Д. С. Петри. Власть Божья

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВЛАСТЬ БОЖЬЯ
Изложение 7 вопроса Вестминстерского краткого катехизиса
Дэвид Скотт Петри

Хотя владычество Бога универсально и абсолютно, это не владычество слепой силы. Оно сочетается с бесконечной мудростью, святостью и любовью. И это учение, если его правильно понять, является наиболее утешительным и обнадеживающим. Кто не предпочел бы, чтобы его дела находились в руках Бога безграничной силы, мудрости, святости и любви, чем отдать их на откуп судьбе, или случаю, или непреложному закону природы, или близорукому и извращенному «я»? Те, кто отвергает Божий суверенитет, должны задуматься над тем, каковы альтернативы, которые у них остались

Лорейн Бойтнер, Реформатское учение о предопределении
 
Не все понимают, что самая забытая и пререкаемая доктрина в евангельской Церкви есть учение Божье. Как Библия начинается с Бога, так и любое богословское изучение должно начинаться с Бога. Фактически, именно с этим учением будет стоять или падать наша вера. Именно Жан Кальвин сравнил Священное Писание с «парой очков» в том смысле, что через написанное Слово Божье мы можем иметь правильное представление о своей жизни, цели и предназначении, а также о мире вокруг нас. Точно так же единственный способ обрести  ясное понимание различных учений, содержащихся в Священных Писаниях, - это сначала правильно понять природу Самого Бога. К сожалению, в сознании многих в сегодняшней церкви кажется, что между Божьим суверенитетом и ответственностью человека идет борьба. Хотя я вижу
большую опасность в чрезмерном подчеркивании одной стороны и пренебрежении другой, цель этого эссе состоит в том, чтобы сосредоточиться на суверенитете нашего Бога, прославить Того, Кто по праву восседает на престоле.
 Мы можем спросить себя: «Кто главный, Бог или человек?»; «Могут ли мертвые
верить?» или «спасает ли Иисус или делает спасение возможным?»  Возможно, лучше всего сказал Стив Браун, известный реформатский богослов и учитель Библии, который однажды заметил; «Мы должны работать как арминиане, но верить как кальвинисты». Аминь! Давайте возьмем на себя ответственность перед нашим Господом
и Спасителем Иисусом Христом искать и спасать заблудших, прежде всего
уверовав в суверенитет нашего Бога. Можем ли мы знать, что Он любит нас; можем ли мы любить Его, чтобы служить Ему; да будем мы  служить Ему, чтобы прославлять Его. Аминь.

1. Суверенность Божьего определения

Термин «суверенитет» часто звучит в публичных молитвах и используется в
контексте воскресных проповедей. Этот термин лучше отнести к категории небогословской. Он часто используется, его значение имеет со временем тускнеет и тускнеют. Мой любимый подход к этому вопросу можно найти в книге Артура У. Пинка «Суверенитет Бога». Например: Вестминстерский краткий катехизис (1647.) также послужил образцом для баптистского катехизиса, опубликованного по приказу
Генеральной ассамблеи частных баптистов, собравшейся в Лондоне в 1693 г.  "Когда мы говорим, что Бог суверенен, мы подтверждаем Его право управлять вселенной, которую Он создал для Своей славы, как Ему угодно. Мы утверждаем, что Его право - это право Горшечника на глину, а именно: Он может лепить эту глину в любую форму, какую пожелает. Он выбирает, делая из той же смеси один сосуд для почетного употребления,
а другой для низкого. Мы утверждаем, что Он не подчиняется никакому правилу или закону, кроме Его собственной воли и природы, что Бог есть закон для самого себя и
что Он не обязан никому отчитываться о Своих делах... Никто не может разрушить Его планы, помешать Его замыслам или сопротивляться Его воле. (Власть Бога, 20, 22)

2. ВКК, Вопрос 7

Возможно, лучшее конфессиональное утверждение о божественном суверенитете содержится в Вестминстерском Кратком катехизисе. 7-й вопрос звучит следующим образом:
В. Каковы веления Бога?
О. Постановления Божьи — это Его вечная цель, согласно совету Его воли, посредством чего Он ради Своей собственной славы предопределил, что бы ни случилось.

