Самоназвания табасаранцев

Шери Пашаева
(Предки народа, в советское время в Дагестане обозначенного как «табасаранцы», в историческом прошлом входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказская Албания)

У населения этой области – бывшего Кайтаго-Табасаранского округа – не было зафиксировано какого-то иного общего названия, кроме «лезгины» (леги/леки/лезги) и хайтаги(кайтаги). В советское время историческая область Табасаран, бывший Табасарано-Кайтагский округ Российской империи, стал Табасаранским районом ДАССР и было решено местное население обозначить как «табасаранцы». Хотя такого этнонима никогда не существовало. Решение было чисто политическим и не имело под собой никакого научного обоснования. Термин «табасаранцы» в советское время был чуть ли не насильно внедрён в обиход северных лезгинских этнических групп с тем, чтобы они называли себя этим чуждым себе названием, понемногу привыкали к нему и поверили в то, что это действительно их этноним. Советские лингвисты прекрасно понимали, что название «Табасаран» имело в прошлом только географическое значение в Дагестане и никогда не являлось этнонимом. Они писали об этом в своих трудах. Если этим названием и называли кого-то, то только как собирательное название всего населения области. Но наука была отодвинута в советском послевоенном Дагестане, где руководство республики имело иные цели и само творило «науку». Ущерб, нанесённый таким подходом Дагестану огромен и сложнообратим, особенно относительно придания этническим группам лезгинского народа несуществовавщих никогда до того в природе новых «этнонимов».

«Этноним табасаран первоначально обозначал всех жителей Кайтаго-Табасаранского округа и части Кюринского округа (включая дербентских азербайджанцев, татов, часть лезгин), затем он стал названием только табасаран как самого многочисленного народа этого района» [Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. VII. Табасаранский язык. Тбилиси, 1979. — 1072 с.]

А.Н.Генко: «Ещё в 1930-е годы табасаранский язык почти никогда местными жителями в бытовом обиходе табасаранским не назывался», а «термин «табасаран» (варианты произношения — таппасаран, таппарасан) [был] ограничен сферой административного и книжно-литературного употребления». Часто табасаранский язык местным населением именуется «ихь чlал», что переводится как «наша речь» [Генко А. Н. Табасаранско-русский словарь. М.: Academia, 2005 (подготовлен в 1930-х гг.). Сс. 206—207.]

А.Н.Генко: «Изредка, в сношениях с лезгинами, он именуется къабгъан (гъамгъам) чIал, то есть «кабганский» язык (къабгъан — по происхождению очень древний этнический термин, в настоящее время известен преимущественно в лезгинской среде...»

П.К.Услар: «...название табасаран имеет не кавказское, а, вероятнее всего, иранское происхождение» (Вопросы языкознания, Том 3. — Изд-во Академии наук СССР, 1954.)

А.М.Дирр, опубликовавший в начале XX в. специальную статью о табасаранском языке: «Табасаранский язык представляет собой язык с несомненно дагестанской грамматикой, но его лексикологический материал значительно обеднел: табасаранский лексикон изобилует персидскими, турецко-татарскими и арабскими словами. Большинство этих слов проникло в табасаранский язык посредством татарского языка, влияние которого, однако, обнаруживается не только в словаре, но также и в грамматике» (Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Кавказский этнографический сборник. — Изд-во Академии наук СССР, 1989. — Т. 9. — С. 113—114.)

Северные этнические группы лезгин имели множество диалектов, между которыми были расхождения. Жители соседних селений не понимали друг друга, или понимали с трудом, разговаривали каждый по-своему. Это при том, что языковая основа была общая. В основе всех этих диалектов, наречий, говоров лежал единый язык – лезгинский. Большинство названий современных табасаранских сел обозначают обстоятельство места и могут быть переведены так: Кандик – «под камнем», Яргиль – «на возвышенности», Гарик – «у леса», Вечрик – «под яблоней», Чулак – «под ивой», Фурдаг – «у ямы», Гурик – «у перевала» и т.п. Самоназвания интересные и информативные. Начнём с самых северных лезгинских селений. Из различных терминов племенных названий термин гъуннар (гъурнар) относится к северным табасаранам, термины кьалухъар и нитIрихъар относятся лишь к южным табасаранам. Племенные названия употребляемые самими табасаранами, могут различаться в разных местах, поэтому эти термины не могут служить критерием для лингвистической классификации.


