Уникальная находка Сергея Нилуса

Наталья Алексеевна Горенко
                Вступление

Я взяла в руки книгу Сергея Нилуса «Сила Божия и немощь человеческая» и прочла его кредо: Писать только Правду.
       Очень понимаю его! Если ты хочешь рассказать о случаях из жизни, на первый взгляд, совершенно невероятных, очевидцем или участником которых ты являешься, тебе хочется, чтобы читатель тебе верил, помня, что твой девиз перед ним и перед Господом: Правда, ничего кроме Правды.

  Сергей Нилус пишет:

     «В одну из поездок моих в Оптину Пустынь, за беседами с богомудрыми старцами, довелось мне услыхать об игумене Феодосии, скончавшемся в 1903 году…
     Богу угодно было раскрыть мне душу этого молитвенника и дать мне в руки такое сокровище, которого равному я ещё не встречал в грешном своём общении со святыми подвижниками.

     Сокровище это – автобиографические заметки о Бозе почившего игумена, которые он составил незадолго до своей праведной кончины.

    Со времени учреждения православных монастырей не было примера, чтобы кто-либо из их насельников и подвижников оставил о себе воспоминания, касающиеся самой интимной стороны жизни монашеского духа…
    Тем и драгоценны эти заметки, что они с редкой силой
 и летописной простотой повествуют о людях и событиях, о душе человеческой и о силе Божьей.
    А я думаю, Читатель, что Игумен Феодосий, предвидя свой скорый уход, понял, что не может, не должен унести с собой в Вечность, просто не имеет права, не рассказать о Промысле Божьем, о силе молитвы и о великих Христианах, встретившихся ему на жизненном пути.
   Так он решил написать Записки о своей жизни.
 
      Из записок Игумена Феодосия о своей жизни. Сначала о его бабушке.

      Говаривала мне моя бабушка: «Когда я была лет восьми или девяти, мы жили в селе Репном, от города Балашова в семи верстах. (верста, читатель, километр с небольшой погрешностью)
     Я любила очень ходить в церковь и, как услышу звон колоколов к обедне, так сейчас и бегу в храм Божий…
     В церкви я становилась у самого амвона, против царских врат, и зорко следила за всеми действиями священника.
     Причина моих наблюдений была та, что однажды, бывши в праздник с моими родителями у обедни, я видела
над престолом, немного повыше головы священника, прямо над Святой Чашей парящего Голубя, который был бел, как снег, и неподвижно, едва заметно трепеща крыльями, держался в воздухе.

И видела я это не раз и не два, а несколько раз, о чём я передала своей подружке…
   Но были дни, когда мы так и не могли дождаться этого чуда, которое совершалось только во время служения старика-священника…
 
    Бабушка моя, как я её помню, была очень богомольна. Целые ночи без сна, стоя на коленках, она молилась Богу, и делала это она всегда в потёмках, где только не было людей. Иногда она засыпала на поклоне и в таком положении храпела несколько минут. Но скоро пробуждалась и опять принималась молиться и класть земные поклоны.»
   Эта бабушка Феодосия принимала роды в их селе и не только.  Иногда она предсказывала, например, что родившийся, видно будет большим человеком, раз он и во чреве-то сидел не как прочие…
   Младенец этот стал  впоследствии генералом Репнинским.

   Однажды бабушка предсказала предстоящий голодный год.
Отец Феодосия выдал ей денег на покупку зерна и крупы, и бабушка действительно кормила голодающих, спасая их от голодной смерти.

P.S. Мне по работе, лет пять назад, встретилась женщина, у которой бабушка, мать её отца казака, была почти такая же молитвенница. Я написала с её слов рассказ «Правнучка фрейлины Императрицы рассказывает»
     Казаки тогда были переселены в Сибирь.
К ней приходили и спрашивали внуков: Где бабушка?
А дети отвечали: Да на коленках стоит.
   Однажды к ней из Концлагеря привели врача, который хотел узнать, как она излечила человека, которого он не смог вылечить? Она ответила ему, что только молилась о больном. Врач не мог в это поверить. 
   Моя рассказчица добавила, что в дальнейшем этого врача расстреляли в лагере.
Я привела этот пример из жизни другой молитвенницы, чтобы и себе первой напомнить о том, как важно и коленопреклонение, и горячая искренняя молитва, для её услышания Господом.