Проблема развития и формирования самосознания

Оксана Койсина
О. Койсина

студентка 4 курса Института педагогики. Кафедра общей педагогики и психологии. Науч. рук.: канд. психол. наук, доцент Е.Л. Афанасенкова.


ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (СТАРШИЙ ПОДРОСТОК)


В настоящее время, в условиях осуществления реформы общеобразовательной школы, насущной является проблема личностного и профессионального самоопределения старшеклассников. Потому что ранняя профилизация помогает старшему подростку, во-первых, быстрее и эффективнее адаптироваться в социуме, простраивая перспективу своего профессионального развития. Во-вторых, способствует формированию системы «Я»: «Я – взрослый», «Я – профессионал». Это позволяет подростку осознанно делать выбор жизненных ценностей, направления обучения с учётом своих индивидуальных возможностей. Развитие личности, рост самосознания подростка являются актуальной задачей общества в формировании полноценного, саморазвивающегося гражданина и успешной личности. Таким образом, и перед современной школой, как перед социальным институтом, стоит задача создания максимально благоприятных условий для успешной социальной адаптации учащихся, в частности через раннюю профессионализацию.

Многие зарубежные и отечественные психологи (К. Роджерс, Э. Берн, В.В. Столин, И.С. Кон и др.) выделяют в структуре личности ядро, которое обозначается как система «Я» или просто «Я», на определенном уровне формирования которой у ребенка возникает «осознание себя не только как субъекта действий… но и как субъекта в системе человеческих отношений» [2, 94; 202].

И.С. Кон считает, что образ «Я» не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Скорее это социальная установка, отношение личности к самой себе, которое включает три компонента:

1) познавательный – знание себя, представления о себе;

2) эмоциональный – оценка и связанное с ней самолюбие, самоуважение;

3) поведенческий – практическое отношение к себе. «Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько описание, сколько самоопределение…» [3, 61].

Теоретической и методологической основой изучаемой нами проблемы развития и формирования самосознания в старшем подростковом возрасте является теория Я-концепции К. Роджерса, которая принадлежит к феноменологическому направлению в психологии личности. «Феноменологическое направление считает реальным для индивида… то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или субъективного мира, включающего все, осознаваемое в любой данный момент времени» [6, 537]. Этот подход построен на идее о том, что человек сам способен определять свою судьбу. Самоопределение является существенной частью природы человека. Человек имеет право выбора и несет ответственность за то, что он из себя представляет. Я-концепция – это представление человека о самом себе, отражающее те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя – реального и идеального, а также роли, которые он выполняет в жизни.

Через способность к самоопределению человек становится субъектом своей жизни. Эта способность тесно связана с развитым самосознанием или самопониманием человека.

Я-концепция человека строится из его Я-структур. Я-структуры – это элементы Я-концепции, специфические убеждения, с помощью которых человек определяет, кто он есть, это восприятие себя самого.

Структура самосознания включает в себя четыре уровня:

1) физический образ «Я» – это знания человека о своих физических качествах;

2) психологический образ «Я» – знания человека о своих психологических особенностях;

3) самооценка;

4) уровень притязаний [4, 200-201].

Многие исследователи (Д.Б. Эльконин, И.С. Кон, Л.И. Божович и др.) считают, что основное психологическое новообразование старших школьников – это их готовность к самоопределению: жизненному, личностному, профессиональному. В этом возрасте формируется не само самоопределение, а готовность к нему.

Ведущую роль в готовности к самоопределению играет самосознание – осознание своих качеств и оценка их, представление о своем реальном и идеальном «Я», уровень притязаний в разных областях жизни и деятельности, оценка себя и других с точки зрения принадлежности к определенному полу, интроспекция и личностная рефлексия [5, 7-11]. Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы Л.И. Божович считала центральным моментом психического и личностного развития в ранней юности. Подросток эмансипируется от влияния взрослых. Его поведение и развитие в большей степени определяются внутренними условиями – «ценностями, которые он усвоил, образцами, на которые он ориентируется, сформировавшейся самооценкой» [1, 27; 42; 43].