Гъуннар относится к самому северному населению Табасаранского района. В частности, ханагцев южные табасараны, а также северные табасараны, например, дюбекцы, называют гъуннар. Сами себя ханагцы называют хаьнаьгъаьр (ханагцы), хаьнаьгъ жви (ханагец).

(Тут могу с точностью сказать -жви очень похож на ахцахский суффикс. Мы говорим ахцах-жуь)

Ханагцы называют термином нитIрихъар южных табасаран, жителей аулов: Хив, Хоредж, Кандик, Чувек, Куштиль; термином кьалухъар — жителей, обитающих южнее горы Кьалухъ (расположена около села Тураг); термином этегар — жителей аулов, расположенных восточнее от хребта Къарасирт, тянущегося от аула Ружник до Мехтикент (селения: Сиртич, Тинит, Чулат и т.д.).

Для северных табасаранцев у ханагцев имеются названия хиргъар, чиркIулар. К хиргъар относят жителей аулов Хужник, Шиле, Гулли, Улзиг, Чурдаф..., к чиркIулар — жителей аулов Гурик, Ляха, Гисик, Дагни, Гюхряг, Кувиг, Хархни, Кулиф...

Хивцев ханагцы относят к нитIрихъар, между тем как в Южном Табасаране хивцев относят к кьалухъар.

Из северных табасаран, например, гумийцы (жители аула Гуми, собственное название КIуми) делят южных табасаран на нитIрихъар и этегар, северных на: гъуннар, къухрик, сугъак.

К къухрик относят жителей аулов, расположенных в междуречье: Гуми, Джули, Халаг, а также жителей более северных аулов: Кюряг, Гувлиг, Сертиль, Гисик (вплоть до аула Гулли). Между аулами Сертиль и Гулли тянется возвышенность, отделяющих къухрик от гъуннар.
Жителей, живущих севернее этой возвышенности и севернее Рубаса, относят к гъуннар (аулы Ханаг, Хурик, Дюбек, Татиль, Хапиль...). К сугъарикк гумийцы относят жителей аулов, расположенных южнее бассейна реки Рубас: Вертиль, Урга, Фурдаг, Цуртиль... до аула Акка.

К этегар гумийцы относят жителей аулов, расположенных восточнее аула Акка (аулы: Аркит, Туруф, Тинит и т.д.); к нитIрихъар относятся жители аулов, расположенных южнее хребта, тянущегося между Фурдагом и Куштилем.

Аркитцы сравнительно с гумийцами имеют еще термины чиркIулар (для жителей аулов Гурикского сельсовета: Гисик, Ляха, Джульджаг, Дагни, Акка...) и кьалухъар — термин от названия горы Кьалухъ (для жителей аулов Турагского сельсовета: Ничрас, Куярик...).

Жители северного аула Улзиг южных табасаран называют нитIрихъар; кроме уже указанных терминов: гъуннар, этегар, къухурукар, чиркIулар, нитIрихъар, у них имеются названия: хирхъар (для жителей аулов: Хараг, Хужник, Улудз, Шиле, Гулли, Урсиг), хьамандар (для жителей аулов: Улзиг, Кюрек, Чурдаф...), галандар (термин от слова «гал» - зимнее пастбище), куда относят табасаран из аула Дюбек (ТIивак), а также азербайджанских аулов Ерси, Дарваг, Пенджик...

У южных табасаран более дифференцированы термины, относящиеся к самим южным табасаранам, чем к более отдаленным — северным табасаранам.

Ничрасцы (аул НичIрас) северных табасаран называют чиркIулар (жителей селений, расположенных севернее Рубаса: Гурик, Ханаг, Хурик, Пилиг..., до Кужнинского сельсовета), гъуннар или чаще гъурнар (жителей аулов Гуминского и Ляхлинского сельсоветов). Южных табасаран ничрасцы делят на кьалухъар (аулы Хив, Хоредж, Кандик, Куштиль...) и нитIрихъар (аулы Ничрас, Тураг, Зильдик, Межгюль, Заан Ярак, Чулак, Чере, Варта...), т.е. нитIрихъар живут восточнее сравнительно с кьалухъар и территория, населяемая ими, простирается на восток до хребта Къарасирт.

Территориально восточнее хребта Къарасирт населяют этегар (аулы Сиртич, Хурцик, Гюграг, а также аулы, расположенные севернее, до реки Рубас).

