичем Садыковым.Пришли мамины сотрудницы из салаватского,детского ревмосанатория,затем пришли папины сотрудники из горкома и горисполкома,пришли многие продавщицы из магазинов,которых наш папа всегда защищал и поддерживал при жизни,потом пришли
наши стоматологи-зубники: Лидия Стефановна Волкова,Виктор Иванович Хорьяков,Теймураз Амиранович Гагнидзе,Лариса Ильинична Ионова.
Все плакали,вспоминали папу и прощались с ним.
         К вечеру,стали приходить соседи: пришла Роговша ( Клавдия Васильевна Рогова),потом баба Шура Тупицына ( Александра Терентьевна),которую мы в семье,всегда заглазно называли- Тряпицыной.
Сам муж Роговши- сосед -Василий Ильич Рогов не пришёл. Он люто ненавидел и папу и всю нашу семью. Ненавидел папу и муж МОШОНКИ ( Мукарямы Мигдатовны Гафаровой)-
- Зуфар ( Захар) Гафаров и по-этому,тоже не пришёл.
Все -которые приходили,горько плакали,жалели ,что наш папа умер,и прощались с ним. Наша входная дверь то и дело,- открывалась и закрывалась.
          Вдруг,наша дверь открылась...и вошли неожиданно для нас,наша чёрная врагиня- Мукаряма Мигдатовна Гафарова с сыном - Гайсой.Они смотрели на папу и
горько плакали. Гайса(Генка),стоял у гроба нашего папы,как на почётном карауле и
молчал.Я смотрел на Гайсу,он недавно пришёл из армии и...вдруг...с огромной ясностью,понял,что Гайсар Гафаров,хоть и молодой,но...уже не жилец на этом свете
и скоро умрёт.Как-будто какие-то космические,божественные,небесные,Великие Силы
-мне телепатически сообщили,что Гайса Гафаров скоро умрёт,но как это произойдёт и когда,я-не знал.С ним,обязательно перед смертью - случится -нечно страшное.
          И у папиного гроба,стоящий,как на почётном карауле - Гайса Гафаров почему-то мне напомнил тот далёкий летний вечер,когда- мы: папа,мама,сестра Хадича и я - сидели на балконе,а соседи Гафаровы - были у себя на балконе: Мукаряма  Мигдатовна  и Зуфар (Захар) - Гафаровы.
          Гайсар был во дворе,ему было тогда 13-лет и он подбросил жабу высоко к небу и жаба - влетела мне за шиворот моей рубашки.Сестра Хадича вытащила жабу за две задние лапки,спустилась вниз и била этой жабой- Гайсу,а он просил прощения и
говорил,что нечайно так получилось. Сестра Хадича потыкала в его рот,жабой,а потом,оставив жабу,пошла домой. Гафаровы-молчали,только смотрели.
          А теперь Гайса стоял у папиного гроба,скорбно опустив голову,а я- вопреки здравому смыслу и здравой логике,уже заранее знал,что Гайса Гафаров умрёт и что его ждёт смерть.
Постояв около гроба папы,в скорбном молчании,утирая слёзы,- Мукаряма Гафарова и
Гайса - ушли домой.
         Рогов,Ивлев,безрукий дед,Зуфар Гафаров,дед-отец Геши Доронина и Овечкин
- были врагами и папы и всей нашей семьи,и поэтому,- не пришли совсем прощаться
с нашим папой.Они очень завидовали нам и очень ненавидели нас.


                ( Продолжение следует).