Мои женщины Январь 1965 Моя Фея Миледи?!

Александр Суворый
Мои женщины. Январь 1965. Моя Фея – Миледи?!
 
Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, отцам и матерям о половом воспитании настоящих мужчин.

Иллюстрация из сети Интернет: 1961 год. «Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires) – двухсерийный французско-итальянский художественный фильм, экранизация одноимённого романа французского писателя Александра Дюма (отца). Вторая серия: «Месть Миледи». Жерар Барре – Д’Артаньян. Милен Демонжо – Миледи, она же: леди Кларик, Шарлотта Баксон, баронесса Шеффилд, леди Винтер, графиня де Ла Фер, в девичестве Анна де Бейль – женщина ангельской красоты и с дьявольской душой, заклеймённая цветком лилии – символом чистоты и невинности, непорочности, изящества, красоты, роскоши. Клеймом в виде лилии на левом плече клеймили преступников и женщин, совершивших прелюбодеяние. Ещё не имея никаких фактических подтверждений, а только по внешним данным, манерам и поведению, я интуитивно соединил образы Миледи и моей первой школьной любви – Вали Антиповой в один образ моей прекрасной Феи красоты и страсти.

Жизнь продолжалась. Январь 1965 года пролетел так, что я его почти не заметил. В школе мы усиленно учились, дома – тоже. Наша мама вошла «во вкус» уроков домашнего домоводства, но из её «учеников» остался только я один, Юра уже неохотно вместе со мной слушал маму и пробовал что-то поделать на кухне или по дому.

Папа работал на двух работах и приходил домой усталый; к ому же он чувствовал себя «не лучшим образом», у него болел живот и он страдал от язвы двенадцатиперстной кишки. Ему очень хотелось кушать щи или гороховый супчик с копчёностями, селёдочку с лучком, жареную картошечку на сальце или жареные котлетки, но мама ему готовила только всё пареное, варёное, мягкое, жидкое. Папа крепился и очень хотел выздороветь…

Зима в январе 1965 года в городе Суворове была настоящая и морозная. Обычно в это время среднемесячная температуры января равнялась минус 9.5°С, но фактическая была минус 11.2°С. Норма осадков в январе - 34 мм, а выпало осадков - 47 мм, что по данным метеонаблюдений составило 137% от январской нормы. Самая низкая температура воздуха (-28.9°С) была 11 января 1965 года, а самая высокая температура воздуха (1.1°) была 1 января 1965 года. В эту зиму я не болел…

Наша Суворовская районная общественно-политическая газета «Светлый путь» не издавалась с 21 апреля 1962 года, потому что по распоряжению Н.С. Хрущёва все районные газеты в Советском Союзе свели в межрайонные газеты. Наш папа рассказывал, что своя газета в нашем Суворовском районе вышла 6 сентября 1930 года в Чекалине и называлась она «Чекалинская правда». Потом в 1944-1952 годах наша районная газета имела подзаголовок «орган Ханинского РК ВКП(б) и райсовета депутатов трудящихся Тульской области» и только с марта 1958 года она стала газетой «Светлый путь» - печатным органом Суворовского райкома КПСС и районного совета депутатов трудящихся Тульской области. Папа очень жалел, что наша местная газета не выходит и настаивал «там, где надо», чтобы возобновился городской газеты.

В январе в Советском Союзе и в мире было много разных событий, но я как-то отошёл от них внутрь нашей домашней жизни, потому что мне и нам всем было некогда. Мы с Юрой усиленно учились, мама и папа – работали, дома нам хватало телевизора и даже в кинотеатры нашего города мы в январе-феврале 1965 года ходили редко. Юра ходи с друзьями смотреть киноновинки, а меня мама одного в кино не пускала; боялась, что меня там обидят и деньги отнимут…

1 января 1965 года Москва по радио передавала, что сегодня в столице и в Подмосковье будет тепло, облачно, утром и днём ожидается снег с дождём, а температура воздуха – ноль – плюс 1 градус тепла. Куда ж выходить в такую погоду?

