Умный муж

Татьяна Сарбаева
Жили были три сестры. Как-то раз зимним вечером сидели они у окна и пили чай из большого самовара с блинами и баранками. Электричество тогда ещё не везде было, а сестры жили в деревне. До захода солнца они рукодельничали, а как спряталось солнышко красное за горой, так старшая им и говорит:
- И пошто нам сестрицы глаза то ломать, ишь темень какая.
- А идёмте тогда чай пить, - предложила средняя сестрица.
- С баранками! – поддержала их младшая.
Побросали они своё шитьё да вязание в корзинки, и принялись на стол накрывать.
Старшая самовар поставила, средняя чашки из шкафа достаёт, а меньшая варенье по тарелочкам раскладывает, да баранки делит промеж них.
Вот сели они ужинать, пьют чай с блюдечек, как раньше по старинке значит, дуют, аж больно горячий, чтоб остыл немного.
И такой разговор между ними произошёл:
- Вот, я желаю, чтобы у меня был самый красивый муж, - начала рассуждать старшая, - Лицом чтоб пригож был, да фигурой знатен, а одевался, как принц заморский. Только за такого я согласна замуж пойти.
Средняя подумала, да и говорит:
- Тогда я желаю, чтобы у меня был самый богатый муж! И что бы я ни пожелала – всё бы мне покупал: и шелковые платья, и жемчуга заморские и соболя княжеские. И буду я тогда самой счастливой из женщин.
А когда настала очередь младшей сестры, то она сказала так:
- Пусть мой муж будет самым умным человеком, чтобы все его уважали и приходили к нему за советом. А я рядом с ним буду у него мудрости учиться, может что и пойму в этой жизни.
Только она договорила, как в дверь их дома постучала какая-то старушка.
Меньшая пошла отворять.
- Вам кого, бабушка?
- Дозволь мне, дитя, обогреться да переночевать у вас, иду я издалече и устала с дороги.
Меньшая сестра самая доверчивая была, она впустила старушку, хотела её за стол усадить, да только старшая ей говорит:
- Куда это ты? Вон пусть старуха у печки посидит на лавке, что это ты чужих людей сразу за стол к нам зовёшь.
- Спасибо, девица, - отвечает ей бабушка, - у печки мне и правда теплее будет. Замёрзла я с дороги.
- Вы, наверное, проголодались? – и  меньшая ей в кружку чай налила, да баранок хотела подать, да только средняя ей говорит:
- Сестрица, баранки мы давечась на базаре для своих покупали, ты лучше каши бабушке дай, той, что с утра варила, там ещё немного осталось в горшке в печи.
- Ой, спасибо! – пролепетала старушка, - Баранки мне и правда на зубок жестковаты будут, а кашки я бы с удовольствием поела.
Разогрела меньшая кашу, хлеб маслом намазала, да и бабушке отнесла. Старую шаль из козьего пуха ей на плечи накинула. Согрелась бабушка, наелась каши, чаю горячего напилась и сидя задремала.
- Ну и куда нам её девать? – спрашивает старшая.
- Кроватей у нас три, вы как хотите, только я в свою спаленку спать пошла, - заявила средняя сестра.
- А пусть она в моей кровати отдохнёт, это же всего на одну ночь, - предложила меньшая.
- Как знаешь, - сказали обе сестры в один голос и ушли спать.
Уложила меньшая сестра бабушку на свою кроватку, бабушка маленькая сухонькая была и кровать то ей как раз впору оказалась.
Убрала младшая сестра со стола, села у окна и задремала. И привиделся ей сон, словно какой-то добрый человек с корзиной яблок шагает по дороге, а она следом за ним идёт. И так ей легко идти, и отчего-то весело даже, поэтому она идёт и по дороге приплясывает, а мужчина смотрит на неё и посмеивается себе в бороду.
- Ну что ты смеёшься надо мной? – спрашивает она его.
- Не думал, что такая весёлая плясунья мне в жёны достанется, - отвечает он.
Тут младшая сестра и проснулась. Смотрит в окна, а уже первые рассветные лучики окрасили небо в нежно-розовый цвет.
Чувствует, что за плечо её кто-то трогает, обернулась, видит – стоит перед ней старушка и говорит:
- Спасибо тебе девица, что пустила меня отдохнуть и переночевать, что накормила меня. Мне теперь и в путь пора!