3.  Установления Божьи

Ответ на большую часть нежелания принять абсолютную верховную власть
Бога лежит в умственном эффекте грехопадения. Другими словами, результат грехопадения, вызванный нашей врожденной греховной природой, оказывает негативное влияние на нашу готовность познавать определенные виды истины (Рим. 1,2). Деистический взгляд на Бога рассматривает Его «вне мира», так сказать, неспособного или не желающего участвовать в Своем творении. Эта точка зрения абсурдна. Подумайте об истинах Писания: Бог абсолютно совершенен по Своей природе и характеру (Втор. 32:4; Екк. 3:14; Мф . 5:48; Рим. 11:33–36). В Его Слове (Пс 12:6; Пс 19:7; Пр 8:8-9; 30:5; 2 Тим.3:16-17; Иак 1:25). В Его морали (Авв 1:13; 2 Сэм 22:26-27; Иов 4:17; 1 Иоан 3:3). в Его воле и провидении (2 Цар 22:31; Пс 18:30; Рим 12:2; Иак
1:17). В Его знании ( Иов 37:16 ; Пс 139:4; Ис 40:13-14; Евр 4:13. Его совершенство требует участия. Если мы знаем о природе Бога, мы неизбежно приходим к логическому заключению, что Бог должен быть абсолютно  суверенным над всем Своим творением. Честная оценка Его природы требует этого суверенитета. Как сказал Р. Спроул, «во всей вселенной не может быть ни одной индивидуалистической молекулы»… В своей книге «Основные истины христианской веры» он продолжает: "Бог никогда не может быть разочарован; мы можем быть уверены, что ничего не происходит, над чем Он не властен. По крайней мере, Он должен «позволить» случиться тому, что происходит. Тем не менее, даже когда Бог пассивно позволяет вещам происходить, Он решает разрешить их , потому что у Него всегда есть сила и право вмешиваться и предотвращать
действия и события этого мира. Насколько Он позволяет вещам случиться, Он «пожелал» их в определенном смысле. («Основные истины», с. 67).
По существу, когда мы говорим о Божьем суверенитете, Его указы должны быть
всеобъемлющими. Даже в «Энциклопедическом полном словаре английского языка» Вебстера, изд. 1986 г., мы находим слово «указ», определяемое теологически как «одна из вечных целей Бога, которой предопределены события ». Это подводит нас к следующему пункту для изучения: Его вечному замыслу.

4. Вечное предназначение

«От века известны Богу все дела Его» (Деян. 15:18). План нашего Бога предполагается на протяжении всей Библии. Его план целеустремлен и установлен от вечности (Еф. 3:11). Этот план, скорее, этот всеобъемлющий замысел Бога - это то, что придает жизни смысл! В своей книге «Наслаждаясь Богом вечно» пастор и писатель Пол Смит комментирует взаимосвязь между Божьим вечным замыслом и нашей
уверенностью: "Над Ним не существует  любая другая воля или власть. Бог делает все, что пожелает; ничего не происходит без Его разрешения, и никакое решение любого другого человека или существа не может помешать выполнению Его замысла. Это
необходимо для того, во что мы верим. (с. 37) Далее он говорит: "Это понимание абсолютного суверенитета Бога также должно быть для нас несравненным источником утешения во время горя или утраты. Подумайте об этом вместе со мной: ни один несчастный случай, ни одна болезнь, ни одна смерть, ни преступление, ни одна потеря не происходит без Божьего суверенного дозволения Другими словами, поскольку Он суверенен, такие события могут просто не произойти с нами, если Он этого не допустит. Если они случаются с нами, то это потому, что Он допустил это для Своих благих целей. Мы можем не видеть, что Он имеет в виду, но мы можем быть уверены, что Бог в Своем суверенитете держит это в Своих руках" (с. 46)
Человек действует целенаправленно. Бог индивидуален. Вера в личного Бога
приводит к вере в план, лежащий в основе всего, что Он делает. Возможно, нет
ничего более личного, чем осознание того, что в Божьем плане нет ничего, что приходит в нашу жизнь, кроме как через сокрушенное тело нашего Господа Иисуса, демонстрируя сердце Его любви к нам. Но и это тоже было в плане от вечности в прошлом, согласно Писанию (Откр. 13:8). Заметьте также, что этот отрывок ясно учит, что все избранные Божьи были избраны до основания мира, до Быт. 1:1. Мы также знаем, что мы ничего не можем сделать, чтобы добавить к этому числу или отнять от него (Ин 13:18; Деян.
13:48; 2 Тим 2:19). Поэтому мы можем не только доверять Ему, но и покоиться в Нем!

