О Софии - Премудрости Божией. 1927 год

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
О Софии - Премудрости Божией

(Из газеты «Церковные Ведомости, издаваемые при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей» 1927 года)


Мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию Премудрость (I Кор. 1, 24).


Со школьной скамьи мы привыкли читать и понимать этот текст Ап. Павла в его буквальном значении. Школьное богословие, столь часто, но и столь же несправедливо противополагаемое «истинному православию», учило нас, в полном согласии с преданием Церкви, о Премудрости Божией, не отделяя ее от Христа, но, наоборот, сливая эти два имени в едином лице Сына Божия. Ипостасная Премудрость Божия есть второе Лицо Св. Троицы, Сын Божий - вот истина, преданная нам от первых веков христианства св. отцами и учителями Церкви.
Но сего здравого учения теперь не слушают, от истины отвращаются и уклоняются в «нечестивые новизны», проповедуя о Премудрости Божией не учение Церкви, а свои мудрования. Учители «новизны» возвещают нам новое учение о Софии, как о женственном начале в Боге. Иногда это женственное начало является у них особым существом, или ипостасью, хотя не единосущным Св. Tpoице, но и не совершенно чуждым ей; иногда - почти отождествляется с Богоматерью.
Послажем Архиерейского Синода верующие уже предупреждены об опасности следовать этому учению. «Не так прияла, не так предала Божия Церковь», - сказали святители наши словами св. Афанасия Великого. Обратимся и мы к этому «поборнику Слова» и «столпу православия» (тропарь св. Афанасию), почерпнем из этого неиссякаемого источника богомудрия истинное учение об Истинном Слове и Премудрости Отчей.
Обличая христоборных ариань, низводивших Сына Божия в число тварей, св. Афанасий приводит следующие слова бывших до него отцев и учителей: «Одно несозданное - Отец и един от Него преискренний Сын, истинное рождение Отчее, Слово и Премудрость». [1]
Против учивших о подобии Сына с Отцом св. Афанасий говорит так: «Подобное почитается подобным в отношении не к сущностям, но к внешнему виду и к качествам. Посему, кто называет что-нибудь по сущности подобным, тот называет это подобным по причастию. Такое подобие свойственно тварям: твари по причастию уподобляются Богу, ибо сказано: егда явится «подобни Ему будем» (I Иоан. 3, 2), т.е. подобны не сущностью, но сыновством, которого приобщились от Него. Итак если и Сыном именуется по причастию, то пусть называется у вас (ариан) подобосущным, но называемый так Он уже не Истина, и вовсе не Свет, не Бог по естеству. А если это ни с чем несообразно, то Он не по причастию, но по естеству и по истине есть Сын, Свет, Премудрость, Бог» [2]. И еще: «Мы знаем единое и единственное Божество Отца, знаем, что Сын Его есть Слово и Премудрость, и веруя так, не именуем двух Богов, единство же Сына с Отцем представляем себе не в подобии учения, но в сущности и в самой истине» [3].
Для выражения существенного единства Сына с Отцом на первом Вселенском Соборе св. Отцы употребили слово: «единосущный». В возникшей после собора борьбе за единосущие этот термин, как не имеющийся в св. Писании, соблазнял многих, даже и подлинно православных. О таких св. Афанасий пишет: «А с теми, которые принимают все прочее из написанного в Никеи, сомневаются же только в речении: «единосущность», надобно обходиться не как с врагами, и мы не восстаем против них, как против ариан и противоборствующих Отцам, но рассуждаем, как с братьями, имеющими ту же с нами мысль и только сомневающимися об именовании. Ибо исповедающие, что Сын от сущности Отчей и не от иной ипостаси, что Он не тварь и не произведение, но преискреннее по естеству рождение и вечно соприсносущ Отцу, как Слово и Премудрость, - недалеки и от того, чтобы принять сие речение: «единосущный» [4]. И далее: «В отношении к Спасителю прилично сохранять одинаковое разумение обоих речений, и не должно объяснять одно речение: «рождение» в добром смысле, другое же: «единосущный» - иначе; ибо в таком случае вам, называющим Сына Отчим Словом и Отчею Премудростью, следовало бы иметь различное понятие о сих именованиях и иначе понимать Слово, иначе же Премудрость. Но как сие ни с чем несообразно, потому что Сын есть Отчее Слово и Отчая Премудрость и рождение от Отца едино и собственно его сущности: так один смысл речений: «рождение» и «единосущный»... [5]. Итак, св. Афанасий Великий не только не отделяет Сына Божия от Премудрости Божией, но и прямо называет это различение «ни с чем несообразным».