Кьалухъцы называют термином гъуннар табасаран, живущих в селенияъ, расположенных севернее Куштиля, термином нитIрихъар — жителей аулов, расположенных восточнее Куштиля (аулы Зильдик, Ярак, Чулак, Межгюль, Яргиль, Заза, Чере...) вплоть до хребта Къарасирт; табасаран, населяющих аулы восточнее хребта Къарасирт, называют этегар (селения Сиртич, Хурцик, Гензир, Гюграг, Хулют, Тинит, Туруф...).


ВЛИЯНИЕ ПЕРСИИ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ.

Ещё раз подчеркиваю, что речь идёт о географической области с полиэтничным населением, созданным персами и в таком виде дошедшим до наших дней. Эта область никогда не была заселена каким-то одним народом и никогда в своей истории не являлась моноэтничной.

О влиянии ираноязычных племен на северолезгинские территории, помимо области Табасаран, свидетельствуют и гидронимы. Так, с языков иранской группы название реки Рубас переводится как лисица. В примечании к книге В.Ф. Минорского «История Ширвана и Дербенда X-XI вв.» говорится, что река Рубас — «лиса» по-осетински. Другой автор А.П. Новосельский, пишет, что название этой реки произносится как слово «лисица» в хорезмийском языке. Археологические данные подтверждают давность охоты на лис — robas — у скифо-сарматских племен и иранское влияние в районе близ Дербента. В связи с названием реки Рубас надо отметить, что эта река имеет ряд названий.
 В верхнем течении река называется ЧIилихъ нир, которая далее, по обычаю кавказско-горских рек, изменяет свое название на высоте села Сулантил — Кьалухънир, ниже впадения речки ТинитIнир принимает название Рубазнир (река Рубас на картах) и сохраняет это название до самого впадения в море, верстах в 15-20 к югу от Дербента.

Первое политико-экономическое управление области Табасаран было персидское. Второе управление в области было арабское. Третье управление было связано с монгольским нашествием и соответственно тюркское. Арабские авторы IX- XII вв. Баладзури, Ибн-Хордадбе, Якуби, Ибн ал-Факих, Ибн-Русте, ал- Масуди, ал-Гарнати и др. локализуют «Табарсаран» в границах современ¬ного Южного Дагестана, подчеркивая его близость к Баб-ал-Абвабу (Дер¬бенту). Усиление позиций сасанидского Ирана в районе Дербента привело к обновлению Дербентских крепостных стен, в более глубокой древности они были построены из сырцового кирпича, Сасаниды перестроили их из камня. Для упро¬чения своих позиций и создания себе опоры Сасаниды переселили в селе¬ния Зидьян, Бильгады, Камах, Гимейди, Марата и др. ираноязычное насе¬ление из области Табаристан (Мазандеран).

С приходом арабов началось переселение арабских племён. Арабы создали ряд поселений: Рукал, Кала-Сувар, Митаги, Бильгады, ал-Мухаммадия (Гимейди), Баб-Вак (Дарваг) с арабоязычным населением. С арабами же связано и предание о назна¬чении ими правителем Табасарана араба Мухаммеда Маасума и двух кади¬ев для обучения народа шариату.

Аббаскули-ага Бакиханов: «Обитателями восьми деревень в Табасаране – Джалган, Рукел, Камах, Мегатыр, Зидьян, Митаги, Гимейди, Бильгади находящихся вблизи развалин города, основанного Ануширваном в связи с дербентской крепостью, говорят на диалекте древнеперсидского языка». Это язык татский. Привезены жители этих сел в V-VI веках из Ирана в эпоху правления Ануширвана.

