Профессор Александр Фёдорович Тур

Эгрант
                "Гвозди б делать из этих людей:
                Крепче б не было в мире гвоздей."
                (Николай Тихонов)

Александр Фёдорович Тур (1894 – 1974) — советский врач-педиатр, доктор медицинских наук, профессор, академик АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, заведующий кафедрой госпитальной педиатрии Ленинградского Педиатрического медицинского института.

Работая в Ленинградском Педиатрическом институте, я двадцати трёх летний, имел честь познакомится с профессором Александром Фёдоровичем Туром. А первая моя встреча с ним произошла при довольно комичных обстоятельствах. Но судите сами.

Это случилось в 1963 году, в ординаторской отделения пропедевтики. Когда я что-то писал, сидя за столом спиной к двери, то услышал, как кто-то вошёл в комнату и все, находящиеся в ней врачи, встали. Я остался сидеть. Слышу, как заведующая отделения, ведя речь обо мне, объясняет вошедшему, что я не врач, а отвечаю за всю медицинскую технику в институте.
Тут я повернулся и увидел пожилого человека маленького роста в белом халате. Я попытался встать, но мужчина, обращаясь ко мне, с улыбкой произнёс:
- Мы с вами, уважаемый, находимся в одинаковой должности. Я профессор Тур, вы в своём деле тоже профессор, поэтому вы можете сидеть.
И уже обращаясь к одному из врачей, продолжил – мне звонил секретарь горкома партии, с просьбой, чтобы я осмотрел племянника всем известного народного артиста Игоря Олеговича Горбачёва, и, несмотря на строжайший карантин у нас в клинике, разрешил бы ему навестить ребёнка. Считаю, что лечение Вами назначено верное, я бы только добавил ... Но не настаиваю, решаете Вы, лечащий врач.
Сказав это, профессор направился к двери. И уже выходя, обернулся, и, улыбнувшись, добавил – а Игоря Олеговича всё же не пускать.

Вторая встреча моя с профессором Туром произошла лишь через пару месяцев в отделении «Новородков». Я занимался в коридоре отделения ремонтом какого-то медицинского аппарата. Коридор этот был проходной и выглядел словно аквариум, справа и слева, за прозрачными стеклянными стенами, находились палаты-боксы с кроватками, в которых, туго запелёнатые, лежали новорождённые детишки. Все малыши лежали тихо, и лишь один, в боксе напротив, надрывно кричал.  Медицинские сёстры не обращали на кричащего никакого внимания. И тут, дверь в коридор открылась, и вошёл профессор Тур в сопровождении группы врачей. Он им что-то объяснял по дороге. Услышав плачь ребенка, Александр Фёдорович спросил у одного из сопровождающих его врачей, очевидно врача этого отделения, что, мол, происходит? Женщина пыталась объяснить, что сразу после нашего обхода, обязательно посмотрит ребёнка и даст ему нужные медика...  Профессор, не дослушав её, вошёл в бокс, к кричащему малышу. Я, как и все остальные, находящиеся теперь в коридоре, наблюдали за действиями профессора. А тот, взяв ребёнка на руки, прижал к груди и стал что-то ему нашёптывать. Малыш вскоре успокоился. Александр Фёдорович вышел из бокса, взглянул почему-то сразу на меня, стоящего с отвёрткой в руках, и, улыбнувшись, произнёс:
- Приветствую вас, профессор! – и, повернувшись к врачам, продолжил – не всегда нужны лекарства. Нужно просто поговорить с человеком по душам. И пошёл к противоположной двери. Вся группа медиков последовала за ним.

Теперь поведаю вам те истории, которые ходили о профессоре Туре в институте.

Александр Фёдорович не имел ни жены, ни детей. Проживал он вместе со своей старшей сестрой.
Профессора Тура, сотрудники считали скупым человеком. Он никогда не «скидывался» ни на дни рождения, ни на другие праздники, отмечаемые на кафедре, но в то же время каждые полгода закупал на свои деньги в игрушечном магазине целую машину детских игрушек и привозил в клинику.
А ещё, у профессора была машина «Волга», и он имел водителя. Когда его шофёр вышел на пенсию по возрасту, Александр Фёдорович подарил ему свою автомобиль.  Вот таким он был скрягой.