5. Советы Его воли

В течение многих лет многие из нас с удовольствием читали произведения покойного Льюиса Сперри. Чейфера, в частности, его 7-томный сборник «Систематическое богословие». С годами многие из нас также узнали о ценности проницательности и о том, что мы можем учиться у некоторых, даже если не можем согласиться со всем, что они говорят. Показательный пример именно здесь. Чейфер, выдающийся диспенсационалистский богослов (который также восхваляет Вестминстерское вероисповедание…) пишет: И спасение, и осуждение зависят от
реакции человека на одно и то же, а именно на спасительную благодать Божию
, ставшую возможной через смерть Христа. (Систематическое богословие, 3.187 ).
Обратите внимание, такого рода утверждения провозглашают арминианское учение о том, что наша вечная судьба зависит от того, что делает человек, а не от того, что делает Бог .следовательно, отрицание суверенитета Бога. А как насчет этой «воли» Бога, определяющей Его указы? Что ж, если мы вспомним два факта, мы поднимемся выше.
Во-первых, ВСЕ исходит из воли Бога (Откр. 4:11). Во- вторых, Божья воля является КОНЕЧНЫМ основанием всего (Дан. 4:35, 6:18). Вот несколько очень
важных примеров: основание правления (Притч. 1:21);  причина страданий Христа (Лк. 22:42); основание избрания и отвержения (Рим. 9); почва возрождения (Иак. 1:18); основание освящения (Флп. 2:13); причина страданий верующих (1 Петра 3:17); основа жизни исудьба (Иак. 4:15); основание даже самого малого и незначительного (Мф 10:29).
В своей книге «Доктрина Бога» Герман Бавинк проделывает замечательную работу, определяя Божьи повеления, и указывает нам на их источник со всеми ссылками на Писание, которые потребуются ответственному «верийцу» : что бы ни случилось. Писание повсюду утверждает, что все, что  происходит, является реализацией мысли и воли Бога, и имеет свое начало и идею в вечном совете или
указе Бога: Быт. 1; Иов 28:27; Притч 8:22,3:19; 19:21   Иер 10:12; 51:15; Евр 11:3; Пс 33:11; 44:24-27; 46:10; 104:24; Деяния 2:23; 4:28; Еф 1:11; и т . д . Далее он добавляет:
Даже человеческие поступки основаны на обдумывании и рассмотрении: в случае разумных существ мышление и намерение предшествуют действию. В гораздо более возвышенном смысле это верно по отношению к Господу Богу нашему: без Его знания и воли ничего никогда не может произойти. Соответственно, все христиане принимают Божественный указ как таковой. (с. 369)
По сути, мы говорим о том, что это «Божественность» Бога, которая скрепляет
саму ткань нашей жизни. Его план, Его установления, Его совет находятся внутри Него, как Бога. Он ни с кем не советуется. От первичных и вторичных причин, вплоть до свободы нашей воли, все идет в идеальном соответствии с Его конечной волей. Именно это ощущение свободы и доверия, которое мы имеем, заставляет нас сверять нашу волю с Его волей, выполнять Великое поручение с радостью и рвением, осознавая великую привилегию , которую мы имеем, участвуя в Божьем плане. Богу слава!
Я считаю, что в этом суть проблемы. Например, в своей книге «Святой
Дух» Чарльз Райри отмечает, что Богу, Святому Духу, нужен человек, чтобы «дать Ему возможность дать человеку новую жизнь». Он говорит: Вера - это не средство возрождения, хотя это человеческое требование, удовлетворение которого позволяет Духу осуществить новое рождение» (64). В принципе, это плохая теология. Мы должны помнить, для какой цели Бог создал вселенную и человека. Очень просто и хорошо сформулированный вопрос одного из Вестминстерского Краткого Катехизиса гласит:
В. Какова главная цель человека?
О. Главная цель человека – прославлять Бога и вечно наслаждаться Им.
Все сущее существует во славу Божию. Бог терпит неудачу? Конечно нет!
