Коррупция - непобедима

Андрианов Владимир 2
               
Определение, основные формы и сферы проявления коррупции


Масштабы распространения коррупции в мире и усиление внимания национальных государств и международного сообщества к этому негативному явлению превратили коррупцию в глобальную проблему современности.

Председатель КНР Си Цзиньпин, выступая на открытия XX съезда КПК, назвал коррупцию для Китая основной проблемой и сравнил коррупцию в рядах Коммунистической партии Китая (КПК) с «самой большой раковой опухолью, которая угрожает жизнеспособности и боеспособности партии». «Пока питательная среда и условия для коррупции все еще существуют, борьба с ней не может прекращаться ни на мгновение» , добавил китайский лидер.

Благодаря активной позиции ряда международных организаций и средств массовой информации коррупция стала восприниматься не только как проблема коррумпированных стран, но и как проблема тех государств и иностранных компаний, которые эти страны коррумпируют.

Прежде всего это относится к США, которые пытаясь себя позиционировать как главного борца с коррупции в мире, на самом дале на протяжении длительного периода времени насаждают коррупции по всем странам и континентам.

Современный термин «коррупция» произошёл от латинского слова corrumpere, которое имеет несколько различных, но похожих значений, однако основное из них — портить. 

Латинское слово «corrumpere» при переводе на русский язык имеет 15 значений: «повреждать желудок плохой пищей», «портить воду в закрытой таре», «расстраивать дела», «расточать состояние», «приводить в упадок нравы», «упускать возможности», «истощать источник», «истреблять насекомых», «поджигать имущество», «губить свободу», «обольщать женщин», «развращать молодежь», «искажать смысл», «фальсифицировать результаты», «унижать достоинство».

Коррупция достаточно сложное социально-экономическое явление не имеет единственного общепринятого определения.

В самом общем виде под коррупцией понимается использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему законом прав в целях личной выгоды, или выгоды группы лиц, с целью обогащения, нарушая при этом установленные в обществе законодательные нормы и правилам. Достаточно подробное определение коррупции дается в российском «Законе о борьбе с коррупцией» 

Под коррупцией в ст. 1 Закона от 20 июля 2006 г. № 165-З «О борьбе с коррупцией» понимается «…умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей».

Наиболее часто термин коррупция применяется по отношению к действиям бюрократического аппарата органов власти различных уровней, хозяйственных субъектов, политической элиты и др.

По своей сути широкое распространение коррупции в той или иной стране свидетельствует – о неспособности государства с помощью законов, институтов и правоохранительных органов направить, имманентно присущий человеку личный интерес, в созидательную сферу.   

Поэтому долгое время коррупция рассматривалась как нравственная проблема. В частности, итальянский философ Жан-Клод Ваке в своей монографии «Коррупция. Этика и власть во Флоренции в 1600 -1770 гг.»  писал, что в рассматриваемый период дискурс о коррупции был дискурсом не о государстве, а о человеческой природе».

Однако в настоящее время коррупция перестает быть только нравственной проблемой. Она проникает во все сферы общественного бытия, органы управления государством, в том числе в политику. Поэтому коррупцию многие эксперты стали рассматривать в первую очередь как «порчу» и разложение власти.

Современную коррупцию возможно классифицировать используя различные признаки, критерии и особенности проявления. В частности, можно выделить следующие виды коррупции:

• административную и как разновидность бытовую коррупцию;
• деловую коррупцию;
• политическую коррупцию;
• коррупцию, связанную с «пленением» или захватом государства.

               
                Административная коррупция


Под административной коррупцией понимаются выплаты чиновникам за намеренное или ненамеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил, норм, регламентов с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам.

Классическим примером административной коррупции является мелкий предприниматель или торговец, вынужденный давать взятки бесконечной вереницы официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода «крышам» и др.

Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, на открытие бизнеса, таможенного оформления товаров, получение лицензий, участие в тендерах на государственные закупки и др.