По первой программе Центрального радио с утра передавали музыку и концерты, детскую передачу «У папиной книги» и трансляцию из Ленинграда выступления лауреата Ленинской премии, поэта А. Прокофьева. В 11:30 был песенный концерт «Намети, метелица, счастья целый год». В 12:00 – передача «Остров свободы» о Кубе, а в 12:20 – концерт кубинской музыки. Наша мама очень любила на кухне слушать радио, и оно у неё «играло» целыми днями…

В 13:00 1 января 1965 года по был радио спектакль «Папа, Мама, бабушка и восемь детей в лесу» А.К. Вестли; в 14:00 – музыкальная передача «Вы нам писали»; в 15:30 – музыкальная композиция «Рассказывают журналисты разных стран»; в 17:00 – праздничная новогодняя программа радиостанции «Юность»; в 16:30 – «Страницы юмора» по рассказам В. Катаева, И. Бабеля и М. Зощенко.

В 19:00 по Центральному радио 1 января 1965 года был большой праздничный концерт из Ленинграда, Киева, Минска, Риги, Еревана и Кишинёва. В 21:15 – радиоальманах «С улыбкой», а в 22:30 – музыкальная программа «Добрый вечер», но мы всей семьёй вечером смотрели передачи Первой программы Центрального телевидения СССР.

Днём по программе передач «В дни школьных каникул» я смотрел мультфильм «Кто поедет на выставку», потом в 13:00 во время обеда – телеспектакль из Ленинграда «Медвежонок Винни-Пух». Наш папа на меня очень рассердился, хотя теленовостей в это время не было, и наша мама «погасила» его недовольство чтением газет и журналов с горячим чаем с мёдом и творожниками.

Потом в 14:00 мы с Юрой смотрели по телевизору новогоднее представление «Звездолёт уходит в небо», а в 17:00, «как штык», явился наш папа и в приказном порядке начал смотреть «Специальный выпуск телевизионных новостей», а затем киножурнал «Новости дня», который показывают перед каждым киносеансом в кинотеатрах.

Потом мы все немного поспали, чтобы отдохнуть от новогодней ночи, а в 19:00, за ужином, смотрели спектаклю Центрального театра Советской Армии по пьесе Юлиана Семёнова «Шоссе на Большую медведицу». В перерыве спектакля было выступление Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Куба Оливареса Санчеса.

В 21:30 была эстрадная программа «Дом-Мажор», в 22:30 долгожданные папины «Телевизионные новости» и в 23:00, когда мама угощала нас ароматным цветочным чаем с вареньем и оладушками, мы с удовольствием смотрели концерт-шутку «Как быть любимым». Вот так или почти так мы жили в январе 1965 года каждый день, и нам не было ни скучно, ни грустно, ни тяжело…

В понедельник 4 января 1965 года делегация Верховного Совета СССР отправилась в Турцию с ответным визитом; возглавил нашу делегацию член Президиума ВС СССП Н.В. Подгорный.

Всюду начинались новые почины в труде, на производстве, в науке, в культуре и искусстве. В Москве метростроитель обещали досрочно сдать новые линии и станции метрополитена. На автозаводе имени Лихачёва с конвейера сошли первые машины «ЗИЛ-130». Американская радиостанция «Голос Америки» предложила народам Африки новую программу «помощи», по которой Африка должны стать для США рынком сбыта американских товаров и источником дешёвого сырья и рабочей силы. Всё как вчера, как в прошлом году, но всё – снова и по-новому!

В Каире (Египет) семь английских солдат были убиты и пятеро ранены в боестолкновении с повстанцами «Фронта национального освобождения юга Аравийского полуострова»; в Сантьяго (Чили) 40 дней длилась забастовка рабочих чилийской компании «Сервесириас Унидас» и они победили. Число американских военных во Вьетнаме увеличилось ещё на 1000 человек. Погибли 28 человек, когда переполненный автобус упал со 100-метровой высоты в воды реки Белоу в центральной части Перу.

