Юрин подарок

Ирина Прокаева
Я была в Самарканде всего один раз, когда была студенткой и прилетела к старшей сестре в гости. Сестра жила в Душанбе и до Самарканда мы летели самолётом. Лететь близко, минут сорок. О, старые добрые времена! Мы могли себе позволить такое однодневное путешествие. Причина для путешествия была почти романтическая: посмотреть красоты 25-ти векового города и порисовать акварелью. Для поездки Юра, муж моей сестры, выделил нам небольшую сумму: билеты туда и обратно; покушать - попить и на гостиницу - переночевать до утра ( в ночь прилёта). Мы так все и сделали. Вылетели в 00 часов первым рейсом. Устроились в дешевую гостиницу прямо в аэропорту Самарканда, а утром напялив панамки и схватив краски, кисти, альбомы и мольберты - понеслись в город...С первых секунд самаркандского утра мне в глаза ударило буйство красок,запахов и звуков. Город ожил с первыми лучами солнца: всё закружилось, затарахтело, зазвучало, поехало и полетело. Куда они так бегут? - спросила я у сестры. Они все торопятся сделать все свои дела до 12 часов дня ибо  потом будет невыносимо находится на жаре - ответила мне Наташа. Азия - ничего не поделаешь...Тут свой ритм жизни продуманный тысячелетиями. Мы решили пойти сначала на рынок, там покушать и купить что-нибудь на потом перекусить. И это была наша аварийная ошибка....Сто видов плова; невиданные фрукты; спелые гранаты (продававшиеся не поштучно и на килограммы, а на вёдра)и ещё триста блюд, названия которых я не запомнила.Кстати, я теперь знаю, как проверить спелость граната - если зерна граната темные, малиново-красные и после их употребления твои собственные губы прилипают одна к одной, значит ты съел спелый гранат. А про терриконы, кручи и пирамиды Хеопса из дынь и арбузов я вообще молчу. На их вершинах дремали продавцы под большими брезентовыми, выгоревшими зонтами с надписью мелом на них: 1шт.- 1 руб. Любой. " Любой" мы не решились взять, так этот "любой" дынь был большой и тяжелый, а нам тащить далеко. И тут началась, как говорят в Испании, - сиеста. Послеобеденный отдых. Пережидать жару и и тратить время на отдых нам показалось полным расточительством и мы, вдоль арыков, прячась в тени деревьев, медленно пошли в центр. Почти сразу нашему взору открылся Регистан - это центр древнего Самарканда. Слово "регистан" переводится, как - "площадь". Она окружена тремя древними и известными на всю Азию Медресе. Медресе - это, на современный лад, Университет. В те времена, когда я их увидела, Медресе еще реставрировали, но они уже представали перед туристами во всей своей красе и великолепии.
И самое неизгладимое впечатление оставил на мой неокрепший и воспитанный на советской архитектуре мозг - некрополь Шахи-Зинда. Этот ансамбль мавзолеев вместе с другими постройками включен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО и этим всё сказано! Мы с сестрой немедленно достали краски и кисти, устроились на какой-то плоской средневековой крыше и принялись рисовать. Обе так увлеклись, что не заметили, как нас принялись фотографировать снующие вокруг туристы. Особенно туристы из Японии - улыбались, кланялись и пытались говорить с нами на английском. Наивные... Пришлось подарить им акварель и скромно отказаться от их предлагаемой оплаты валютой. Мы тогда в 70-х даже не предполагали, что их можно потратить или поменять на советские рубли. В Шахи-Зинда мы провели часа три за рисованием и уже, когда солнце стало клонится к горизонту, перекусили гроздью винограда с узбекской лепёшкой. Засобирались в Аэропорт. Скоро улетать,а нам еще надо было обратный билет купить до Душанбе.
В порту, у кассы, вдруг выясняется, что билеты есть, но продать его нам не могут, так как у нас НЕ ХВАТАЕТ 45 копеек на комиссионный сбор за предварительную продажу билета. У кассы то мы стоим сегодня, а борт улетает завтра в ОО часов 15 минут...и как мы не уговаривали кассира она сказала своё категорическое НЕТ. Делать нечего, мы сели на аэропортовские лавочки и стали думать...Наташа совсем приуныла, я ее уложила спать прямо на скамейке, подложив ей под голову свои колени. И тут ровно в 00 часов раздается объявление по громкой связи, что мою сестру просят подойти к кассе№1 и там ее ожидает пилот рейса до Душанбе такой-то. Мы сорвались с места. У кассы действительно нас ждет пилот в надвинутой на самые глаза лётной фуражке. Так что-ж вы дамочки? Где вы бродите так долго? У меня весь салон уже загружен! Мы стали быстро ему лепетать, что у нас не хватило 45 копеек на сбор за предварительную продажу билетов...а он нам в красках объяснил, что если бы не муж моей сестры, который уже икру мечет, не дождавшись нас с предыдущего рейса, то сидели бы мы в Самарканде до второго пришествия Аллаха. Юра попросил пилота найти нас в порту и доставить домой. Нам крупно повезло, что Юра работал в Аэропорту Душанбе, на ту пору, уже лет 10 и пользовался уважение среди коллег.
Сестре в салоне самолёта уступил своё место парень-стюард, а меня посадили на пристегнутые ремни прямо в кабине ЯК-40. Большего удовольствия от взлёта и посадки мне не приходилось испытывать, летая самолётами Аэрофлота. Несущееся прямо на тебя звёздное небо или вновь появившееся солнце над горизонтом. У трапа нас ждал Юра... Его взгляд сказал нам о многом. Мы молча добрались на маршрутке домой, а дома наши рассказы растопили и без того его доброе сердце и покладистый характер. P.S.Сегодня мы поминаем Юрочку и я решила вспомнить его самый замечательный подарок...Спи спокойно, дорогой. Жаль что ты не дожил до...