Свеча шпиону

Сергей Ничипорюк
Посещая иногда храм святого Николая Чудотворца, ставит Михаил Алексашин три свечи. Две – за рано ушедших из жизни – жену первую и сына единственного. Третью – за человека ему чужого, гражданина ГДР из Карл-Марксштадта, не православного, шпиона французского.

Вызвали контрразведчика на контрольно-пропускной пункт одной из частей Группы Советских войск в Германии. расквартирована была дивизия мотострелковая в городе Гримме (около Лейпцига).
Боец из этой части был регулировщиком. По своей инициативе сержант оказался с контрразведкой. Сообщал, куда поехали машины миссии связи союзников. Это тоже разведчики, но официально прикомандированные бывшими союзниками. Были такие миссии из армии Соединённых Штатов Америки, Вооруженных Сил Франции, Её Величества королевы Великобритании подданные в форме военной.
Возвращаясь после дежурства, заметил гражданина ГДР. Гражданский заглядывал в створки ворот части. Почему? Что и зачем? – удивило сержанта Федченко.
- Вы что-то ищете? – вежливо поинтересовался у любопытного регулировщик наблюдательный. Для этого несложного вопроса немцу хватило знания русского.
 - Да, я ищу железнодорожную станцию Байгоф, - быстро ответил любознательный немец.
В небольшом городе Гримме станция главная достопримечательность наших военнослужащих. Пройти мимо было невозможно. А тем более заблудиться в аккуратном германском городке. Это вызвало подозрение сержанта.
- Конечно, я помогу вам,  - сразу отреагировал советский солдат. – Пойдёмте со мной.
Они недолго шли вдоль забора военной части. Недолго – потому что вокзал был дальше. А вот КПП, то есть место для прохода за забор, было совсем близко. Крепкий сержант внезапно толкнул чужого человека в плаще и шляпе в двери. За дверями сидел личный состав: дежурный по КПП, помощник, несколько дневальных. Подозрительного немца задержали.
Сообщили дежурному по части. Тот вызвал контрразведчиков. Скоро приехали и сотрудники «Штази». Так называли спецслужбы ГДР.
Допрос был недолог. Составили протокол и нарушителя увезли.
Всех участников операции позже наградили. Оказалось, нарушитель работал на французскую разведку. Он пытался провести доразведку, не сменился ли мотострелковый полк на ракетный.
Узнать эту секретную информацию он хотел, рассматривая петлицы у военных. Можно было просто посидеть в ближайшем гаштете и по присутствию там советских военнослужащих, по их петлицам, определить род войск. Но простодушный агент буржуазной разведки решил сделать по-другому. Это его и подвело.
Сержанту был объявлен отпуск – десять суток без учёта дороги. Отправился боец к себе в Ивано-Франковскую область. Капитан Алексашин – за умелые оперативные действия получил медаль от командования Национальной Народной армии ГДР. А командир его – орден Карла Маркса. За отличную организацию охраны. Незадачливого шпиона, завербованного в дни недолгой оккупации его городка Францией, расстреляли. Это лежит на душе Михаила Алексашина ощущением греха. И ставит он свечи за упокой Хунгера Гюнтера.

Алексашин Михаил Павлович ушёл из жизни 4 января 2020, похоронен в Ростове-на-Дону.