На киноэкраны страны вышел новый двухсерийный художественный фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым в главной роли и наш папа сказал, что мы все обязательно должны увидеть этот фильм, и мы его посмотрели в разные дни, но всей семьёй. Это была пронзительная и правдивая киноистория о бывшем фронтовике Егора Трубникова, потерявшего на войне руку, но ставшего настоящим человеком и коммунистом, надеждой и опорой колхозников, живущих в труднейших условиях послевоенной разрухи.

Также на экраны страны выходили новые художественные фильмы: наш советский «Государственный преступник» и румынский «Морской кот». В кинотеатрах страны также демонстрировали фильмы: «Венские доказательства», «Пядь земли», «Тайник на Эльбе», «В мёртвой петле», «Медальон с тремя сердцами», «Неуловимый Ян», «Как важно быть серьёзным», «Барабаны судьбы», «Альба Регия», «Армия Трясогузки», который я с удовольствием посмотрел вместе с моим школьным другом и товарищем Славкой Юнициным, «Дело «пёстрых», «На краю земли», «Необыкновенный город», польская кинокомедия «Где генерал?», который мы смотрели вместе с моим братом Юрой, «Горные мстители», «Течёт Волга», «Господин 420», «Седьмое путешествие Синдбада», который мы опять смотрели со Славкой Юнициным, а также двухсерийный французско-итальянский фильм «Три мушкетёра» с Жераром Барре в главной роли, «По особому заданию», «Штрафной удар», «Хождение за три моря», который мне очень понравился и другие фильмы.

Двухсерийный фильм «Три мушкетёра» был ещё 1961 года, но сейчас в январе 1965 года он с новой силой зажёг во мне и в моём старшем брате Юре искры и огонь благородного азартного и стремительного «мушкетёрства», а несравненная Миледи, в исполнении французской актрисы Милен Демонжо, надолго, стала зримым воплощением моей «заклятой» подруги – Феи красоты и страсти; Миледи из этого фильма по всем повадкам, манерам, поведению и характеру была точной копией Вальки Антиповой…

Естественно, я тоже воображал себя Д’Артаньяном, а когда надо, то Портосом, Арамисом и Атосом. Да, я подражал манерам, стилю поведения, словам, речи и поступкам этих героев, как книги Александра Дюма, так и этого франко-итальянского двухсерийного фильма. Более того, я в реальности, в жизни, в школе и в нашем 5 «А» классе старался вести себя также насмешливо, остроумно, напористо и сообразительно, как эти по-настоящему достойные для подражания литературные герои.

К моим внутренним друзьям-голосам: деду «Календарю» из деревни Дальнее Русаново, Вольному Змею из детского санатория в Чекалине, папе и старшему брату Юре, добавились голоса и манеры четырёх мушкетёров Дюма. К образу моей Феи красоты и страсти и Вали Антиповой добавилась «Миледи» в обликах самых разных девочек, девушек и женщин. Констанция мне никогда не снилась, потому что не очень пришлась мне по душе ни к книге о мушкетёрах, ни в фильме. К тому же она была любимой женщиной Д’Артаньяна, а для меня мешать чьей-то настоящей любви – это «западло».

Киношные приключения Д’Артаньяна и трёх мушкетёров: Атоса, Портоса и Арамиса, а также Рошфора, Миледи и кардинала Ришелье, опять породили волну подражаний и игр «в мушкетёров». Только теперь мы на уроке труда в столярной мастерской выстрогали себе рубанками настоящие деревянные шпаги с «эфесами» из толстой алюминиевой проволоки. Ручки мы тоже делали из витков алюминиевой проволоки и наши «шпаги» были, как настоящие! Теперь наряду с очень популярным дворовым хоккеем, мы ещё «рубились» шпагами как «мушкетёры короля» и «гвардейцы кардинала»! Прекрасный на нашей улице был январь 1965 года!