Одной из причин путаницы в сегодняшней евангелической церкви является то, что
у некоторых есть склонность определять истину философски или с точки зрения человеческого мышления. Прочтите еще раз эти слова, написанные А. В. Пинком:
"Почему не все спасаются, особенно все, кто слышит Евангелие? Вы до сих пор отвечаете, потому что большинство отказывается верить? Что ж, это правда, но это только часть правды. Это правда с человеческой стороны. Но есть и Божественная сторона, и эту сторону истины нужно подчеркивать, иначе Бог будет лишен Своей славы. (The
Sovereignity of God, 46)
В ответе Жана Кальвина на обращение Якопо Садолето, кардинала римско-католической церкви в XVI веке, Кальвин писал: «Не очень здравая
теология ограничивает мысли человека в такой степени самим собой и не ставит
перед собой в качестве основного мотива своего существования рвение прославлять славу Божью. Мы рождены прежде всего для Бога, а не для себя. Как и все от Него произошли и в Нем пребывают, поэтому, говорит Павел (Рим. 11:36), они
должны относиться к Нему». (1539: Дебаты о Реформации, с. 58)
Мы подвергаемся опасности, когда пытаемся интерпретировать Слово Божье
в соответствии с нашими собственными человеческими парадигмами. Мне нравится, как Тематическая справочная Библия определяет термин «Реформация»: «Процесс приведения религиозных обычаев и верований в соответствие со Словом Божьим» (с.
2017). Мысль, которую пытаются донести редакторы, ясна: именно Слово Божье, и
только Слово Божье, определяет Божьи истины.
Духовный гигант Чарльз Хэддон Сперджен, великий баптистский проповедник XIX века, в свое время зарезал многих заживо , смело провозглашая верховную власть Бога. Относительно этого вопроса о Славе Божьей он писал: «Нет более утешительного атрибута Бога для Его детей, чем учение о Божественном суверенитете. В самых неблагоприятных обстоятельствах, в самых тяжелых бедах они верят, что
Верховная власть предопределила их бедствия, что Верховная власть побеждает
их и что Верховная власть освятит их все. Нет ничего для которые дети Божьи должны отстаивать с большей серьезностью, чем владычество их Учителя над всем творением – царствование Бога над всеми делами Его собственных рук – престол Божий и Его право
сидеть на этом престоле. С другой стороны, нет более ненавистного мирским людям учения, нет истины, из которой они сделали бы такой мяч, как великое, изумительное, но все же самое верное учение о всевластии бесконечного Иеговы. Люди позволят Богу быть везде, кроме Его престола. Они позволят Ему находиться в Своей мастерской, чтобы
создавать миры и создавать звезды. Они позволят Ему быть в Его милостыне, чтобы
раздавать Свою милостыню и даровать Свои щедроты. Они позволят Ему поддерживать землю и столпы ее, или зажигать светильники небесные, или управлять волнами вечно движущегося океана; но когда Бог восходит на Свой престол, Его творения скрежещут зубами; и когда мы провозглашаем восседающего на престоле Бога и Его право поступать со Своими, как Он хочет, распоряжаться Своими творениями по Своему усмотрению, не
советуясь с ними по этому поводу, тогда нас освистывают и проклинают, и тогда все дело заключается в том, что люди глухи к нам, потому что Бог на Своем престоле - это не тот Бог, которого они любят. Они любят Его где угодно больше , чем когда Он сидит со скипетром в руке и короной на голове. Но мы любим проповедовать о Боге на престоле.
Мы доверяем Богу на Его престоле. («Божественный суверенитет», проповедь, произнесенная 4 мая 1856 г.).Слава Божья, подтвержденная Его суверенитетом, является демаркационной линией, которая отделяет Евангелие Бога (Рим. 1) от Евангелия человека, которое нас окружает .

