О. Койсина
студентка 4 курса Института педагогики. Кафедра общей педагогики и психологии. Науч. рук.: канд. психол. наук, доцент А.А. Еромасова.
ИССЛЕДОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Актуальность вопроса. Социально-психологические теории о «Я» и об идентичности трактуют индивида как связную и целостную единицу. Доказано также, что «представление об индивидуализированном «Я» есть отражение культурных посылок, присутствующих в конкретном историческом интервале» [2, 339]. Поэтому, чтобы разобраться в социальных и межличностных функциях конструкций «Я», необходимо учитывать влияние исторического периода и различных социальных ситуаций на формирование Я-идентичности.
Управление соединяет в себе различные стороны человеческой деятельности и может рассматриваться с различных позиций человеческого знания. С точки зрения науки, управление – это система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Как искусство, управление – это способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
Функция управления заключается в целенаправленном информационном воздействии на людей и экономические объекты, которое осуществляется с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Процесс управления состоит в совокупности управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе».
В общем, весь аппарат управления есть совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей [4].
Наше видение себя – это Я-концепция. Это определенные чувства по отношению к себе, оценка себя и своих отношений с другими людьми. На формирование нашей Я-концепции оказывают влияние ожидания других людей к нам и нашему поведению. Я-концепция – это «сумма организованной информации, которую (каждый) человек имеет о себе» [1, 56].
Для изучения образа «Я» руководителя используются:
• метод интервью;
• тест невербального интеллекта CFT-2 и CFT-3 (Р. Кеттел);
• тест структуры интеллекта IST (Р. Амтхауэр);
• многофакторные личностные опросники Р. Кеттела, Айзенка;
• ОСТ – опросник структуры темперамента (В.М. Русалов);
• Калифорнийский личностный опросник CPI;
• Фрайбургский личностный опросник (две модификации – FPI и FPI-R) [3, 251; 253].
Исследование Я-концепции руководителя не может быть основано на тестах оценки качеств и способностей, склонностей к управленческой деятельности, так как здесь исследуются не потенциальные возможности их реализации, а уже сам результат деятельности управленца и, как следствие, – сформировавшийся в результате руководящей работы образ личности руководителя.
От того, какими личностными характеристиками обладает человек, занимающий руководящий пост, зависит его стиль руководства.
В нашем исследовании принимали участие женщины, занимающие руководящие позиции в своей профессиональной деятельности. Возраст испытуемых – 35-50 лет.
Цель исследования – не оценка уровня эффективности деятельности руководителя, а «прорисовка» его портрета.
Для исследования Я-концепции руководителя нами были выбраны следующие методики:
1) Тест 20-ти вопросов «Кто я такой?» [5, 278];
2) Методика определения степени уверенности в себе;
3) Личностный опросник К. Роджерса и Р. Даймонда «Диагностика социально-психологической адаптации» (СПА).
По результатам проведенного исследования были получены общие показатели по каждой из методик.
1. По тесту 20-ти вопросов «Кто я такой?» рассматривались утверждения, отражающие категории социального статуса, профессиональной идентичности и личностной самооценки, а также направленность личности, которая определялась по преобладанию присоединяющих либо дифференцирующих категорий суждений в ответах испытуемых.
Таким образом, в самоописаниях были отражены, прежде всего, социальные роли женщины: мать, бабушка, подруга, жена, дочь, хозяйка – категории, передающие главное назначение женщины, носительницы любви (первые 10 суждений). Ответы, передающие профессиональные самоопределения, попадают во вторую десятку ответов (педагог, исследователь, руководитель, самоорганизатор, строитель и капитан своей жизни).
Самооценка испытуемых определялась по перечню приписываемых себе черт характера, которые в большинстве своем включают качества, необходимые для руководителя, – это ответственность, смелость, сила, энергия, деловитость, справедливость, отзывчивость, творчество. Можно определить положительную самооценку у всех испытуемых – 100 %.
Направленность личности: 50 % - на социум, 50 % - на себя.
2. По результатам определения степени уверенности в себе наблюдается низкая (50 %) и средняя (50 %) оценка уверенности. Причем низкая оценка наблюдается у тех испытуемых, которые работают в организациях с иерархической структурой управления, т.е. сами являются не только руководителями, но и подчиненными. Средняя оценка наблюдается у испытуемых – организаторов собственного бизнеса, предпринимателей.
3. По опроснику СПА были рассмотрены показатели по шкале «Стремление к доминированию». В 50% случаев выявлены средние показатели, которые коррелируют с низкой оценкой уверенности в себе. Другие 50%, соответствующие высоким показателям, коррелируют со средней оценкой уверенности в себе.
По шкале «Интернальность» также наблюдаются корреляции с направленностью личности. Так, внутренний контроль наблюдается у лиц с направленностью на себя, соответственно внешний контроль – с направленностью на социум.
Вывод. Как видим, Я-концепция руководителя-женщины отражает, прежде всего, ее социальны роли, передающие требования общества. В то же время выявляется зависимость образа Я-концепции от направленности личности и влияния внутренней и внешней мотивации. Исторически созданный культурный стереотип роли женщины в обществе как «хранительницы очага» остается преобладающим, ведущим мотивом жизнедеятельности самой женщины.
Существуют различные типы руководителей-женщин, Я-концепция которых зависит от самооценки, степени уверенности в себе и направленности личности.
Литература
1. Айзенк, М. Психология для начинающих / М. Айзенк. – 2-е изд. – СПб., 2004.
2. Психология: комплексный подход / Под ред. М. Айзенка. – Мн., 2002.
3. Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2000.
4. Экономические и финансовые словари от Глоссарий.ру // www.glossary.ru
5. Энциклопедия психологических тестов-2. – М., 2000.
Текст данной статьи был представлен автором на студенческих чтениях 2006 году и в последующем опубликован.
Исходные данные печатного издания:
Поиск: сборник материалов студенческих научных чтений «Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук» / Сост. и отв. ред. А.А. Ипатьева. – Вып. 3. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2007. – 248 с. – С. 142-145.