12 января 1965 года все газеты сообщали о новых социалистических обязательствах предприятий, организаций, колхозов и совхозов выполнить годовой план производства продукции и «семилетки» досрочно. КПСС и советское правительство брали обязательство существенно повысить уровень жизни и благосостояния советского народа. Трудовые коллективы отвечали своими инициативами, успехами и рекордами в труде.

12 января 1965 года было морозно: ночью аж 26° мороза по Цельсию, а днём - 18° мороза. Потом ожидалось снижение морозных температур воздуха до минус 3-8°С.

11 января наши запустили на орбиту Земли очередной космический аппарат «Космос-52», а Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин и Премьер-министр Великобритании Г. Вильсон договорились об обмене своими визитами в 1965 году. Сообщалось, что в Советском Союзе разработаны плазменные (ионные) двигатели для космических аппаратов и наш КА «Зонд-2» уже летает на них, а американцы только такие двигатели испытывают на земле. При этом наши советские учёные уже разработали проект «ядерно-электрического ракетного двигателя».

В дни студенческих каникул с 24 по 31 января, а также с 1 по 6 февраля 1965 года в Москве и других «университетских» городах будут проводиться молодёжные балы с участием артистов эстрады, театров и кино. На экраны страны выходят: новый художественный югославский фильм «Пятый узел» и грузинский художественный фильм «Кто оседлает коня?».

В кинотеатрах Советского Союза 12 января 1965 года продолжается демонстрация фильмов: «Председатель» (1-2 серии), «Государственный преступник», «Морской кот», «Горные мстители», Где генерал?», «Ночь среди дня», «Веские доказательства», «Ехали мы, ехали», «Пядь земли», «Милое семейство», «Над пустыней небо», «Страх», «Большая руда» (мы этот фильм смотрели с папой), «Девять дней одного года», «Запасной игрок», «Дело Артамоновых», «»Девушка с кувшином», «Господин 420» (1-2 серии), Дело о разводе», а также множество разных интересных документальных и научно-популярных фильмов.

В этот день и вечер 12 января 1965 года я смотрел по Первой программе ЦТ передачи для школьников «Как Жаконя время потерял» (17:00) и «Страницы мужественной жизни» (17:25), а потом вместе с папой «Телевизионные новости» (18:00). После ужина мы всей семьёй смотрели художественный фильм «Двое в степи» (19:00), потом в 21:30 – Телевизионные новости, а затем все отдыхали, читая новые журналы и книги из библиотеки. На завтра мы все решили, что с интересом посмотрим по телевизору в 22:45 кинообозрение «Киноэкран – 65».

Во вторник 19 января 1965 года мы кратко, но настороженно обсудили новость о том, что США и ФРГ создают «ядерный минный пояс» по границу с ГДР, о чём сообщило в своей ноте советское правительство. Папа сказал, что это «сверх безрассудство, взрывать атомные мины на своей территории», на что наш Юра заявил, что «американцы – тупые»… В польскую Варшаву прибыли члены консультативного комитета стран Варшавского договора на совещание, а немецкий канцлер Эрхард прибыл во Францию для переговоров с президентом де Голлем. В мире росла напряжённость между всеми странами и блоками…

В стране была масса разных по важности событий: учёные открыли новые «кирпичики жизни»; инженеры создали новейший радиотелефон и станцию-коммутатор к нему; советские художники выставили на выставку в Москве свои новые картины; в театрах по всей стране начались новые постановки; в киностудии «Союзмультфильм» сегодня начался двухдневный смотр «мультяшных» новинок, а на экраны кинотеатров вышли: новый мексиканский фильм «Янко» и американский цветной художественный фильм «Любимец Нового Орлеана» с Марио Ланца в главной роли.

