Великий инквизитор в Белгороде

Виктор Каменев
Сегодня на душе тревожно — мы чувствуем, что сама история пришла в движения, по всему миру, это нас завораживает и тревожит одновременно. В такие времена нужно обращаться к великим умам нашим: сегодня удивительно актуален Ф.М. Достоевский, он выступает уже как политолог и пророк.

Белгородский молодёжный театр ”Logos” режиссёра Павла Эмиста поставил на сцене Пушкинской библиотеки-музея притчу о «Великом инквизиторе» из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», в обрамлении великолепно-злободневной цитаты Н.В. Гоголя о "русском товариществе" в «Тарасе Бульбе»:

«Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке... Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело».


В «Великом инквизиторе» актёры говорят только словами Достоевского, с лёгким иностранным акцентом, представляя обобщённые фигуры сегодняшних лидеров «цивилизованного мира», и... они открываются перед нам как лики «Великого инквизитора», предтечи дьявола:

«О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас, как дети, за то, что мы им позволим грешить. Мы скажем им, что всякий грех будет искуплён, если сделан будет с нашего позволения; позволяем же им грешить потому, что их любим, наказание же за эти грехи, так и быть, возьмём на себя. И возьмём на себя, а нас они будут обожать, как благодетелей, понёсших на себе их грехи пред Богом. И не будет у них никаких от нас тайн. Мы будем позволять или запрещать им жить с их жёнами и любовницами, иметь или не иметь детей,— всё судя по их послушанию,— и они будут нам покоряться с весельем и радостью».


Поэма-притча Ивана Карамазова о «Великом инквизиторе» - это рассуждение о мире и человеке без Бога. Достоевский говорит об этом мире так: «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Инквизитор уже тем одним безнравствен, что в сердце его, в совести его могла ужиться идея о необходимости сожигать людей».

А сегодня откровениями «Великого инквизитора» говорят западные политические деятели и масс-медиа. Павел Эмист буквально вкладывает им в уста слова «Великого инквизитора», и они приходятся им впору! Мы же видим на сцене публицистического Достоевского! А на заднике сцены проходят доказательства — документальная хроника, от времён английской королевы Елизаветы до обозревателя Fox News Карлсона Такера. Мы видим как западная культура превращается в откровенный сатанизм, его новая визитная карточка — гей-парады.

Сегодня «Великий инквизитор» вышел на мировую арену и диктует всем свои «правила», за которыми скрывается ложь и порабощение. «Не хлебом единым жив человек»: правда в том, что «хлеба несут одновременно с цепями» и новыми «правилами» — толерантно поклониться ЛГБТ-«ценностям», «Содому и Гоморре». Гений Достоевского предвидел, в каком обличье придёт "сатана" — в обличье «Великого инквизитора», устанавливающего всего лишь «правила», но казнящего непокорных и «дающего хлеба» только тем, кто ему поклонится и... откажется от своей свободы, скажет: «я — цэ ты», как поклонилась «Великому инквизитору» Украина, сказав: «Украина — цэ Европа», и отказалась от своей природы и свободы.

А Россия приняла вызов «Великого инквизитора», отказалась от его «ценностей» и противостоит его легиону оружием на полях Украины. Нам предстоит, пожалуй, новая Великая Отечественная война: мировые противоречия — фундаментальные, онтологические, о которых и говорит в притче о «Великом инквизиторе» Фёдор Михайлович Достоевский.

Достоевский разоблачает ложь "Великого инквизитора" о «правилах» и «хлебах», даёт духовное противоядие от него, но... как этим противоядием воспользоваться? И еще один вопрос: почему Достоевского так не любят наши «либералы», они тоже «цэ европейцы»?

Виктор Каменев, Пушкинский клуб

13.11.2022