Рационализатор - награждать или наказывать?

Михаил Колодочкин
В былые времена толковый изобретатель мог получить за внедрение своей идеи сумасшедшие деньги – до 20000 рублей! Сумма была официально утверждена свыше. Для справки: на эту сумму можно было купить кооперативную квартиру с мебелью, автомобиль «Волга» – и еще бы осталось… При зарплате инженера рублей в 120 – 150 это было фантастикой.

Рационализация подобных барышей не сулила, однако же позволяла время от времени получать небольшие премии – рублей по 20-30… Все, кто мог, активно этим пользовались. Ну, а когда речь шла о серийной продукции, разработчики порой добровольно закладывали в свои чертежи эдакую подлянку, чтобы впоследствии исправить ее по рацпредложению. За вознаграждение, конечно же.

Популярнейший некогда кассетный магнитофон «Яуза» в ходе очередной модификации обрел схему управления двигателем перемотки на двух электромеханических реле. Включили одно реле – идет перемотка вправо, включили вместо него другое – идет перемотка влево. А если по ошибке включили оба, ничего не происходит. Все просто и понятно. Магнитофон успешно выпускался серийно, но тут зашевелились рационализаторы из смежных отделов. Еще бы – каждое реле стоило тогда целых 2 рубля! Плюс пара транзисторов на управление – получается четыре с полтиной! А если вместо этого сделать простенький мостик на транзисторах, то можно уложиться в рубль! Экономия – больше трех рублей, плюс отказ от «ненадежных электромеханических изделий», да помножьте все это на годовой выпуск аппаратов в сотни тысяч! В общем, премия должно получиться очень даже солидной.

Разработчики отчаянно сопротивлялись, поскольку сами рассчитывали сделать тот же ход, но банально опоздали. Рацпредложение прошло все инстанции, премия была выписана. Не космическая, но все равно неплохая. А ушат холодной воды вылился на голову рационализаторов оттуда, откуда совсем не ждали: из отдела комплектации!

– Хорошая экономия, спору нет, – кивал старенький начальник отдела. – Только вот какая неувязочка получилась: у нас этих реле уже закуплено на десять миллионов рублей! И куда я их теперь девать буду? Это вредительство получается, если задуматься…

Впрочем, вскоре проблема исчезла сама собой. Страну развалили, заводик прекратил существование, а все содержимое складов за копейки распродали рыночным торгашам.