Во всех газетах сообщалось, что стране требуются квалифицированные рабочие: инженеры и инженеры-конструкторы, инженеры и техники по КИПиА, техники-электрики, механики-электрики, техники-сантехники, контролёры ОТК и даже уборщицы в заводских цехах, а также экономисты. Из этих сообщений наш папа заявил, что работы всем хватит, нужно только поскорее готовить из школьников профессиональных рабочих-специалистов. Я обратил внимание на специальность – электрик КИПиА – контрольно-измерительных приборов и автоматики. Интересно, что это?

В 17:00 я смотрел по Первой программе ЦТ передачу о писателе Леониде Пантелееве, книгу которого «Республика ШКИД» наш Юра читал и громко хохотал при этом. Потом мы с папой с интересом смотрели в 18:10 телепередачу  к 60-летию Первой русской революции 1905 года с рассказом участника событий 9 января в Петербурге. После Телевизионных новостей в 21:30 я не стал смотреть телевизор, потому что устал, а может быть, даже приболел…

20 января 1965 года в газетах печатали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами СССР членов разведывательной организации, работавшей под руководством советского разведчика Рихарда Зорге. На папа сказал, что наконец-то начали вспоминать о фронтовиках и, что он надеется – 9 мая у нас будет всесоюзный праздник – День Победы. Мама и папа долго о чём-то говорили по этому поводу и наутро наша мама начала писать письма своим фронтовым подругам по военно-санитарному поезду ВСП-29, чтобы организовать встречу однополчан в мае 1965 года в Москве.

С 20 по 25 января повсеместно начались заключительные дни всеобщего праздника «Русская зима». В нашем городском парке тоже построили горки, качели, карусели, на которых горожане, молодёжь и детвора отлично отдыхали. В кинотеатрах города начали показывать новый художественный фильм киностудии имени М. Горького «Верьте мне люди». Мы этот фильм смотрели вместе с папой, и он нам очень понравился; Кирилл Лавров – отличный артист!

В четверг 21 января 1965 года почти всё, что происходило в стране было связано или посвящено 60-летию первой русской революции 1905 года. Уроки в школе шли с информацией об этом историческом событии, передачи по радио и телевидению были такими же, в 20:00 мы смотрели по телевизору художественный фильм «Синяя тетрадь», а в 21:30 – «Эстафету новостей». В кинотеатрах показывали «революционные» фильмы…

В пятницу 22 января 1965 года в нашем 5 «А» классе неожиданно «вспыхнул» целый диспут-спор на тему «Красивая жизнь. Какая она?». «Запалом» этого спора послужила история с одной старшеклассницей, которая явилась в школу с накрашенными глазами и губами. Наша завуч и директор школы Татьяна Николаевна Фёдорова её выгнала из класса, приказала всё с себя смыть, а девушка заартачилась, заупрямилась и убежала из школы домой. Возник шум, гам, тарарам и разборки учителей и родителей с привлечением ГОРОНО, РОНО, парткома и горкома, и кого-то ещё из начальства.

Наши «элитные» девочки во главе с Валей Антиповой и Зоей Коньковой заявили, что «Красиво жить не запретишь!», но возник спор, что считать «красивой жизнью».

- Жить, как все живут, работать, как все работают, отдыхать, как все отдыхают – это не очень-то красиво! - горячилась Зоя и её всем своим видом поддерживала Валентина. – А вот жить, работать и отдыхать по-своему, необычно, с выдумкой – это, я считаю, - красиво!

Ребята и девчонки в классе зашумели: кто-то кричал, что Зоя права, а кто-то говорил, что «выделяться из всех – себе дороже»…

- А по-моему, - задумчиво вмешалась в спор и шум наша тихая, скромная и всегда сдержанная на эмоции учительница по математике Серафима Ивановна Яковлева («Серафима»), - с достоинством жить, красиво работать и культурно отдыхать – это и есть красивая жизнь.