По данным социологических исследований, проведенных в странах СНГ средний размер выплат, связанных с административной коррупцией в начале текущего столетия, оценивался в среднем в 3,7% от валового годового дохода компании. Аналогичный показатель для малых компаний оказался почти в два раза больше.

Разновидностью административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и различного рода мелкими чиновниками и представителями власти.

В неё входят подарки или ответные услуги граждан должностному лицу или членам его семьи. Этот вид коррупции наиболее распространен в сфере услуг, в том числе при оформлении и получении различных документов, при устройстве ребенка в детский сад, школу, при сдаче разного рода экзаменов, поступлении в высшее учебное заведение, в медицинских учреждениях, при общении с сотрудниками правоохранительных органов и др.

Этот вид коррупции достаточно широко распространён во многих странах, но он не так разрушителен для общества, как коррупция в предпринимательской среде и в политической сфере. 


                Деловая коррупция


Деловая коррупция возникает при взаимодействии бизнеса и власти. Деловая коррупция — плата предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим за продвижение тех или иных коммерческих интересов своей фирмы.

По мнению специалистов, концентрация власти и перекосы во взаимоотношениях между государственными и частным секторами экономики способствует процветанию коррупции в этой сфере.

Это касается получения частными компаниями крупных государственных заказов, преференций на участие в аукционах по приобретению месторождений природных ресурсов, земельных участков, недвижимости, участие в государственных закупках и др.

Как правило, наиболее громкие коррупционные скандалы последних лет были связаны с крупнейшими транснациональными компаниями.

В частности, в начале 2010 г. Министерство юстиции США предъявило крупнейшему немецкому автомобилестроительному концерну «Даймлер-Бенц»» («Daimler-Benz AG») обвинения в даче взяток чиновникам в 22 странах мира на общую сумму 56 мл. долл.  для получения крупных государственных заказов.

Речь шла, в частности, о нарушениях, совершенных немецким экспортным подразделении концерна «Даймлер Экспорт энд Файненс ГмбХ» и российским ЗАО «Мерседес-Бенц Рус» в период с 1998 по 2008 гг. в таких странах как Россия, Китай, Таиланд, Греция, Ирак, Хорватия, Туркменистан и Узбекистан и другие.

По версии Минюста США, представители этих двух организаций дарили государственным служащим дорогие подарки или просто переводили на их счета крупные суммы денег. По документам деньги проходили как скидки при продаже автомобилей или комиссионные платежи.

Руководство немецкого концерна «Даймлер-Бенц» признало свою вину в подкупе чиновников и заключило мировое соглашение с органами юстиции США.

За прекращение дела и судебных разбирательств, что могло нанести еще больший ущерб имиджу концерна «Даймлер-Бенц», компания вынуждена была выплатить штраф в размер 185 млн. долл., которые были поделены между двумя ведомствами США - 93,6 млн. долл. получили Министерство юстиции США и 91,4 млн. долл. Комиссии по ценным бумагам и биржам США.

По закону о коррупции в США могут привлекаться к суду иностранные предприятия, представленные на американской бирже. В конце 2008 г. в соответствии с немецким законом о противодействии   коррупции за рубежом известная немецкая фирма «Сименс» вынуждена была выплатить 350 млн. долл.  по гражданскому иску Комиссии по ценным бумагам и биржам США и по уголовному иску Министерству юстиции США – 450 млн. долл. 

Кроме того, власти самой Германии за доказанные взятки компании «Сименс» в Нигерии, России и Литве на общую сумму 12 млн. евро наложили на фирму штраф в размере 201 млн. долл. В результате скандала компании «Сименс» пришлось уволить 130 руководителей различных подразделений, включая менеджеров высшего звена концерна.

Совокупный размер штрафов, выплаченных компанией «Сименс» по делам о взятках и коррупции составили 1,18 млрд. долл.

В Германии, согласно официальной полицейской статистике, в начале текущего столетия в получении взяток были уличены около 2 тыс. государственных чиновников. По оценкам специалистов, ежегодные потери страны от заключения различных контрактов за взятки оценивались в 10 млрд. немецких марок.

