Китайские строительные компании в России

Аникеев Александр Борисович
     China National Technical Import and Export Corporation - китайская генеральная холдинговая корпорация - крупное государственное предприятие, специализирующееся на торговле технологиями и комплексном обслуживании проектов за рубежами Китая. В 1998 году она стала дочерней компанией China General Technology (Group) Holding Ltd., которая находится под непосредственным контролем центрального правительства. CNTIC стала участницей более 7000 проектов общей стоимостью контрактов более $110 млрд. Корпорация постепенно разворачивается в сторону России и находится в активном поиске партнеров и инвестиционных проектов.

     Norinco – уникальная китайская холдинговая компания, которая занимается почти всем: от производства автомобилей и добычи нефти до строительства гражданских объектов. Ежегодная выручка компании превышает $61 млрд, в штате трудится свыше 240 тысяч сотрудников по всему миру. На текущий момент компания не имеет строительных контрактов в России, но проявляет большой интерес к нашему рынку.

     Китайская инженерная железнодорожная корпорация «Эр Юань» - это дочерняя корпорация China Railway Group. Главный проект корпорации в России – проектирование ВСМ «Москва-Казань». Там она является одной из участниц консорциума, в который также входят «Мосгипротранс» и «Нижегородметропроект». Стоимость работ по проектированию в 2015 году составила 20 млрд рублей, из которых на долю китайской компании, вероятно, пришлось $80-100 млн. Однако, в силу ряда причин, проект ВСМ «Москва-Казань» неоднократно откладывался и, на текущий момент, обсуждается его сокращение до ВСМ «Москва-Владимир».

     China Harbour – Портстрой – вторая по размеру дноуглубительная компания в мире, которая активно участвует в зарубежных проектах. На их счету порт в Шри-Ланке, Мьянме, Пакистане, ОАЭ, Коста-Рике и многих других странах. Портстрой – дочерняя компания CCCC, которую мы уже упоминали в нашем топе. Выручка China Harbour составляет $16 млрд, и компания активно участвует в инициативе «Один Пояс – Один Путь». В России, на текущий момент, у Портстроя нет активных проектов, но компания ищет новые возможности для бизнеса. В то же время, в Украине компания проводит дноуглубительные работы в портах “Пивденный” и “Черноморск”

     Sichuan Railway Investment Group – Сычуаньская железнодорожно-строительная компания известна в России не столько строительными подрядами, сколько непрофильными проектами. К их числу относится мега-проект «Сычуань-Чуващия» с объемом инвестиций в 10 млрд рублей, который подразумевает создание мясо-молочной фермы. Компания долгое время вела переговоры по покупке гостиницы «Пекин», в которой также участвовала корпорация Чэньтун, однако, к заключению сделки это так и не привело.

     China Poly Group – крупная китайская холдинговая компания, которая занимается почти всем: от производства и торговли оружием до строительства. Выручка компании за 2018 год составила более $46,2 млрд, а размер активов превысил $150 млрд. В компании работает более 97 тысяч сотрудников. На российском рынке Poly Group присутствует с 2015 года, и наибольший интерес у них вызывают инфраструктурные проекты. Компания ориентирована на получение подрядов или контракты по схеме EPC и EPC+f, но также рассматривает и ГЧП проекты. На текущий момент они уже более 2 лет находятся в стадии переговоров по модернизации Архангельского порта. Проект предусматривает модернизацию терминалов и проведение работ по углублению дна, а объем инвестиций достигает $2 млрд. Переговоры пока далеки от завершения, наибольшую дискуссию вызывает длительность концессии и баланс рисков между государством и частным инвестором.