- Как же вы бабушка так пойдёте?! Дайте я хоть чаю согрею, уж не думала я, что вы так рано встанете.
- Эх, я уж с рассветом встаю, как мне время терять не хочется! Немного мне осталось пожить, хоть часик да лишний себе сохранить.
Присела бабушка за стол. Младшая сестра согрела чаю и блинчиками с вареньем бабушку накормила.
- Куда вы идёте? – спрашивает меньшая.
- Иду я в город чудесный, и нет его прекраснее на всём белом свете, - ответила бабушка, - И говорят, что там все мечты сбываются. Всё, о чём ни попросишь, тут же исполниться.
- Ах! Не могли бы вы тогда попросить кое-что для меня и сестёр моих, если это конечно вам не трудно, - сказала меньшая сестра.
- Что же ты хочешь? – спрашивает бабушка.
- Мы вчера мужей себе загадали. Старшая – Аглая, хочет, чтобы у неё был самый красивый супруг, средней моей сестре – Ольге - по нраву богатая жизнь, поэтому ей только королевича подавай.
- А сама ты кого бы выбрала? – полюбопытствовала старушка.
- А мне кажется, что умный муж – самый лучший выбор для меня. Я самая наивная из сестёр и поэтому нужен мне человек опытный и знающий рядом, чтобы меня учил и направлял, как жить правильно. А то сёстры говорят, что я со своим характером много добра себе не наживу, а вот глупостей натворю много.
- Ну что ж, - улыбнулась старушка, - хорошо, попрошу я за вас. Хорошие вы девушки, и стало быть вам всем замуж придётся выходить. И пусть сбудутся ваши пожелания!
Потихонечку собралась бабушка в дорогу.
День прошёл, два, за ними неделя пролетела. Забыли про этот случай девицы.
Через несколько месяцев весна наступила. Собрались девицы на базар за обновками к празднику. Любили они на пасху делать друг другу подарки, а тут и повод появился: самый красивый парень на селе стал на Аглаю заглядываться, да мимо окон их с гармошкой прогуливаться.
- Ой, сестрицы, не могу я ему на глаза показаться вот так, - всплеснула руками старшая из сестёр, - Нужен мне сарафан новый, василькового цвета.
- Ой, и мне хочется серьги себе с янтарём, - заявила средняя сестра.
- А я на вас полюбоваться хочу и медовых пряников отведать, - тут же сказала меньшая.
И порешили они, запрягли лошадку и поехали в коляске на ярмарку.
Приехали они на рыночную площадь, лошадку у постоялого двора привязали, а сами по торговым рядам пошли прогуляться, повыбирать да прицениться, да просто поглазеть на товары, как многие незамужние девки делают.
А там нашли синенький сарафан для Аглаи, да такой, что просто загляденье, а как сидел на ней ладно, словно по ней сшит был, порешили брать!
Тут Ольга с торговцем всё о цене понравившихся серёг спорила, как вдруг подошёл к ним купец знатный, да и говорит:
- Что это ты с такой красавицей торгуешься, я бы ей и так эти серьги подарил, взял он да и расплатился с купцом, а украшения Ольге подаёт.
- Как же так? – зарумянилась та личиком, принимать не хочет, только видит, что понраву она купцу пришлась, и ей то лестно стало.
- А как невеста моя взяла бы от меня такой подарок? – спрашивает её купец.
- Пожалуй, что только так, - смущённо отвечает Ольга.
- В таком случае ждите сватов после праздничка, - так сказал купец, подмигнул Ольге, да и пошёл по своим делам.
А Ольга держит серьги на ладони, да и понять не может, что её обуяло сильнее то ли страх девический, то ли радость от предстоящей помолвки. Вдруг чувствует она, что её за рукав кто-то дёргает.
- Ну что тебе, Алёна? – спрашивает она меньшую сестру.
- Вон там человек пряники продаёт. У него самые вкусные, мы всегда их берём.
- Ты права, нужно угощения теперь купить, чем мы сватов потчевать станем?! – согласилась Ольга.
Купили они пряников, конфет и печенья, даже немного кофе взяли на всякий случай, вдруг купец его только пьёт и отправились довольные домой на своей коляске.
(продолжение следует)