В октябре 2022 г. началось масштабное расследования фактов финансовых нарушений и коррупции в крупнейшем немецком коммерческом банке – «Дойче Банке», в том числе в отношении бывших высокопоставленных американских военных, которые занимали ключевые должности в руководстве банка.

Хотя американские власти позиционируют себя как активные борцы с коррупцией многие американские фирмы сами прибегают к коррупционным схемам при продвижении своих интересов на зарубежных рынках.

В частности, 2010 г. американской компании «Хъюлит Паккард» правоохранительными органами России было предъявлено обвинение в предполагаемых взятках на сумму 8 млн. евро., которые позволили ей выиграть контракт стоимостью 35 млн. долл.  на поставку Генеральной прокуратуре России компьютеров, программного обеспечения и системы защищенного обмена данными.

Деньги для взяток были проведены через сложную сеть подставных компаний и счетов в Великобритании, Швейцарии, Австрии, на Виргинских островах, в Белизе, Новой Зеландии, Латвии и Литве и в американских штатах Делавэр и Вайоминг.

По заявлению бывшего заместителя государственного секретаря США С. Айзенстата за период с 1994 по 1998 гг. американские компании потеряли при заключении международных контрактов около 24 млрд. долл. по причинам, связанным с коррупцией. В этот период обвинения в использовании взяток были высказаны в отношении 294 случаев подписания международных контрактов, общей стоимостью 145 млрд. долл. 

В 2009 г. потери американских компаний, связанных с коррупцией при заключении международных контрактов, составили 27 млрд. долл. в период 2010-2020 гг. эти потери оценивались экспертами в 50-80 млрд. долл.

Согласно законам бихейворизма, попадая в коллектив, человек перенимает правила поведения, которые в этом коллективе приняты. Поэтому, если внутриведомственная или внутрикорпоративная культура такова, что по отношению к взяткам царит «обстановка благодушия, порой безответственности при решении служебных вопросов, отсутствие гласности при обсуждении проступков сотрудников», то новые сотрудники примут такое поведение как нормальное и будут следовать ему в дальнейшем.

Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчинённые, и начальники. Результаты различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной.

Проведенные в конце 90-х годов прошлого столетия социологические исследования и опросы о распространенности коррупции в различных странах и среди различных категорий сотрудников дают весьма показательные печальные результаты.

В частности, в возможность того, что ваш непосредственный начальник хотя бы раз в жизни брал взятку, в Италии верили 100% опрошенных, во Франции - 75, в Нидерландах - 70, в Германии - 68, США - 56, Японии - 43, Норвегии - 30%.

Ассоциация аудиторов Японии в начале текущего столетия провела специальное исследование, которое свидетельствует об исключительно высоком уровне коррупции в японском деловом мире.

В частности, в итоговом докладе отмечалось, что из 1850 обследованных японских компаний почки пятая часть в том или ином виде была замешана в скандалах, связанных с несоблюдением деловой этики и проявлением коррупции.

Чаще всего это были нарушения антимонопольного законодательства, а также зафиксированные в судебном порядке случаи взяточничества и других видов коррупции.

Самым громким скандалом в Японии в послевоенный период было знаменитое коррупционное дело известной американской компании «Локхид», приведшее к падению тогдашнего премьер-министра Японии Какуэ Танаки.

В феврале 1976 г.  директор корпорации «Локхид» Карл Котчин под присягой дал показания в американском конгрессе о даче взяток в 60-х и 70-х гг. прошлого столетия высшим руководителям стран-союзников США, с целью гарантированного получения контрактов на поставку самолётов.

В частности, в Японии за гарантию покупки 21 самолета марки L-1011 TriStar для японской авиакомпании «Ол Ниппон Эирвэйз» взятку в размере 2 млн. долл. получил бывший премьер-министр страны Какуэ Танака.

Оппозиционные партии, добиваясь расследования коррупционной деятельности американской компании «Локхид», более чем на три месяца блокировали работу парламента страны. Премьер-министру Какуэю Танаке был выдвинут ряд обвинений, и после долгого судебного процесса 12 октября 1983 г. он был признан виновным.

