Турция. Относительность террора

Александр Русин
Вчера в центре Стамбула был совершен теракт. Бомба взорвалась на одной из самых оживленных улиц. В результате теракта погибли 6 человек, ранен 81, двое находятся в тяжелом состоянии.

Первая мысль, которая возникла, когда я прочитал это сообщение в ленте новостного канала, была - "ну вот, сегодня шестеро". И только затем пришло осознание, что теракт совершен не в Донецке, не в Донбассе, не в Новороссии, а в Турции, в Стамбуле.

И для Турции это совсем не рядовое событие вроде обстрелов, которые случаются в Донбассе и Новороссии почти каждый день и в которых почти каждый день бывают погибшие, порой по несколько человек сразу. Порой по шесть и больше. В Турции таких терактов не было уже давно. Может быть пять лет. Может все десять. Может больше.

Для Турции это совершенно исключительное, чрезвычайное происшествие. Шокирующее. Настоящее ЧП национального масштаба. ЧП года. Может быть даже ЧП десятилетия.

А мы за последнее время так привыкли к сообщениям о взрывах и обстрелах с погибшими из Донбасса, что это начало даже становиться чем-то обыденным, заурядным. Один погибший, двое, пятеро, семеро, трое, двое, снова пятеро...

Получается такая относительность. Суровая относительность террора.

Что шокирует одних, то превращается в обыденность у других...

И в связи с этим возникла мысль: а что, если бы Эрдогану кто-нибудь сказал - смотри, в Донбассе подобное случается почти каждый день. Почти каждый день хоронят погибших под обстрелами. По сути погибших от такого же террора.

Почти каждую неделю хоронят сразу несколько человек. Бывает и по шесть. Бывает и больше. Было и десять, и двадцать. Даже тридцать уже было.

И до начала СВО тоже хоронили. Не так часто, не каждый день, но хоронили. Из месяца в месяц, каждый день.

И так с самого 2014-го года, начиная с Одессы, где похоронили сразу пятьдесят человек. Убитых на глазах у полиции под восторженные крики толпы.

Интересно, тронуло бы это Эрдогана хоть немного?

Заставило бы о чем-то задуматься?

Или он и так прекрасно знает про это? Знает, что происходит в Донбассе, но террор в отношении русского населения ему глубоко безразличен? Да, наверное безразличен.

А европейским политикам?

Сегодня даже вопрос такой становится странно задавать. Потому что ответ очевиден.

Если бы в Европе произошло что-то подобное теракту, совершенному вчера в Стамбуле - все европейские СМИ писали бы только об этом. Все западные политики говорили бы только об этом. Писали бы и говорили на протяжении многих дней.

Но точно такие же по своей сути теракты, которые почти каждый день совершаются в Донбассе и Новороссии, тоже на территории европейского континента, почти каждый день, с погибшими, почти каждую неделю с многочисленными погибшими - они не интересуют ни Эрдогана, ни европейских политиков. Ни тем более американских.

Такая вот относительность террора. Суровая и трагичная.

Что трагедия для одних, то обыденность для других. И совершенно безразлично для третьих.

Человеческая жизнь оказывается очень относительна. Одна и та же, казалось бы, жизнь - ценится совершенно по-разному. И ее утрата воспринимается совершенно по-разному.

И по этому поводу возникла еще одна мысль: есть такое понятие - индекс бигмака. Это способ определения паритета покупательской способности на основании стоимости бигмака в разных странах. Примерно как стоимость борщевого набора.

Так вот: по общественному резонансу, который возникает в разных странах по поводу терактов и иных трагедий с человеческими жертвами, которые случаются в той же стране или за ее пределами, можно судить о том, насколько общество справедливо по отношению к другим, на самом ли деле оно толерантно и насколько оно вообще человечно.

Конечно, теракт, как и любая иная трагедия с человеческими жертвами, происходящая в собственной стране, всегда будет восприниматься острее, чем такая же трагедия где-то далеко. Точно так же как трагедия с родственниками воспринимается многократно острее, чем трагедия с посторонними людьми. Своя рубашка ближе к телу, была, есть и будет.

Но при этом все равно по тому, как общество реагирует на трагедии у себя и в других странах, можно судить о его состоянии - о его справедливости, порядочности, толерантности, человечности.

Когда общество реагирует только на трагедии, которые случаются в его "прекрасном саду" и с полным безразличием относится к тем, которые происходят где-то за пределами, "в джунглях" - такое общество вряд ли можно считать по-настоящему толерантным. Да и вообще цивилизованным.

Тем более нельзя считать цивилизованным общество, которое искренне радуется виду обгоревших трупов собственных сограждан. А хоть бы даже и не сограждан, а просто людей, которые отстаивали свои человеческие права и свою политическую позицию, свое мнение.

И только когда во всех странах будут хотя бы немного сопереживать чужим трагедиям, хоть чуть-чуть, когда начнут относиться к ним более-менее одинаково, где бы эти трагедии не случались - в Европе, Азии, Африке, на Ближнем Востоке, в Америке, Австралии... в Индии, Китае, во Франции, в Пакистане, в Палестине, в Донбассе или где-то еще - вот тогда мы будем жить в действительно справедливом и цивилизованном мире.

Но пока до этого далеко. Очень далеко.

Что же касается Турции - я не считаю Эрдогана нашим другом, а Турцию дружественной страной. Но несмотря на это я желаю туркам чтобы они никогда не узнали, что значит жить при ежедневных обстрелах, когда сообщения о погибших в новостных лентах становятся обыденностью.

И пусть вчерашний теракт станет вообще последним.

И в Турции, и в Донбассе, и в мире.

Я знаю, что это невыполнимое желание. Но путь оно таким будет, вдруг когда-нибудь исполнится.


14.11.2022