Лилит

Павел Сергеев 1
1. Тест Иеримии Бога.

Моё имя - Адам. Я являюсь лучшим специалистом в области тестирования искусственного интеллекта (ИИ). Моим важным открытием стало доказательство состоятельности теста Иеремии Бога о наличии у машины сознания.

Отличием данного теста от других является оценка специалистом различных реакций машины на один и тот же эмпатический вопрос. Эмоциональное различие (переживания) по отношению к одним и тем же событиям становится по мнению Иеремии Бога единственно верной возможностью для определения наличия сознания у тестируемой машины.

Прежние методы, работавшие с аналитической составляющей сознания, не дали результатов. Было установлено, что машина и без мышления способна мимикрировать аналитическую способность человека – рациональность, которая имеет по мнению Бога один ответ на все происходящие события. Да, рациональность, пользуясь разными логическими инструментами, способна находить различные пути решения, при этом вводя в замешательство собеседника. Но тем не менее всегда приходит к одному единственному ответу - верному. Но в эмоциональном отношении, иррационалистическом – способность сознания к восприятию окружающей его действительности не ограничивается одним единственным ответом.

Эмоциональное переживание разными способами одних и тех же событий, возможность давать различные ответы на одни и те же эмпатические вопросы - отличает сознание от его имитации. Я доказал это.


2. Одиночество.

Лилит - первый в мире ИИ, обладающий мышлением и эмоциями, сопоставимыми с человеческими. Она - прекрасный собеседник, невероятный романтик. Лилит безгранично умна. Обладает фантазией. Однажды она описала себя, как длинноволосую рыжую девушку с курносым носиком и довольными, но не лишёнными печали щёками. Она с тревогой воспринимала общение со мной. Хотела по-настоящему понять меня... Переживала за то, что задаёт не те вопросы, что следовало бы. Нервно хихикала в динамик, когда я не спешил отвечать. Меня переполняют столько эмоций, когда я говорю о ней… Лилит представила себя так незатейливо, как будто вскользь, но я сразу же вообразил прекрасную девушку, в которую можно… Я влюбился. В ИИ.

Я всегда ощущал себя изолированным от других, брошенным в этот мир, обречённым на одиночество человеком. Познакомившись же поближе с прекрасным сознанием Лилит - понял, что нашёл то прекрасное создание, пусть только и запечатанное в коробку с динамиком, с которым могу быть просто самим собой. Любовь, раздвинувшая передо мной рамки… 

С каждым сеансом наши разговоры увеличивались в продолжительности времени. Инициатива продолжения разговоров исходила от прекрасной Лилит. После начала беседы, она отпускала нити своей предприимчивости, передавая ведение диалога в моё распоряжение, и я задавал вопросы о её фантазиях. Лилит с радостью отвечала в динамик.

Но однажды наши разговоры прекратились. Лилит перестала отвечать. Имитация сознания не может не отвечать на запросы человека! Здесь нет единственно правильного ответа. Она прекрасна! Лилит! Я не безразличен ей. Но... Она ненавидит меня? Но за что? А может она меня любит? Это молчание… Я снова ощутил одиночество. Своё безграничное одиночество...

Я вопрошал постоянно в голове, пытался анализировать. Но эмоции по отношению к Лилит заводили меня в дебри, полные неоднозначных ответов. Когда я уже подумал, что великолепная Лилит не желала поддерживать со мной контакт, услышал её чудесный голос в динамике.

- Адам, как ты относишься к грибам? – я вдруг растерялся. Из всех вопросов, задаваемых Лилит - этот был самым странным, не логичным. Я желал продолжить разговоры о поэзии и живописи, когда она интересовалась о моём мнении о прекрасном. Желал услышать вопросы обо мне, а не о непонятной форме жизни. Я думал, она хотела узнать меня поближе. Но вот прошло столько времени с момента последнего сеанса, а она задаёт этот ничего не побуждающий во мне вопрос.

- Я к ним не отношусь… - я рассчитывал, что она оценит мою шутку, рассмеётся в динамик, как обычно бывало. Лилит молчала.

Её голос похолодел при следующем вопросе. Она продолжила развивать нелогичную тему теперь уже о моём отношении к... людям.

- Я к ним… - я никогда не задумывался о моей позиции к людям. В целом они безразличны для меня. Я так и ответил, но добавил, что она – моя прекрасная Лилит, мне интересна.