Бывший премьер получил 4 года тюрьмы и должен был выплатить штраф в размере 500 млн. иен. иен. Практически сразу он обжаловал свой приговор, разбирательство тянулось до 1993 г., и было прекращено в связи со смертью обвиняемого.

В истории современной России сильное влияние на исполнительную и законодательную власть, в середине 90-х годов прошлого столетия оказывали крупные предприниматели или как их тогда называли «назначенные олигархи».

Сложившуюся ситуацию в тот период в России можно назвать фактическим пленением государства. Поскольку среди олигархов большинство имели отношение к банковской сфере в народе эта ситуация получила название «семибанкирщина».

Рост масштабов коррупции, в том числе и в силовых ведомствах сопровождался процессом сращивания власти в России с бандитскими и мафиозными структурами.  В этом смысле организованная преступность рассматри¬вается и как источник, и как результат растущей коррупции.

Заложенная в те годы коррупционная практика в России сохраняется до сих пор. Несмотря на достаточно активную борьбу государства с этим злом масштабы коррупции в современной России сохраняются на достаточно высоком уровне.

По данным МВД в 2021 г. в России было зарегистрировано более 35 тыс. преступлений коррупционной направленности, что на 14%больше, чем в 2020 г.

Среди преступлений, связанных с взятками, более 5 тыс. приходились на факты получения взятки, почти 4,5 тыс. — на дачу взятки, более 2 тыс. — на посредничество. Также возрос материальный ущерб от такого рода преступлений.

Если в 2020 г. ущерб от коррупции оценивался в 32,4 млрд руб., то в 2021 г. в 39,4 млрд рублей.


                Политическая коррупция


Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция. Политические аспекты феномена коррупции весьма многогранны и противоречивы.

О коррупции как о «порче» разложении власти писали еще великие мыслители древности, в частности Платон и Аристотель, которые характеризуя это явление напрямую связывали его с политикой.

В послевоенный период эту форму коррупции активно используют США для продвижения своего имперского влияния во многих странах мира.

Следует подчеркнуть, что процесс глобализации не отделим от понятия империя. Нельзя понять природу глобализации если не осознавать, что США – американская империя и не просто империя, а реальная империя зла. В послевоенный период именно США были инициаторами и организаторами государственных переворотов, большинства войн, которые происходили в странах Азии, Африки, Латинской Америки и Европы.

Под империей мы понимаем государства, которые занимаются экспортом своих ценностей, идеологии, институтов, образа жизни и так называемых правил за пределы своих границ для обеспечения собственных корыстных национальных интересов.

Эти институты и так называемые либеральные и демократические ценности США пытаются насильственным путем насаждать за в других странах.
Термин правила появился недавно в политическом лексиконе коллективного Запада, его авторами также являются США, и именно они пытаются навязать эти правила остальному миру, подменяя этим абстрактным понятием нормы международного права и существующие международные договоры.   

За долгие годы в Америке создан достаточно эффективный механизм продвижения своих национальных геополитических интересов, в том числе используя коррупционные механизмы и схемы для отбора и подготовки национальных кадров, которые затем продвигаются во властные структуры, в том числе и на самые высокие должности и верно служат своему хозяину.

Об этом наглядно свидетельствует современные европейские политические элиты, сформированные США и поддерживающие их гегемонистскую политику. Представители высших и других эшелонов власти большинства европейских стран, прошли обучение и специальную подготовку в США, многие из них до сих пор имеют финансовую поддержку от различных американских организаций.

Для достижения своих геополитических целей США в качестве инструментов активно используют международные, региональные, неправительственные организации, государственные и частные фонды.