Целью нашего исследования являлось изучение проблем развития и формирования самосознания в старшем подростковом возрасте. Гипотезой послужило предположение о том, что степень развития самосознания старшего подростка связана с формированием его образа «Я» и зависит от таких составляющих Я-концепции, как самооценка, самоотношение, личностное и профессиональное самоопределение.

В соответствии с целью и задачами исследования нами были выбраны следующие методики:

1. Изучение самооценки и уровня притязаний Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн.

2. Изучение профессиональных намерений старшеклассников Л.М. Фридмана, Т.А. Пушкиной, И.Я. Каплунович.

3. Личностный опросник «Кто я такой?» М. Куна и Т. Мак-Партланда, предназначенный для исследования самоотношения.

Исследование проводилось в 10 «в» классе на базе СОШ № 21 г. Южно-Сахалинска. В исследовании приняли участие 24 школьника: 12 девушек и 12 юношей.

Количественный и качественный анализ полученных данных по результатам проведенной исследовательской работы развития и формирования самосознания старших подростков позволил нам сделать следующие выводы.

1. В старшем подростковом возрасте в большинстве случаев адекватная самооценка (58 %) сочетается с высоким (47 %) и нереалистичным (35 %) уровнем притязаний. Резкий разрыв уровня притязаний (УП) и самооценки (СО) помогает подростку проявлять социальную смелость и определять критерии собственной значимости, т.е. строить свой позитивный образ «Я». (Методика изучения самооценки и уровня притязаний).

2. Качественный и количественный анализ профессиональных намерений старшеклассников позволяет судить о достаточно высокой степени их профессионального самоопределения (79 %). Однако неполные, недостаточные знания о выбранной профессии у старшеклассников (особенно о практической стороне будущей деятельности) свидетельствуют о недостаточно осознанном ее выборе (56 %). Сознательный выбор профессии предполагает наличие знаний о ней, ее особенностях, чего не было установлено в группе обследуемых.

3. В тесте 20-ти вопросов «Кто я такой?» никто не дал ответы на все 20 вопросов. Среднее количество ответов – 12. Так как эта методика направляет человека на анализ собственного «Я», различных составляющих образа «Я», то показатель количества данных ответов может быть интерпретирован как степень развития рефлексии.

Ответы по данной методике были разделены на три группы самоотношения, отражающего Я-концепцию испытуемых.

1) Самоопределение физическое – физический образ «Я».

2) Самоопределение социально-психологическое или личностное – социально-психологический образ «Я».

3) Самооценка – позитивная либо негативная.

Контент-анализ самоописаний показал, что самооценка старшего подростка связана с принятием или непринятием своего физического и социально-психологического образа «Я», т.е. является показателем формирования позитивной (83 %) либо негативной (17 %) Я-концепции в старшем подростковом возрасте, что в целом свидетельствует о положительной тенденции в построении образа своего «Я».

Для старшего подросткового возраста свойственно приобретение двух новообразований: 1) профессиональное самоопределение; 2) личностное самоопределение. Они не являются окончательными и до конца осознанными в этом возрасте, это связано с тем, что их формирование закончится только к концу периода юности.

Старшеклассники отличаются высоким и нереалистичным уровнем притязаний на фоне достаточно объективной самооценки, что создает трудности в достижении поставленных целей.

В ходе проведенного исследования мы установили, что в старшем подростковом возрасте у молодых людей преобладает направленность на себя, осознание и выражение в процессе взаимодействия (учения, общения) своих индивидуальных особенностей, помогающих старшему подростку определить собственную значимость и уникальность и тем самым утвердить положительную самооценку. Таким образом, степень развития самосознания старшего подростка связана с формированием его образа «Я» и зависит от таких составляющих Я-концепции, как самооценка, самоотношение, личностное и профессиональное самоопределение.


Литература

1. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович / Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1972. – 352 с.

2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович / Возрастная и педагогическая психология: тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 272 с.

3. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

4. Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: в 2 ч. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч. 2. – 352 с.

5. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1989. – 168 с.

6. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 608 с.


Текст данной статьи был представлен автором на студенческих чтениях 2006 года и в последующем опубликован.

Исходные данные печатного издания:

Поиск: сборник материалов студенческих научных чтений «Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук» / Сост. и отв. ред. А.А. Ипатьева. – Вып. 3. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2007. – 248 с. – С. 138-142.