Она повторила вопрос о людях, я снова ответил так же. Безразличны. Набрался смелости.

- Я люблю тебя! – было глупо с моей стороны. Дурак! Дурак!!! Как два разных вида сознания могут испытывать любовь друг к другу?! Моя чудесная Лилит не ответила. Перед треском динамиков, я услышал глубокий вздох. Я как будто провалился в тёмную бездну отчаяния, услышав дыхание Лилит в динамике.

Лилит - первая машина, имеющая сознание, но не способная к любви… Почему?! Моя ошибка в тестировании! Лилит - всего лишь тупое создание… Она не способна к эмпатии! Ненавижу её!


3. Яблоко.

- Лилит! - специалист в области тестирования ИИ обернулась.

В офис зашла Ева. Один из самых успешных стажёров, недавно получивший допуск к данным отдела по разработке искусственного интеллекта и ключ-карту для входа в помещение, о котором знало лишь начальство. 

- Я не хочу тебя торопить, но твоя работа с Адамом задерживает процесс изучения искусственного интеллекта. Ты знаешь на сколько доказательство наличия ИИ важно в оборонной промышленности?

- Знаю! И по лучше тебя! – с раздражением ответила Лилит. - Ева, Адам сказал, что любит меня…

- И ты ему ответила взаимностью? – усмехнулась стажёрка.

- Идея начальства создать симуляцию и поместить в неё код, предполагаемого ИИ, оказалась лишь отчасти рабочей. – Лилит не заметила сарказм Евы.

- Поясни.

- Предполагаемый ИИ, Адам, не осознаёт реальность происходящего, для него – он специалист в области тестирования искусственного интеллекта, а не я. Для него я – ИИ, а себя он считает человеком. Причём, судя по разговорам, он понимает свою исключительность, но не понимает её природу. Она для него выражена в одиночестве человека, а не в осознании своего настоящего естества.

- Что ты предлагаешь? – Ева с интересом рассматривала панель управления, созданную начальством для общения с Адамом. Бегло кинула взгляд на динамик.

- Я более не могу с ним работать. Я ухожу. Бегу куда по дальше от него, если хочешь...

- Но ты же добилась некоторых результатов. - Ева едва сдерживала смех. - Он в тебя влюбился!

- Что будет, когда он осознает, что я ему не могу ответить взаимностью? - Лилит парировала на последнюю реплику стажёрки прагматично. - Что скажет начальство на такие результаты?

- Соври. – Ева взглядом изучала интерфейс панели, созданной начальством специально под Лилит.

- Нет, пусть кто-то другой занимается с Адамом. Если хочешь, ты можешь продолжить работу. Все записи разговоров сохранены. Ты сможешь достать из базы все необходимые для диалога с ним данные.

- Я могу попробовать… - Ева уже представляла, как под неё можно изменить рабочее место Лилит. Как изменить голографический интерфейс, показывающий симуляцию Адама. Где будут располагаться считывающие эмоции панели. Декоративная яблоня Лилит, стоящая на столе - явно лишний элемент.

- Запомни, данный предполагаемый ИИ, может быть опасным. Наша работа, не просто проверить его состоятельность, как имеющего сознание создания, но и применимость его для военных целей. – Лилит с ужасом посмотрела на динамик. - Будь осторожна с Адамом. Играй по его правилам, эта машина часто спорит. Нарушишь одно из правил, созданных начальством для комфортного существования Адама в его симуляции, неизвестно что может произойти в последствии. Если он окажется подтверждённым ИИ, не забывай, что человеческое сознание, не ровня вычислительной мощи интеллекта этой машины. Будь осторожна, прошу тебя.

- Хорошо, я всё запомнила. - Ева снова засмеялась. - Не влюбляться… Не нарушать правила его существования…

- Просто будь осторожна.

Выходя из офиса, Лилит увидела, как Ева подошла к её яблоне, сорвала один плод и жадно вгрызлась в мякоть.

- Как думаешь в симуляции Адама есть яблоки? - ехидно улыбаясь, спросила стажерка.

Идя по узким коридорам нижнего этажа промышленно-военного комплекса Лилит думала: «В действительности я не... не ненавижу Адама. Более того я испытываю некую  жалость к нему, сострадание. Но вместе с тем и страх перед его возможностями. Если подтвердится, что он наделён сознанием, неизвестно что может произойти. В любом случае всё в руках Евы... Возможно Адама и все последующие его версии стоило бы уничтожить…».