Ребята в классе ещё сильнее заспорили, теперь обсуждая позицию учительницы и сравнивая её с позицией «элитных» девочек и ребят. Девочки из «среднего ряда», как всегда, помалкивали и только «луп-лупали», то есть моргали глазами то не одного спорщика, то на другого…

- Ну, а ты чего молчишь, Суворов? – вдруг опять властно и насмешливо обратилась ко мне Валя Антипова. – Сказать нечего? Или тебе всё равно – «страдать иль наслаждаться»?

И я промолчал…

Дома я рассказал об этом споре-диспуте и мои родители не на шутку встревожились, а Юра только насмеялся надо мной и тем, что я промолчал в ответ на вопрос Вальки Антиповой.

- Это она тебя проверяла! – кричал мне Юра, как глухому. – Проверяла она тебя. Испытывала. Хотела увидеть, какой ты, годишься в её команду или так, сам по себе, изгой и голяк!

В ответ на Юркины тирады я тоже промолчал, потому что не знал, что ответить, а мои верные друзья - внутренние голоса - молчали. Я спросил маму, что значат слова «страдать иль наслаждаться» и мама ответила, что это строки из старинного романса. Потом она вспомнила и прочитала мне текст этого романса. Вот он…

«Мне всё равно»

Слова: Фёдор Миллер. Музыка: Александр Даргомыжский.

Мне всё равно, страдать иль наслаждаться,
К страданьям я привык уже давно;
Готов я плакать и смеяться,
Мне всё равно, мне всё равно.

Мне всё равно, враги ль, друзья ль найдутся;
Я к клеветам привык уже давно!
Пускай бранят, пускай смеются,
Мне всё равно, мне всё равно!

Скажите ей, что пламенной душою
С её душой сливаюсь тайно я;
Скажите ей, что горькою тоскою
Отравлена младая жизнь моя.

Скажите ей, как страстно и как нежно
Люблю её – как Бога херувим;
Скажите ей, что в грусти безнадежной
Увяну я, бездушной не любим.

Скажите ей, как дорого мне стоит
И трудно мне притворным с нею быть;
Скажите ей, как томно сердце ноет,
Когда велит она любовь таить.

Скажите ей, какое мне страданье,
Когда спокойно взор её глядит,
Когда взамен немого обожанья
Она, как льдом, мне душу холодит.

Скажите ей, скажите ей!

Это был «мужской» вариант романса, а есть ещё и «женский» вариант…

Мне всё равно, страдать иль наслаждаться,
К страданьям я привыкла уже давно;
Готова плакать и смеяться,
Мне всё равно, мне всё равно.

Мне всё равно, враги ли мне найдутся;
Я к клеветам привыкла уже давно!
Пускай бранят, пускай смеются,
Мне всё равно, мне всё равно!

Мне сё равно сердечная ль награда,
Любовь забыта мной давно.
Меня не любят? И не надо!
Мне всё равно, мне всё равно!

До сих пор я не знаю, какой вариант этого романса имела в виду Валентина Антипова, когда вдруг обратилась ко мне с вопросом о красивой жизни. Думаю, что этим очень редким в советской школе романсом она «отомстила» мне за стихотворение Сергея Есенина «Да Джим на счастье лапу мне».

Задав мне вопрос и приняв моё молчание, Вал\ Антипова тут же утратила ко мне всякий интерес. Момент был упущен и весь спор и диспут о «красивой жизни» пошёл мимо меня и даже мой друг и товарищ Славка Юницин не смог в него вклиниться; мы с ним были за чертой «красивой жизни» в нашем классе…

Однако вопрос Валентины и сама тема диспута меня очень сильно взволновали, заинтересовали и возбудили; я увидел в этом событии происки моей Феи красоты и страсти, которая только одного хотела в жизни – красивой жизни. Эта тема стала для меня основной на последующие годы учёбы в школе, аж до 9-10 класса, так же, как и для всех нас в нашем классе. Этот спор-диспут не затихал никогда, пока мы не стали выпускниками и не расстались друг с другом в июне 1970 года по своим собственным жизням...

