Как пьяный капитан душмана обезвредил

Мельченко Евгений Александрович
Эту историю приписывают району Пули-Хумри в 1980 году. Один из командиров роты там страдал (или получал удовольствие) от беспробудного пьянства. Трезвым его видели только местные завсегдатаи, призраки нашей части. Создавалось такое впечатление, что капитан наш был тут всегда, лет 150 уже шатается поддатый или вовсе — пьянючий. Дядька был вредный, но безобидный. Был у него родственник какой-то в московском генералитете. И поставили его ещё в Союзе командовать целой кадровой ротой. В роте был только он один. Но постоянное пьянство и мордобои с офицерами не смог и высокопоставленный родственник прикрыть, и пнули его в Афганистан, подальше от Москвы.

Сказать, что он плохой офицер советской армии нельзя было. Тактик и стратег он был вполне нормальный. Проявлял себя пару раз вплоть до наград, но потом опять пил, и его от этих наград отзывали. Главным добром и злом для капитана был его прямолинейный характер. Солдатам это нравилось, а офицерам — нет. Но вот такая забавная история случилась совсем незадолго до нашего убытия.

Узнал наш ротный о том, что в соседнем батальоне у коллеги родился сын, и тот проставлялся большим столом. Капитан хвать водителя БТР за шкварник — вези к соседям. Тот с перепугу вскочил за руль, и они помчались. Более того, помчались в тельниках, без оружия. По закону подлости по пути на них выскочили несколько душманов, один из которых был с гранатомётом. Итог таков: БТР слетает в ближайший арык, а у офицера и водителя один ПМ на двоих с одним магазином. Не особо отстрелишься. Повезло спрятаться в кустах, и уже по ночи крадучись вернуться в часть. Получил по самое не хочу от командира части и особиста (благо, нормальный был мужик, не дал ход делу).

Проходит буквально пару недель, и что вы думаете? Опять пригласили нашего капитана какие-то дружбаны абсолютно в ту же часть. Опять хватает он водителя, погнали. Солдат хотел сбежать, но не успел. Капитан его просто кинул с собой, а сам за руль уселся. Только они выехали, как нам построение трубят. На дороге засада, колонна приняла бой. Комчасти, как узнал о том, что ротный туда помчался на БТР, побледнел, покраснел и начал пережёвывать камни в порошок. В общем, все в штыки, прыгаем на броню. Приезжаем на место. Стоит колонна, наши солдаты тушат ЗиЛ, а в стороне стоит БТР с капитаном, который в совершенно пьянючем состоянии рассказывает что-то какому-то лейтенанту.

Как оказалось, вылетает БТР с этим героем-алкоголиком из-за скалы, а тут реальный бой. На дороге стоит моджахед с гранатомётом, целит в КамАЗ. Он сбивает его, размазав по дороге, и мчит дальше. В этот момент водитель, который не растерялся, начал палить по горе из пулемёта. Басмачи и разбежались. Капитан в тельнике и шлёпанцах выскочил из брони, и начал поливать матом лежащих в кювете солдат. Мол, чё вы тут разлеглись. В общем, закончилось смехом и фляжкой спирта со старшим колонны. Тут и мы подскочили.

И вот, что с ним делать? Самовольно покинул часть, пьяный на боевой машине. Без рапорта и приказа. Трибунал? Но оказал поддержку нашим парням, сыграл решающую роль в спасении колонны, лично уничтожил врага, и отбросил противника. А это — как минимум, медаль. А то и орден. Я тогда впервые за год увидел, как командир части откровенно ржёт. А капитан на обратном пути, приняв спирта, спокойно храпел на броне.