Рассказывали ещё случай, как 9 мая, в день Победы, пришли молодые врачи поздравлять его. Тогда ещё этот день не был общим выходным.
В ответ им, Александр Фёдорович сказал:
- Молодёжь, оставьте войну нам, пережившим её ужасы, а вы уж думайте о мирной жизни, о будущем. Чтобы ни вам, ни вашим детям не хотелось и не пришлось воевать. Как я понимаю, вы сейчас на дежурстве, так вот, молодые люди, идите к своим больным, там ваш фронт в мирное время.

PS.
Краткая биография профессора Тура как послесловие.

Окончив гимназию с золотой медалью, в 1911 г. А. Ф. Тур поступил в Императорскую военно-медицинскую академию.
Через год после начала Первой мировой войны, летом 1915 г. в звании зауряд-врача  А. Ф. Тур вместе с другими слушателями академии оказался в Действующей армии. Врачом госпиталя Новогеоргиеской крепости, под Варшавой.
В ночь с 19 на 20 августа был подписан акт о сдаче крепости немецкому командованию.
По условиям акта о капитуляции весь гарнизон был пленён.
В плену, который продолжался более двух с половиной лет, А. Ф. Тур узнал о том, что на Родине в феврале 1917 г. от престола отрёкся царь Николай II, а в октябре случилась пролетарская революция.
Только после марта 1918 г., когда новое Советское правительство заключило с Германией Брестский договор, военнопленных стали постепенно освобождать. Многие офицеры отправились в Добровольческую армию белых. У А. Ф. Тура выбора не было. Он вернулся в Петроград, где оставались родители и брат с сестрой.
Уже на следующий год А. Ф. Туру, как прослушавшему полный курс медицинских наук и выдержавшему установленные испытания, был присвоено звание врача.
В стране шла Гражданская война, и он был направлен врачом в Действующую армию.
В рядах 15-й армии Александр Федорович оказывал помощь раненым во время боёв против Юденича. После того как 15-я армия на подступах к Варшаве была разбита, А. Ф. Тур оказался в окружении и с частями своей дивизии, с боями, отступал в Белоруссию.
После окончания войны дивизия была расквартирована в Петрограде, где в марте 1921 года участвовала в подавлении Кронштадтского мятежа. Во время этой братоубийственной бойни было особенно много раненых как среди атакующих, так и среди обороняющихся солдат и матросов. После этих событий, в мае 1921 года военврачу 3-го ранга А. Ф. Туру было дозволено вернуться в Военно-медицинскую академию.
С 1930 г., после присвоения профессорского звания, А. Ф. Тур возглавил кафедру физиологии, гигиены и диететики раннего детского возраста в институте усовершенствования врачей, позже получившего название Ленинградский педиатрический институт.
С началом Великой Отечественной войны многие врачи института были мобилизованы в Действующую армию. В этих условиях институт ни на один день не прекращал своей деятельности. Все 900 дней блокады, зимой и летом преодолевая путь в 2,5 км от своего дома до института, Александр Фёдорович продолжал руководить своей кафедрой, занимался лечебной и научной работой.
В 1942 г. Ленинградский Горздравотдел ввёл должность главного педиатра города, назначив на неё профессора А. Ф. Тура.
Своей неутомимой деятельностью, сам страдавший от дистрофии, А. Ф. Тур подарил жизнь тысячам ленинградских детей, но не смог избежать трагедии в своей семье. В июле 1942 г. от последствий истощения, полученного зимой, умер отец, а уже после снятия блокады, в 1945 г. — мать. Из четырёх членов семьи, ко Дню Победы, Александр Фёдорович остался вдвоём с сестрой.

Вскоре после окончания войны, в том же 1945 году А. Ф. Тур был избран член-корреспондентом Академии медицинских наук СССР, а уже в 1952 г. — академиком. Он продолжал возглавлять кафедру госпитальной педиатрии ещё почти 30 лет...