Вечером 22 января 1965 года мы всей семьёй смотрели по телевизору художественный фильм «Поколение победителей», потом передачу «Рассказы о героизме» писателя Сергея Сергеевича Смирнова, потом Телевизионные новости и концерт «Ленин и музыка», и никто из нас не пожалел, что в этот вечер не было развлекательных телепрограмм…

С понедельника 25 января 1965 года в кинотеатрах начинался показ нового художественного фильма «Домик в дюнах», а по телевизору мы всей семьёй с удовольствием смотрели заключительный концерт Всероссийского смотра сельских коллективов художественной самодеятельности 14-ти областей центральной зоны РСФСР, передача из Ленинграда, потом Телевизионные новости (21:30) и затем телеобозрение «Киноэкран – 1965».

Во вторник 26 января 1965 года неожиданный диспут в нашей школе о «красивой жизни» вдруг продолжился статьями и диспутом учителей и директоров школ по реформе образования. НВ газетах вдруг начали критиковать существующую систему образования и воспитания в школе, предлагать перемены, «новые веяния». В школе стало тревожно, но интересно не только быть, но и учиться.

Кроме этого в стране началась подготовка к первому съезду деятелей советского кино. Надо сказать, что всем порядком надоело, что в кинотеатрах по 2-3 недели крутили однообразное кино – «Председатель», «Член правительства» и другие «революционные» и военный фильмы, например, новый художественный фильм «Непримиримые». Хотелось чего-то красивого, яркого, занимательного…

28 января 1965 года были напечатаны статистически итоги выполнения Государственного плана развития за 1964 год. Было произведено много миллионов тонн и штук всего насущного, но при этом ставилась задача экономить каждый киловатт-час электроэнергии. Газеты предупреждали о возможной эпидемии гриппа. Февраль 1965 года прогнозировался снежным и ветреным.

С 1 февраля 1965 года на экраны страны выходили новые художественные фильмы: «Джура» и «Камни Хиросимы». Со 2 по 16 февраля в московском театре имени «Ленинского комсомола» начинался спектакль «Мой бедный Марат» в постановке А.В. Эфроса.

29 января 1965 года газеты сообщали, что повсеместно прошли заседания партийных руководящих органов по теме «Воспитанию молодёжи – партийную заботу». Наш папа тоже участвовал в таком заседании, выступал и настаивал на усилении работы по трудовому воспитанию школьников, опираясь на народную традицию и основной труд Ф. Энгельса «Диалектика природы». Любимая установка нашего папы: «Труд создал человека, труд облагораживает человека».

- Только труд, качественные результаты своего труда, - говорил наш папа, - являются основой достоинства человека, его самосознания и положения в обществе, уважения и достойной оценки его как личности.

При этом наш папа говорил, что давать «оценки» ученикам нужно, но при этом возможно и необходимо уже иначе, то есть материально, оценивать и вознаграждать учеников за их сознательный и результативный труд, за результаты их ученического труда. Сначала папу спросили: «Вы предлагаете ученикам платить деньги за учёбу?», на что папа горячо отреагировал:

- Ну, зачем же так примитивно и грубо? Нет! Не деньги, хотя за некоторые результаты труда школьников можно выдавать им денежное вознаграждение, например, за уборку картофеля в колхозах.
- За ученический труд нужно другое – медали, грамоты, путёвки в Артек, участие в олимпиадах, в смотрах самодеятельности, награды в соревнованиях, почётные звания и так далее.
- Молодость нуждается в похвале и признании успехов, пусть даже самых небольших и это естественно, потому что пряник, он и в Африке пряник…

Не знаю, в этих ли словах и выражениях выступал наш папа на крупном собрании партхозактива нашего города, но рассказывал он о своём выступлении именно так, на что наша мама только поджимала губы и говорила, что «наш папа неисправим». Не знаю, права ли была наша мама, но мне понравилось то, что сказал папа и с чем он выступил на этом «партхозактиве». Наш Юра меня и папу горячо поддержал и также горячо выступил на комсомольском отчётно-выборном собрании у себя в школе.