По сведениям ал-Гарнати, в XII в. Табасаран делился на 24 рустака (волость, группа селений), в которых проживали переселенцы. К XI-XV вв. Табасаран представлял собой полиэтничное феодальное политическое образование, которое испытало на себе мощное тюркское влияние.  К XVI в. майсум и кадий упоминаются как два самостоятельных фео¬дальных владетеля. Оба владения оставались под правлением потомков арабских династий, смешавшихся уже с монголами и тюрками-сельджуками, и однажды безвозвратно перешедшими на тюркский язык. К XI-XV вв. Табасаран представлял собой полиэтничное феодальное политическое образование, которое испытывало на себе мощное тюркское влияние. С самого своего основания и вплоть до русского завоевания область Табасаран, увы, никогда не управлялся местным горским народом, а был под правлением тех или иных чужеземных династий. Это действительно был чужеземный анклав, сначала персидский, потом арабо-персидский, потом арабо-персо-тюркский. И так до начала Кавказской войны. Более-менее заметное выделение местного горского элемента замечается в области Табасаран только к XVII веку. В отличии от всех прочих лезгинских земель, где вольные общества появились практически сразу после падения Кавказской Албании, в области Табасаран они появляются только к XVII в. То есть население этой области не прошло (не успело пройти) все те важные процессы, которые лезгины прошли как народ так или иначе. Этот вакуум стал заполняться уже иным, тем, что было наглядно и рядом, чему можно было подражать, но основа лезгинская всё же осталась. Именно накануне русского завоевания здесь впервые фиксируются вольные об¬щества или попытки их создания — Ч1урк1ул, Хирагь, Къухурик, НитIрихъ, Дирчва, Сувак, Ч1илихъ, Этег и т.д. Те процессы, которые в Лекии шли повсеместно уже с X века, в области Табасаран начались позже всех. Это не могло не отразиться на мировоззрении и менталитете населения, частично вобравшего в себя и % переселенцев, частично и сами попавшеие под влияние восточных народов. Потому мы имеем сложный духовный синтез, который мы наблюдаем поныне и выражается в весьма специфическом самовыражении, в поиске своего места в мире, в определённых сложившихся чертах характера.

В подданство России Северный и Южный Табасаран вступили в 1806 г. После «замирения» края, в апреле 1860 г. в составе Кавказского края была образована Дагестанская область, состоящая из 4 военных отделов — Северный Дагестан, Южный Дагестан, Средний Даге¬стан, Верхний Дагестан и 2 гражданских управлений — Дербентское градоначальство и управление портовым городом Петровском. Южный Даге¬стан подразделялся на 3 управления: 1) Кайтаго-Табасаранский округ, со¬стоящий из Верхнего и Нижнего Кайтага и Северной и Южной Табасарани; 2) Кюринского ханства; 3) Самурского округа. Округа, находившиеся в составе военных отделов, делились на наибства, за исключением Кайтаго-Табасаранского округа, где наибское управление, взамен туземного, было введено только в феврале 1866 г. Управление Южным Дагестаном осуще¬ствлялось военным начальником в чине генерал-майора, а начальником Кайтаго-Табасаранского округа был штаб-офицер.

Таким образом, после присоединения Дагестана к России, население Северной и Южной Табасарани (каждая из которых делилась на Уздень-Табасарань и Райят-Табасарань) вошли в состав Кайтаго-Табасаранского округа на правах отдельных административных единиц. В декабре 1864 г. Южная Уздень-Табасарань была присоединена к Кюринскому ханству, преобразованному позднее в округ. В в наибствах смешанно или раздельно проживали разные этносы. В Северо - Табасаранском наибстве в селениях Цанак, Дарваг, Нитюг, Хилипенджик, Екрах, Ерси, Зиль — татары. В селениях Бильгады Задиан, Митаги,Рукель — таты. В селениях Гимейди, Кемах — таты и горские евреи, в селе Марата — татары, таты и горские евреи, в селе Мугатыр — татары и горские евреи. В Южно-Табасаранском наибстве Кюринского округа в селениях Карчаг, Нютюг проживали лезгины и горские евреи, в селениях Куг, Куркент, Чилихар — лезгины, в селениях Гугнаг и Джарах наряду с табаса¬ранцами жили горские евреи.

В конце 1899 г. наибства были преобразованы в участки. На начало XX в. Северо-Табасаранский участок состоял из 20 сельских обществ (101 насе-ленный пункт), а Южно-Табасаранский участок из 17 сельских обществ (58 населенных пунктов). Численность народа составляла около 27 тыс. чел.»

Как можно видеть из вышеупомянутого, Табасаран в прошлом являлся географической областью с множеством народов, различных по происхождению, религии и культуре, частично смешавшихся с местным населением, частично сами ассимилировавших некоторую часть местного населения. Говорить о каком-то отдельном и самостоятельном этносе «табасаранцы» нет оснований. Всё, что мы наблюдаем в последние 60-70 лет относительно северолезгинской этнической общности, называемой «табасаранцы», является чисто политизированным стремлением бывшего руководства Дагестана углублённого раскола лезгинского этноса. Что в чём-то и удалось сделать.