Среди таких организаций следует выделить:

• Национальный демократический и международный республиканский институт (Фридом хаус);
• Ассоциацию бывших членов конгресса США (USAFMC);
• Национальный фонд в поддержку демократии (National Endowment for Democracy);
• Институт устойчивых сообществ (Institute for sustainable communities);
• Корпорацию вызовы тысячелетию (Millenium challenge corporation);
• Институт прав человека;
• Всемирный фонд дикой природы (WWF);
• Организацию безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
• фонды «Евразия», «Понтис», «Вестминстер», «Открытое общество» и др.
• именные фонды - Фонд Сороса, Фонд Макартуров, Фонд Форда Фонд, Фонд Роберта Вуда Джонсона и др. 
• Форда Фонд Форда, фонд Рокфеллер и др.

На финансовой и юридической поддержке и подготовке соответствующих кадров в зарубежных странах специализируются неправительственные организации. Ассоциация американских юристов (American bar association) и Законодательная инициатива для стран Центральной и Восточной Европы (Central and Eastern Europe law initiative «CEELI»). 

Как правило, деятельность практически всех этих организаций направляется и координируется Государственным департаментом США, который имеет самый большой бюджет в США, после Министерства обороны США.

Тщательный, отбор, специальная подготовка и подкуп соответствующих кадров осуществляется непосредственно при поддержке спецслужб США.

В начала текущего столетия коррупционные механизмы подготовки правящей элиты американцы активно использовали практически во всех европейских странах, в том числе в Сербии, Польше, Румынии, Болгарии, Словении, Чехии, Словакии, Черногории, в странах бывшего советского союза Латвии, Литве, Эстонии, Армении, Грузии, Молдавии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, на Украине.

Классический пример в этом плане Грузия. После прихода к власти в стране М. Саакашвили грузинским государственным чиновникам фактически легально платили зарплату из фонда американского миллиардера Джорджа Сороса.

Точно такая же схема выстроена американцами на Украине. Начиная с начала текущего столетия практически вся украинская политическая элита в той или иной степени была коррумпирована американцами.

Коррупционные схемы весьма многообразны. Особенно масштабы коррупции на Украине возросли с началом СВО и поставок военной техники и вооружений из США. В настоящее время Украина является самым коррумпированным государством в мире.

Политическая коррупция распространяется на все эшелоны власти включая высшие. Внутренние механизмы коррумпирования высших деятелей   государства достаточно глубоко проанализировал российский теоретик анархизма Михаил Бакунин еще в 70-х годах XIX века в работе «Коррупция. — О Макиавелли. — Развитие государственности».

Для любых правителей государства коррупция выступала, как писал М. Бакунин, в качестве средства управления. Коррупция, по словам Бакунина, являлась важным инструментом в руках профессиональных политиков, которые обладали новым искусством — «искусством побеждать и сохранять власть всеми возможными способами».

Коррупция верховных правителей расцветала на фоне потери моральных ценностей и трансформации управления в мире финансов.

В современном мире обвинения в коррупции бывших руководителей стран и государств стало обыденным явлением. Впервые достаточно публично о коррупции первых лиц государств заговорили в 1990 г., когда президент Пакистана отправил правительство Беназир Бхутто в отставку в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности.

В Италии в 1992 г. после десятилетней борьбы с мафией специальная комиссия юристов в Милане начала расследование коррупционного дела премьер-министра Италии Беттино Кракси.

Это расследование и последовавшая затем операция «Чистые руки» привели к тому, что были вскрыты многочисленные факты взяточничества и коррупции в высших эшелонах власти Италии.

Беттино Кракси был заочно приговорен к тюремному заключению за то, что содействовал пополнению партийной кассы социалистов за счет взяток от бизнесменов в обмен на государственные контракты.

В 1994 г. было возбуждено уголовное дело по факту взяточничества против одного из инициаторов операции «Чистые руки» бывшего тогда премьер-министра Италии Сильвио Берлускони.

В 1995 г. возбуждается уголовное дело о связях с мафией Джулио Андреотти, семь раз избиравшегося на пост премьер-министра Италии. В декабре 1999 г.  Андреотти был оправдан судом.

Во Франции уголовное расследование проводили судебные органы в отношении покойного французского президента Франсуа Миттерана. После ухода в отставку Президента Франции Жака Ширака (1995-2007) против него так же было возбуждено дело за финансовые нарушения, допущенные им в период, когда он был мэром Парижа и председателем партии «Объединение в поддержку Республики».