Я так подробно, но кратко, рассказал о некоторых событиях января 1965 года не потому, что хотел отойти от жанра книги «Мои женщины», а наоборот. Я хочу показать этими примерами, что пятиклассник, школьник, мальчик 12 лет отроду, живёт в своей мальчишеской жизни не только личными переживаниями, мнениями, желаниями, хотениями и страстями. Он живёт не только своими приключениями, мыслями, представлениями и грёзами, но ещё и общей жизнью с членами семьи, с родными и близкими, с классом, со школой, с городом и страной. Он внутри этой общей внешней жизни и общих внешних событий и они, - внешняя жизнь и события – несомненно, обязательно и закономерно влияют на формирование его личности, характера, мировоззрения. Главное, - внешняя жизнь и события, их внутреннее осмысление и восприятие, формирует его половое саморазвитие и самовоспитание, влияет на его выбор стиля, манеры и принципов его полового поведения.

Вот так в январе 1965 года я, Саша Суворов, впервые воспринял мою воображаемую прежде восхитительную и трепетно волнующую Фею красоты и страсти в облике обворожительной и коварной, умной и беспощадной, хитрой и порочной Миледи в облике французской актрисы, сыгравшей её в двухсерийном фильме «Три мушкетёра».

Мало того, я вдруг полностью осознал и понял, вернее, догадался и представил себе, что моя первая школьная любовь, Валя Антипова, как раз и является живым воплощением не только образа, но и сущности этой Миледи. Я вдруг понял, что Валя точно такая же, как Миледи, как моя Фея красоты и страсти, а я, как Д’Артаньян. Я поддался чарам этой феи-Миледи, вошёл с ней в контакт, в борьбу не на жизнь, а на смерть, потому что его и её связывали вместе их выдающиеся личности, страстные характеры и жгучие желания. Только эти личности, характеры и желания были противоположно и принципиально разные…

Вот какие жгучие мысли и образы витали в моей голове в конце января 1965 года. Эти мысленные образные переживания подтверждали мне самому, что я выхожу, с трудом и мучением «выползаю» из сухой и отжившей оболочки моего детства, и расправляю, трепещущие от напряжения и страстного желания взлететь, крылья моей ранней юности. Будучи «на отшибе» в нашем 5 «А» классе, изгоем, отторгнутым от правого ряда элитных одноклассников и от среднего ряда агрессивно-послушного большинства, я, вероятно, раньше других осознал свою «самость», то есть причастность к делам и проблемам класса, школы, города, общества и страны.

Я был обычным пятиклассником, с 7 января 1965 года – мальчиком-подростком 12 лет и во мне уже начались все естественные физиологические процессы полового развития, которые неизбежно и закономерно потребовали от меня самого соответствующее половое и личностное самовоспитание. Вот почему я так внимательно и целенаправленно вникал в события, о которых рассказал в этой новелле. Вот почему я уже не смотрел фильмы и телепередачи как смотрят их дети и отроки, то есть поверхностно, событийно, а вникал в эти события, открывал для себя их причины и следствия, познавал, воспринимал и открывал их намёки, нюансы, тонкости, смыслы.

Вот почему в ночь с воскресенья 31 января на понедельник 1 февраля 1965 года ко мне в сон пришла злая, сердитая и разъярённая Фея красоты и страсти в образе прекрасной Миледи, лицо которой было лицом Вали Антиповой…