6. Предусмотрено все, что произойдет

Здесь у нас есть еще один камень преткновения для многих. Противоположный
аргумент - это тот, который защищает свободу воли как независимую от суверенитета Бога. Аргумент может выглядеть примерно так; «подобная доктрина делает
Бога неким космическим насильником или кукловодом…» Что ж, если мы посмотрим
с другой стороны, если Бог не все предопределил (как провозглашает Его Слово),
то мы имеем Бога, подверженного неудачам. Помните, Бог сотворил человека
по Своему образу и объявил Свое творение «весьма хорошим» (Быт. 1). Джонатан
Эдвардс написал эти родственные слова относительно грехопадения, прекрасно иллюстрируя суть вопроса: "Бог, должно быть, сильно разочарован этими событиями; и поэтому великий замысел и замысел нашего искупления и уничтожение
дел дьявола Мессией, и все великие дела, которые Бог совершил для осуществления этих замыслов, должны быть только плодами Его собственного разочарования и замысла исправить и подлатать, насколько Он мог, Свою систему, которая изначально
была очень хороша и совершенно прекрасна, но была испорчена, сломана и
сбита с толку свободной волей ангелов и людей. (The Freedom of the Will, 131-132)
Я думаю, что легко попасть в ловушку, когда мы ограничиваем природу Бога (который суверенен) в соответствии с нашей собственной (ограниченной) человеческой природой. Основное различие лежит между ортодоксией и ересью. К сожалению, источник этой разницы в отношении сердца. Ересь заявляет: «Если я не могу этого
понять, значит, это ложь», и позволяет современному философскому учению в сегодняшней церкви определять истину. Вера через веру должна руководствоваться Словом Божьим.
Глава 3 Вестминстерского исповедания веры начинается с этих слов:  От вечности и по совершенно мудрой и святой цели Своей собственной воли Бог свободно и неизменно предопределил все , что происходит. (ср. Еф. 1:11). Еще одна ошибка, которую совершают некоторые, заключается в том, что они ставят телегу впереди лошади. Давайте не будем делать эту ошибку здесь. Бог не предписывает, что может произойти, и не принимает решения на основании того, что он «предвидит». (К сожалению, это очень популярный, но небиблейский взгляд на избрание). То, что Бог знает (во-первых), Он предопределяет (Ис. 46:10-11; Деян. 2:23; Рим. 8:28:30; 1 Петр. 1:20).
Лютер хорошо комментирует эту тему такими словами: «Здесь нет неясных или двусмысленных слов, хотя все большинство ученых людей всех времен должны быть настолько слепы, чтобы думать и утверждать обратное. Как бы вы ни заблуждались, а совесть ваша, да и совесть всех, убеждена и обязана сознаться, что если Бог не ошибается в том, что Он предузнал, то то, что Он предузнал, обязательно должно сбыться". Далее он говорит:  «И если вы не допускаете, чтобы то, что предузнал Бог, не обязательно совершилось, вы лишаетесь веры и страха Божия, подрываете все божественные обетования и угрозы и таким образом отрицаете само Божество! (The Bondage of the Will, 213) .
Другими словами, Библия на самом деле совершенно ясна. Ясно написанное,
Писание достаточно ясно для самого простого человека. Ясность Писания основывается на намерении Бога предоставить Писание как откровение о Себе. Бог создал с целью. Цель требует плана. Божье знание о том, что Его план осуществится, обязательно должно предшествовать событию во времени. Бог есть Бог; отрицать, что Его план (который Он знает заранее, а  не в соответствии с тем, что Он предвидит) должен осуществиться, значит отрицать Божественность Бога!
А. А. Ходж, сын великого Чарльза Ходжа, проделал большую работу по
формулированию этих истин в своей книге «Исповедание веры». Здесь я подробно цитирую : "Бог от вечности имел неизменный план в отношении
Его создания. Как бесконечно разумный Творец и провиденциальный Правитель, Бог должен был иметь определенную цель в отношении бытия и предназначения всего, что Он сотворил, заключая в одной всесовершенной системе Свою главную цель в ней и все подчиненные ей  цели и средства по отношению к этой главной цели. А поскольку Он есть вечное и неизменное существо, Его план должен был существовать во всех своих
элементах, совершенный и неизменный, от вечности. Поскольку Он бесконечная, вечная, неизменная и абсолютно мудрая, могущественная и суверенная Личность, Его цели должны быть частью основных атрибутов Его собственного существа. И поскольку разум Бога абсолютно совершенен и Его план вечен, так как Его окончательная цель
раскрывается как единственная Его собственной славы, и вся работа творения и промысла рассматривается как единая система, отсюда следует , что Его план также един - как единое всеобъемлющее намерение, предусматривающее все средства и условия, а также
избранные цели. (COF, 63-64)
Далее он обращается к неизбежному вопросу о свободе и вторичных причинах: "Кальвинисты верят, как и все люди, что все события в системе
вещей зависят от их причин и зависят от условий. То есть, если человек не посеет семени, он не пожнет; если он посеет, и все благоприятные климатические влияния присутствуют, он и пожнет. Если человек верит, он спасется; если он не верит, он не будет спасен. Но всеохватывающая цель Бога охватывает и определяет причину и условия, а также
подвешенное к ним событие. Указ не изменяет, а определяет характер событий и их взаимные отношения. Он делает свободные действия свободными по отношению к их агентам, а случайные события случайными по отношению к их условиям; в то же время оно делает всю систему событий и каждый элемент, охваченный ею, безусловно реально будущими. Абсолютный указ - это тот, который, хотя и может определяет многие условные события, определяя их условия, но сам не приостанавливается ни при каких условиях. Условный указ - это декрет, который определяет, что определенное событие должно произойти при условии, что произойдет какое -то другое недекретированное событие… Все, кто верит в Божественное правление, согласны с кальвинистами в том, что декреты Бога, относящиеся к событиям, вызванным необходимыми причинами, безусловны… Если каждое событие то, что сбывается , предопределено, очевидно, что не
осталось ничего неопределенного, на чем можно было бы обусловить решение.
(COF, 65-66.й) 
Это Суверенность Бога, согласно Его совершенному, мудрому и
неизменный план, что доказывает истинность этого взгляда. Это прямо
утверждается в Писании. Дан. 4:35; Ис. 40:13,14; Рим. 9:15-18; Еф. 1:5 и т д.