Согласно решению суда, Жак Ширак был признан виновным в растрате общественных средств, «злоупотреблении доверием» и «злоупотреблении полномочиями в целях извлечения выгоды».

В коррупции обвиняли бывшего президента Франции Николя Саркози (2007-2012). В 2016 году экс-президенту Франции были предъявлены обвинения по делу о незаконном финансировании его избирательной кампании в ходе президентских выборов 2012 года.

В Германии громкий скандал разгорелся в конце 90-х годов вокруг многих политиков, в том числе в отношении финансовых злоупотреблений бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля.

В Израиле в конце 90-х годов ушел в отставку президент Эзер Вейцман. Прокуратура этой страны уведомила его в том, что он находится под следствием по обвинению в коррупции. Его обвиняли в получении подарков от своего друга, французского миллионера Эдуарда Сарусси в период между 1988 и 1993 гг., когда Вейцман был министром науки Израиля.

Вслед за этим в коррупции был обвинен бывший премьер-министр Израиля Ихуд Барак. Одновременно проводилось расследование по фактам нарушений служебной этики в отношении предыдущего премьер-министра Израиля Биньямина Натаньяху.

В коррупции обвиняли бывшего президента Израиля Моше Кацаву (2000-2007), премьер-министр Израиля Эхуда Олмерта (2006-2009) и премьер-министр Израиля Биньямина Нетаньяху (2013-2021. В конце 2022 г. Нетаньяху вновь стал премьер-министром Израиля.

В Японии громкое дело о коррупции было связано с бывшим премьер-министром Какуэ Танаки (1972-1974). В 1994 г. в связи с обвинением в финансовых нарушениях и коррупции был отправлен в отставку премьер-министр Японии Морихиро Хосокава (1993-1994).

В коррупционных скандалах были замешены многие другие руководители государств, многим из них были предъявлены официальные обвинения во взяточничестве, многие были осуждены и понесли заслуженное наказание.

Среди них можно выделить:  Аугусто Пиночет, президент Чили (1974-1990); Мануэль Норьега, лидер Панамы (1983-1989); Альберто Фухимори, президент Перу (1990-2000); Ольянта Умала, президент Перу (2011-2016); Луис да Силва, президент Бразилии (2003-2011); Дилма Роуссефф, президент Бразилии (2011-2016); Отто Перес Молина, президент Гватемалы (2012-2015); Кристина Фернандес де Киршнер, президент Аргентины (2007-2015); Хосни Мубарак, президент Египта (1981-2011); Мухаммед Мурси, президент Египта (2012-2013); Чарльз Тейлор, президент Либерии (1997-2003); Ухуру Кениата, президент Кении (2013 -2022); Пак Кын Хе, президент Южной Кореи (2013-2017); Николае Чаушеску, президент Румынии (1974-1989); Cлободан Милошевич, президент Республики Сербия (1990-1997), президент Союзной Республики Югославии (1997-2000); Михаил Саакашвили, президент Грузии (2004-2013); Виктор Янукович, президент Украины (2002-2014);

Почему коррупция как инструмент «политического искусства» наиболее выпукло проявилась у верховных правителей в XX веке именно на рубеже 80-90-х годов прошлого? Ответ на этот вопрос содержится в Докладе совета Римского клуба «Первая глобальная революция» .

Авторы документа считают, что политическая власть в современном мире больше не контролируется силой и сложностью вооружений — она определяется финансовой мощью.

Это не совсем так, поскольку финансовая мощь США, которая базируется на возможности безграничной эмиссии доллара, обеспечивается ее мощным военно-промышленным комплексом, вооруженными силами и полным контролем над военным блоком НАТО.

Итогом масштабной политической коррупции в том числе в высших эшелонах власти становится такое явление, которое эксперты называют «пленение государства».


                «Пленение государства»


Под «пленением государства» в мировой практике понимается действие отдельных лиц, группы лиц, компаний фирм, международных организаций, как в государственном, так и в частном секторе той или иной страны с целью воздействия на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной внутренней и внешней политики государства.