Приведенных свидетельств св. Афанасия вполне достаточно, чтобы видеть, насколько нынешнее учение о Софии отличается от святоотеческого. Оно скорее напоминает нам мысли некоего Астерия каппадокийца, говорившего, что, кроме Христа, есть в Боге иная премудрость, зиждительница Христа и мipa. В доказательство своих мудрований Астерий приводил следующее: «Не сказал блаженный Павел, что проповедует Христа, собственную Его, т.е. Божию силу и премудрость; но говорит без этого присовокупления: «Божию силу и Божию Премудрость», проповедуя тем, что есть иная собственная сила самого Бога, Ему врожденная и несозданно соприсущая; и она-то есть родшая Христа и зиждительница всего мiра. [6] Сочинение Астерия, наполненное подобными измышлениями, св. Афанасий называет хулой на Спасителя и зловонием идольской жертвы. [7]
Теперь, если мы обратимся к богослужебным чинопоследованиям нашей Православной Церкви, к ее молитвам и песнопениям, к этой «словесной утвари», по прекрасному выражению Устава Великой Церкви, то найдем то же истинное предание веры, то же учение о Премудрости Божией, какому мы научились у св. Афанасия. Более всего упоминаний о Премудрости мы встречаем в стихирах праздника Преполовения (среда 4-й недели по Пасхе), и во всех их мысль песнописца облекается в четкие, ясные даже для младенцев в вере, выражения: I) Во святилище пришел еси, Премудросте Божия, преполовляющуся празднику, уча и обличая непокоривые иудеи, фарисеи и книжники... (Во вторник 4-й нед. по Пасхе вечера, стихира на стиховне). 2) Преполовившуся празднику, учащу Ти, Спасе, глаголаху иудее: откуду Сей весть письмена, не учився; не разумеюще, яко Ты еси Премудрость, устроившая мiр, слава Тебе. (Там же). 3) Премудрость и сила, Отчее сияние, Слово присносущное и Сын Божий, во святилище прииде плотию и учаше иудейские люди, жестокие и неблагодарные, и удивляхуся премудрости богатству, вопиюще: откуду весть письмена, ни от кого же учився? (В среду преполовения на утрени, стихира на хвалитех). 4) Премудрость Божия, преполовившуся празднику: якоже писано есть, во святилищи предста и учаше, яко воистину Сей бяше Мессия Христос, имже спасение (получаем). (Там же, тропарь 8-й песни канона). Особенную значимость приобретает для нас этот тропарь, принадлежащий перу св. Андрея Критского, как свидетельство, что в VII в. св. Церковь Премудростию Божией именовала Христа-Мессию. Что св. Церковь и в IX в. не отступала от однажды ею исповеданного, свидетельствуют «благоглаголивые уста» свв. Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского. Кто не помнит сего вдохновенного восклицания из пасхального канона: О пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте и Слове Божий и Сило! подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего. (Срв. I Кор. 1, 24). Св. Косма Маюмский, соученик и совоспитанник св. Иоанна, «духовный брат его», по выражению жития, в тропарях канона во св. и великий четверток на утрени в непререкаемых выражениях утверждает нераздельность Премудрости Божией и Христа Спасителя. 1) Виновница всего и подательница жизни беспредельная Премудрость Божия создала себе жилище от чистой безмужней Матери: ибо, облекшись в храм телесный, Христос Бог наш торжественно прославился. 2) Преподавая таинство возлюбленным своим, истинная Премудрость Божия уготовляет душеспасительную трапезу и предлагает чашу безсмертного пития верным. 3) Внемлем все верные призывающей возвышенным голосом, несозданной и самосущей Премудрости Божией; ибо она взывает: вкусите и, познав, что Я Христос, восклицайте: Христос Бог наш торжественно прославился.
Что можем мы еще прибавить от нашего слабого разумения к этим бесценным словам святого песнописца? Что можем мы приложить от нашей колеблющейся веры к этому источнику богомудрия? Что можем мы сказать, чего не сказали бы прежде бывшие отцы и учители церковные? Удобнее нам было бы молчание пред толиким сонмом святых свидетелей, повествующих о тайне Премудрости. «Но как можно молчать в то время, когда вера извращается, когда столько мнений в ней возникает?» (Из послания св. Кирилла Александрийского к Несторию).               

В. И.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Творения св. Афанасия. Архиеп. Александрийского. Москва, 1853 г., ч. 3, стр. 175.
2. Там же, стр. 185. Изложено сокращенно.
3. Там же, стр. 182.
4. Там же, стр. 166.
5. Там же, стр. 169.
6. Там же. стр. 129.
7. Астерий был известен тем, что в гонение Диоклетиана принес жертву идолам.

(Церковные Ведомости. (Сербия, Сремски Карловци). 1927. № 9-10 (1/14 – 15/28 мая). С. 7 – 8).

 Подготовка текста и публикация М.А. Бирюковой.