7. Заключение

Меня огорчают номинализм и идеализм, столь распространенные сегодня.
На самом деле эти проблемы были в Церкви на протяжении столетий. Многим трудно проглотить Суверенитет Бога . Я часто слышу, как самые ученые люди отрицают самые очевидные истины, и я не могу не вспомнить слова нашего героя, Мартина Лютера:
Как маленькие дети в страхе или в игре, закрывают глаза руками и думают, что потому что они никого не видят, никто не видит их, поэтому Диатриба, которая не выносит ярких лучей, более того, вспышек молний самых ясных слов, использует все средства, чтобы притвориться, что не видит фактов, в надежде убедить нас, что наши глаза тоже закрыты и что мы тоже не можем видеть. Все эти маневры, однако, - признаки убежденного ума, опрометчиво сопротивляющегося непобедимой истине. (Рабство воли, 212)
Жесткие слова для жестокой правды. Но не будем «гордиться», как многие хотели бы думать о нас, претендующих на «исправление». Нам нужно стоять за истину,
как Лютеру, но давайте также быть достаточно смиренными, чтобы признать наши естественные склонности, как это делал и Лютер: "Имейте в виду три света: свет природы, свет благодати и свет славы…  В свете природы необъяснимо, что должно быть справедливо, чтобы добрые страдали, а злые процветали; но свет благодати объясняет это. В свете благодати необъяснимо , как Бог может проклясть того, кто своими собственными силами ничего не может делать, кроме как грешить и становиться виновным. И свет природы, и свет благодати настаивают здесь на том, что вина лежит не на убогости человека, а на несправедливости Бога... Но свет славы настаивает на другом и когда-нибудь откроет Бога, Которому одному принадлежит суд, Чья справедливость непостижима, как Бога, Чья справедливость наиболее праведна и очевидна, - при условии, что пока мы верим в это, как мы инструктировали и поощряли делать…. (Рабство воли, 317).

A.A. Hodge. The Confession of Faith, The Banner of Truth Trust; reprint 1998
Arthur W. Pink. The Sovereignty of God, The Banner of Truth Trust; reprint 1998
Charles Haddon Spurgeon. Divine Sovereignty, a sermon delivered May 4, 1856
Charles Ryrie. The Holy Spirit, Moody Press; 1965
Herman Bavinck. The Doctrine of God, The Banner of Truth Trust; reprint 1997
John Calvin. A Reformation Debate, Baker Book House; reprint 1985
John Calvin. Institutes of the Christian Religion, Philadelphia: Westminster Press; 1960
Jonathan Edwards. The Freedom of the Will, Soli Deo Gloria Publications; reprint 1996
Lewis Sperry Chafer. Systematic Theology, Dallas Seminary Press; 1947
Loraine Boettner. The Reformed Doctrine of Predestination, Presbyterian and
Reformed; 1963
Martin Luther. The Bondage of the Will, Revell; 1957
Paul Smith. Enjoying God Forever, Moody Press; 1998
R.C. Sproul. Essential Truths of the Christian Faith, Tyndale House Publishers; 1992
The Baptist Catechism, The Association of Reformed Baptist Churches of America;
2004
The Shorter Catechism with scripture proofs, The Banner of Truth Trust
The Westminster Confession of Faith, an authentic modern version, Summertown
Texts; 1992
Thematic Reference Bible, Zondervan; 1999

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn