Храп без прикрас

Григорий Шехтман
     Терпеть не могу храпа. Это его неприятие началось у меня в те дни, когда я еще в молодости попал в одну из среднеазиатских столиц, и устроиться там удалось лишь в многоместный номер. Этот номер был забит до отказа делегатами, приехавшими сюда на съезд сельских учителей.

     Первая же ночь превратилась прямо-таки в кошмар: двое из соседей по номеру так храпели, что иные не выдерживали и катали по полу кровати с храпунами, но и это не помогало. А тормошить храпунов или их будить было делом безнадежным: они, приподнявшись на миг над своей подушкой, снова впадали в сон, не переставая храпеть. А утром не выспавшиеся из-за храпа люди топали по жаре и искали тень, чтобы прийти в себя. Вечером всё повторялось: храпуны плотно ели и пили, а затем, едва коснувшись подушки, начинали так же гнусно храпеть. Так продолжалось всю неделю.   
 
     В общем, с тех пор храп стал для меня сильнейшим раздражителем. К слову, я мог в полевых условиях спокойно спать при сильном шуме горящего газового факела, расположенного неподалеку. Но храп…

     Как-то, находясь в Тюмени, я попал в двухместный номер. Соседа еще не было, и я уже засыпал, когда он появился вместе со своим приятелем. Приятель этот вскоре заторопился в свой номер, пожелав мне «от всей души» спокойной ночи и загадочно при этом улыбаясь.

     Сосед мой, летчик по профессии, храпуном оказался отменным. Заснуть мне в ту ночь так и не удалось.

     Что было за улыбкой его приятеля, я понял утром, когда он  зашел к нам в номер по пути в столовую. Он мне рассказал, что ехали они сюда вдвоем в одном купе, и о сне рядом с храпуном не могло быть и речи. В гостинице селиться в один номер с ним он категорически отказался, объяснив ему причину. Утром отоспавшийся балагур, навестивший нас, стал рассуждать о причинах храпа, озадачив меня таким вопросом:
- А вы знаете – почему мужики храпят, лежа на спине?

      Я в ответ стал что-то ему говорить о рыхлой носоглотке, которая у жирных, в основном, людей вибрирует от дыхания и издает неприятные звуки. Он эти мои правдоподобные рассуждения тут же категорически пресек и с сардонической усмешкой произнес:

- Когда мужик лежит на животе, то его мошонка может попадать в задний проход, и вот тогда  из-за пропадания тяги начинаются проблемы с храпом. Так же примерно, как и с дымоходом, тягу в котором регулируют при помощи заслонки.

     Пополнив тем самым свои познания о природе храпа, я стал думать о том, как же радикально от него спастись в своих командировках и при возможном попадании в больничную палату. Всякие «беруши» мне не помогали: складывалось впечатление, что храп в мою голову проникает не через уши, а напрямую – через череп. Средство против чужого храпа я, наконец, нашел: приобрел себе надежные противошумовые наушники, предназначенные для строителей, работающих в условиях шума. Спасают они от храпа отлично, если проигнорировать их определенное неудобство, когда лежишь не на спине, а не боку: один из наушников при этом оказывается под ухом и сильно на него давит. Но это все же более терпимо, чем гнусный храп…

     Так что, храп – это воплощение зла? Отнюдь нет. Мне известны случаи, когда храп близких тяжело больных людей благотворно влиял на тех, кто за ними ухаживал и беспокойно вскакивал с постели, когда храп замолкал. А когда похрапывала любимая собака, то ее храп хозяина не раздражал, и ее не выдворяли из комнаты. Всё зависит от настройки человека на приятный сигнал или  на сильный раздражитель.