     China National Complete plant imopt & export corporation – небольшая компания по меркам предыдущих участников нашего топа. Их капитализация на Шэньчженьской бирже составляет 2,48 млрд юаней (около $355 млн), однако Complant уже успешно работает на российском рынке. На Российском инвестиционном форме 2019 год, корпорация подписала контракт с ГК "Кортрос", по условиям которого, они берут на подряд проект в Екатеринбурге. Договор предусматривает создание совместной строительной компании, инвестиционные вложения с китайской стороны, а также внедрение технологий и использование строительных материалов из Китая. На первой очереди контракт, вероятно, составляет $20-30 млн, однако участие Complant во всем проекте может означать увеличение инвестиций до $100-150 млн.

     China Gezhouba Group International Engineering – китайская строительная компания, специализирующаяся на гидротехнической инфраструктуре. В России известна, прежде всего, выигранным тендером на строительство и монтаж установок по криогенному разделению газа на Амурском газоперерабатывающем заводе (ГПЗ), который станет крупнейшим заводом в России, общей стоимостью €1,3 млрд. Компания также инвестировала в производство тампонажного цемента в Казахстане с мощностью 1 млн. тонн в год.

     CCCC – China Communications Construction Company обладает выручкой в $88 млрд и по всему миру на них трудится свыше 178,5 тысяч человек. Компания вышла в Россию в 2015 году после проведения РАСПП роадшоу ГК Автодор в Китае. Компания заинтересовалась российским рынком и начала свое присутствие на рынке с дноуглубительных работ в порту Санкт-Петербурга. Сейчас портфель компании включает уже множество успешных проектов: судостроительный комплекс «Звезда» в Приморье, ЦКАД, развитие острова Русский, и даже свинокомплекс в Алтайском крае. Последний пример ярко иллюстрирует отношение китайских инвесторов к непрофильным активам.

     CRCC – каждый, кто проезжал по проспекту Вернадского, видел здание с этими таинственными четырьмя буквами. За ними скрывается китайская сестра РЖД – Китайская железнодорожно-строительная корпорация, занимающаяся строительством ЖД, автомагистралей, объектов инфраструктуры. В России CRCC известна больше всего двумя проектами: ВСМ Москва-Казань, сроки которого откладываются уже на протяжении 5 лет, а также строительством трех станций метрополитена на «Большой кольцевой» линии от Проспекта Вернадского до Аминьевского шоссе. CRCC существенно расширила свой штат за последний год и готова к реализации новых проектов, в том числе, интерес у компании вызывает Дальний Восток. CRCC заинтересована, в том числе, в инвестиционных проектах по схеме ГЧП, а также в строительных подрядах, контрактах по схемам EPC и EPC+f.

     China State Construction Engineering – ключевая китайская государственная строительная компания. На текущий момент они реализовали в России целый ряд проектов, включая строительство делового центра «Гринвуд», «Парка Хуамин», а также поучаствовали в качестве подрядчиков при строительстве Москвы Сити, а именно Баши «Федерация». Компания выступает в качестве классического подрядчика, которой интересны контракты по схемам EPC и EPC+f, а также строительные подряды. В активе этой компании – жилые и офисные центры, промышленные объекты.

     Китайские строительные компании активно присутствуют в России, являясь на сегодняшний день выгодными партнерами и подрядчиками. Многие жилые и промышленные проекты сегодня реализованы непосредственно при их участии. Как правило, заказчики выбирают их за хорошее соотношение цена-качество и активное использование новых технологий.

     Получается, что китайцы не только кормят и обшивают весь мир, снабжают своей новой техникой, но и помогают обустраиваться другим народам!  Они, наверное, потратили все свои природные ресурсы на производство необходимого для благополучия своего народа и теперь зарабатывают деньга на покупку чужих природных ресурсов и на то, что сами у себя делать не умеют?

     А иначе зачем им работать на благополучие других народов???

     Они такие добродушные альтруисты???

     Или хотят повторить путь нашей страны, увеличивая благосостояние своих власть и богатство имущих, что и привело к развалу СССР и к обнищанию трудящегося народа России???

     Только что получили все трудящиеся народы мира, которые трудились на ниве разрушения СССР???

     Кроме увеличения благосостояния своих власть и богатство имущих???