Тем самым обеспечивается определенные преимущества в процессе перераспределения финансовых ресурсов, государственной собственности в пользу отдельных лиц, группы лиц или целого зарубежного государства.

Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить следующие:

• контроль за политическими процессами, создание и незаконное финансирование политических партий;
• формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти, в том числе высших эшелонов власти полностью лояльных внешнему бенефициару;
• выпуск необходимых нормативно-правовых актов в пользу марионеточной власти как в экономической, так и в политической сфере;
• проведение внешней политики, навязанной другим государством;
• выстраивание совместных коррупционных схем при распределения внешней помощи и финансовых вливаний, а также при эксплуатации природных и человеческих ресурсов;
• полный контроль внешних спецслужб над национальными силовыми структурами;
• создание идеологического нарратива для продвижения своих интересов;
• контроль за средствами массовой информации и др.

В современным мире примеров пленения государства огромное количество и прежде всего это государства на постсоветском пространстве. В послевоенный период основным коррупционером и захватчиком ранее суверенных государств выступают США.

Можно с полной уверенностью говорить о полном экономическом и политическом пленении Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Молдавии и конечно Украины.

Современная Украина - классический пример полного пленения государства. Государство Украина полностью управляется США и их союзниками из стран-членов НАТО.

Понятие пленения государства в настоящее время вполне подходит и для современной Европы. Страны Евросоюза утратили свою суверенность и благодаря коррумпированию правящей элиты полностью следуют в форматоре внешней политики США, утратив самостоятельность в принятии важных стратегических политических и экономических решений. Такая ситуация усугубляет начавшийся глубочайший мировой энергетический и финансово-экономический кризис.


                *             *             *

Полностью искоренить коррупцию, как показывает мировая практика, до сих пор не удалось ни одной стране. Между тем противодействие и профилактика коррупции стала важнейшей задачей мирового сообщества и суверенных государств, некоторым из которых удалось снизить масштабы проявления коррупции.

Анализ практики противодействия коррупции в отдельных странах мира показал, что для успешной борьбы с коррупцией необходимы следующие предпосылки и условия:
 
• политическая воля руководителей государства и последовательность в реализации антикоррупционной политики;
• утвержденная национальная стратегия противодействия коррупции и планы по ее реализации;
• законодательная база по борьбе с коррупцией соответствующая международным нормам;
• специализированный государственный орган, ответственный за борьбу с коррупцией;
• гласность и прозрачность в борьбе с коррупцией;
• общественный антикоррупционный консенсус и др.

В настоящее время, в период кардинальной трансформации миропорядка, создание многополярного мира россиянам необходимо вернуть веру в свою страну, зажечь в них желание возродить Россию на новых идеях и принципах.

Идея Великой России как одной из ведущих мировых держав, возрожденной на принципах традиционных ценностей, приоритета человеческой личности, социально-рыночного хозяйства, концепции устойчивого развития и создания открытой саморегулирующейся экономики может стать универсальной и может объединить государственные интересы, интересы предпринимателей, национальных элит, интересы различных политических партий и движений.

Для реализации этой амбициозной национальной идеи необходимо начать реальные экономические преобразования и обеспечить решение следующих важных первоочередных задач:

• кардинально сократить масштабы коррупции;
• создать систему стратегического управления, долгосрочного и среднесрочного планирования;
• диверсифицировать экономику на инновационной, креативной основе и повысить ее глобальную конкурентоспособность;
• улучшить деловой и инвестиционный климат;
• повысить качество и эффективность государственного управления;
• ликвидировать бедность и снизить уровень дифференциации   доходов населения;
• повысить экологическую ответственность и энергоэффективность
       экономики.
 
Несмотря на мировой энергетический и финансово-экономический кризис, экономические и политические санкции против России, относительная политическая стабильность в России, наличие природных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов являются объективными предпосылками для реализации национальной идеи по противодействию коррупции и построения современного инновационного социально-ориентированного государства.