Невезучий хэдхантер с GPS в волосах

Антон Боровиков
Охотники за головами / Hodejegerne, Норвегия, 2011

"Меня зовут Роджер Браун. Мой рост - 1 м 68 см. Это немного, но у меня есть другие достоинства"

Естественно, я обратил внимание на этот фильм, потому что в аннотации было написано - «по мотивам романа Ю Несбё», а уж большего несбёмана, чем я, трудно сыскать. Хотя была и червоточинка сомнения - всем памятна совершенно провальная экранизация, пожалуй, лучшего романа Несбё - «Снеговика», этот фильм даже Фассбендер не спас. Впрочем, это не единственный голливудский косяк со скандинавскими римейками, вспомним хотя бы совершенно беззубую по сравнению со шведским первоисточником «Девушку с татуировкой дракона». Ну, и плюс основная профессия главного героя - он хэдхантер, такой же работе я отдал больше 15 лет жизни. Но обо всем по порядку.

Прежде всего, о том, чего, вернее, кого ни в книге, ни в фильме нет - культового героя Несбё Харри Холе, что никоим образом не умаляет достоинств картины. Главный герой Роджер Браун (Аксель Хэнни) - вполне себе внешне успешный хантер, работающий на солидную фирму и торгующий топ-менеджерами. В частности, на момент действия фильма у него заказ от ИТ-компании Pathfinder на поиск члена правления, один из кандидатов - г-н Ландер (Карре Хаген Синдэсс), вроде бы подходит, но уж слишком он отчаянно хочет эту работу, даже резюме присылает сам, а по канонам работы Роджер должен был его схантить.

У Роджера «всё как у людей» - красавица-жена Диана (Сюннёве Маккоди Лунд), любовница Лотта (Юлия Ольгаард), дом за 5 миллионов евро и навороченный «Лексус» в гараже. Но есть и другая сторона его жизни - у своих кандидатов, людей преуспеващих, он ворует дорогие картины при помощи своего друга Уве (Эйвинд Сандер), сотрудника компании по установке охранных сигнализаций. Кстати, об Уве - естессно, highly likely, без русских ни один сериал нынче не обходится - вот и у Уве есть разбитная русская подруга Natasja (Валентина Алексеева).

Но однажды Роджер встречается с загадочным голландцем Класом Греве (Николай Костер-Вальдау). Греве вроде бы покинул одного из основных конкурентов клиента Роджера, компанию Hote и слышать не хочет о новой работе, но! Почему-то ему интересен Pathfinder (компания занимается разработкой приборов слежки), и Роджер решает его представить клиенту. Но и воровскому alter ego Роджера Греве интересен - по слухам, у Класа дома хранится редкая картина Рубенса. Есть и личный элемент, который я упоминать не буду, чтобы не плодить спойлеров. Вот тут и начинается проходящее красной нитью через весь фильм противостояние Роджера и Класа. Здесь сюжет закручен лихо и жестко - тут и изуродованные тела, и погони, и стрельба, всё показано (слава Богу) вполне натуралистично, а не по-голливудски приглаженно, как-никак, скандинавская школа. Роджеру придется пройти через многое - предательство близких, гонки на тракторе (sic!), автокатастрофы, ложные обвинения и даже окунуться в выгребную яму.

Пожалуй, главную идею фильма можно описать слоганом одного культового сериала: «Врут все!». И задача Роджера - все-таки, несмотря на все препоны, отделить агнцев от козлищ и понять, как он может выпутаться из все более осложняющихся обстоятельств. Так что постепенно, невзирая на вступление, которое настраивает на авантюрный фильм с живописью в стиле «Аферы Томаса Крауна», фильм переходит в жанр жесткого криминального триллера о корпоративных войнах и промышленном шпионаже. Хотя, конечно, датчики GPS, втираемые в волосы объектов слежки - это небольшой перебор. Здесь, на мой взгляд, норвежским кинематографистам удалось сделать то, что было утеряно их американскими коллегами в «Снеговике» - абсолютно верно передана стилистика и атмосфера романов Несбё - тот самый thrill, жёсткость и напряженность сюжета.

Актерские работы совершенно точно ложатся именно в эти стандарты - и выпендрежник Роджер, с которого при первых проблемах слетают все понты, и солдат корпоративного фронта Клас, и запутавшиеся в своих отношениях с мужчинами Диана и Лотта.

Посему, если вам по нраву скандинавское кино и стиль Ю Несбё - добро пожаловать в мир двойной жизни хэдхантера Роджера.

Photo courtesy of Edeta Tumisu / pixabay