Жизнь моя

Аркадий Шакшин
  Жизнь моя, обращаюсь к тебе, чтобы как-то разобраться в том, что преподнесла ты мне за долгие годы, и чтобы понять, как жить дальше, как прожить оставшиеся годы своей жизни достойно, не спотыкаясь о свои ошибки, сделанные от незнания людей, тех или иных жизненных обстоятельств, от неопытности и своей наивности, слепой веры в добро и необыкновенную человечность тех, кто окружал тебя все эти годы твоей жизни. Прожить так, чтобы не поддаваться искушениям и лукавству, от чего приходилось падать, да так, что в момент падения в бездонную пропасть ударялся об острые углы твоих жизненных скал, получал телесные и душевные раны, вторые из которых были, наверное, сильнее и ранимей, чем физически, потому что когда от таких ударов, как потеря самых близких и дорогих тебе людей, душевная рана долго кровоточила от осознания невозможности вернуть тех, кто был так дорог и любим. Любим так, что даже на расстоянии при одной только мысли, что где-то есть они в этой жизни, было тепло и хотелось жить. И этот удар, как потеря родного человека, был таким сильным, что казалось невозможным, что ты сможешь вновь встать, оправиться и продолжить тебя, мою жизнь.

О, жизнь моя, сколько раз ты проверяла меня искушением, пройдя через которые я начинал понимать свои ошибки. Сколько ударов судьбы я перенёс, чтобы обрести новые знания. Проходя через искушение, я развивался и рос, поднимаясь на новую ступень своего нравственного и творческого роста. Иногда мне казалось, что, проходя через этот жизненный лабиринт искушений, я мог потеряться, даже исчезнуть, уйдя в никуда, но всегда на очередном изгибе этого лабиринта я находил выход и возвращался с обретённым багажом знаний. Посторонние завистливые люди, увидев меня, удивлялись, зная о моём очередном падении, и говорили: «Надо же, он же должен был исчезнуть, умереть после очередного искушения. Но как ему удалось воскреснуть, появиться из ниоткуда? Он опять, как ни в чём не бывало, продолжает жить», — при этом они начинали завидовать, с новой силой бросая в мою сторону взгляды ненависти и очередные бесчеловечные проклятия на мою будущую жизнь, наивно надеясь на очередные мои падения от искушений. А ты, жизнь моя, будто разыгравшись в азартную игру, вновь и вновь бросала меня в поток очередных искушений, не то специально проверяя меня, не то на вшивость, не то на стойкость, не то помогая тем самым окрепнуть и твердо встать на ноги, чтобы с каждым новым этапом испытаний я мог с лёгкостью преодолеть их и прийти к поставленной цели. Тогда, в молодости, я не понимал этого, может, поэтому поддавался любому влиянию порочной наклонности и страсти, изменяя, на первый взгляд, самому себе и своему идеалу, отступая при этом от своих убеждений и принципов и нарушая свой собственный обет. Впадая в тяжкий грех, мог потерять веру. Но искушение не было бы искушением, если бы оно не вовлекало нас в особое нравственное действие, благодаря которому вскрывались мои добрые и злые свойства, наделённые каждому из нас матушкой-природой и до поры спящие внутри нас, чтобы однажды, под воздействием искушения, нравственного действия, проснуться и показать тебе самому, кто есть кто, чтобы после него сделать нравственный выбор, от которого будет зависеть, остаться тебе быть человеком или стать пособником дьявола.

 А сколько раз мы, поддаваясь искушению, поддавались лукавству, тому самому человеческому греху, благодаря которому отходили, под влиянием порочной страсти изменяли своим идеалам и отступали от своих убеждений и принципов? «Не введи нас в ИСКУШЕНИЕ и избави нас от ЛУКАВОГО». Лукавство — это грех. Сколько раз ты, жизнь наша, подвергаешь каждого из нас лживости, хитрости, коварству, неискренности, притворству, двуличию и злонамеренности? Скольких ты погубила, жизнь наша, таким грехом, как любоначалие, т. е. властолюбием, желанием начальствовать, или любостяжанием, корыстолюбием и алчностью? А как мы поддаемся такому греху, как ненависть — желанию зла кому-либо, нелюбви человека, нетерпению его и собственной вражде, благодаря которой мы сами своими руками сотрясаем свою душу и поражаем её этим тяжким грехом.
Какой тяжкий крест мы возлагали на себя этими самыми грешными деяниями, и если бы не он, наш СОЗДАТЕЛЬ, создавший для нас обряд таинства исповеди, благодаря которому мы в храме Божием, придя на покаяние, в присутствии свидетеля-священника исповедуем перед Господом Богом свои грехи, после чего на нашу грешную голову согласно обряда возлагают епитрахиль, читают особую молитву, дают поцеловать священный крест и нас грешных допускают к причастию.

 А о том, что мы частенько поддаемся лукавству, греху, говорят, постоянное наше отступление от заповедей Божьих. Сколько раз мы за свою жизнь идем на нарушение седьмой заповеди Божьей, которая гласит: «Не прелюбодействуй»? Достигнув определенного периода своей жизни, мы начинаем искушаться этим грехом. Блуд становится частью нашей жизни благодаря этому разврату, мы теряем целомудрие и телесную чистоту. Вспомните, как этот запретный плод подталкивает нас сорвать его, маня нас своей красотой божественного создания, его необыкновенной телесной и духовной чистотой, глубиной взгляда человеческого, обжигающей телесной соприкосновенностью, учащенного, пылающего огнём юного сердца. Испробовав и искусив плод прелюбодейства, мы искушались желанием испытать его вновь и вновь, поддаваясь лукавству блуда человеческого, нарушая заповедь Божию и убивая, уничтожая, втаптывая в грязь чью-то поверившую вам человеческую жизнь, которая, возможно, благодаря слабости своего духа попадает в руки дьявола и становится на путь вечного греха до скончания дней своих. А как часто, да хотя бы раз в нашей жизни, мы нарушаем божью заповедь «Не укради»? Воровство — это похищение чужого. Этот тяжкий грех, и он наказуем и Богом, и людьми. О его тяжести по-настоящему мы понимали, только когда кто-то, кому доверились, воровал что-то у вас. Вы кому-то давали деньги взаймы, и вам их не возвращали, или у вас пропадала любимая вещь, ваш талисман или вещь, напоминающая о вашем любимом человеке, а может, и воровство вашим другом или подругой вашей любимой, любимого, но самым тяжким для вас было воровство вашей веры в добро, в человечность ваших отношений в момент предательства близких друзей и знакомых, после которого просто не хотелось жить. А как уничтожает нас, живущих, зависть! Не зря десятая Божия заповедь гласит: «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Раздражаясь из-за чужого таланта, досадуя чужому счастью, из-за своего звериного желания овладеть чем-то, принадлежащим другому, каждый пораженный этим грехом зависти так уничтожает свою душу и сердце, покрывая его ржавчиной греха, в конце концов эта ржавчина начинает выпирать наружу. Проще говоря, пораженный завистью человек съедает себя изнутри, что со временем это поражение выходит наружу и, разъедая его внешность, с годами его тело становится дряблым, обвисшим, лицо покрывается глубокими мелкими морщинами. Человек раньше времени стареет, дряблое тело и лицо, покрытое глубокими морщинами вокруг глаз и губ, — это оттиск печати дьявола, оставленного ему в напоминание о его лукавстве — грехе, его зависти, зависимости. Жизнь моя, сколько смертных грехов нам приходится познать благодаря искушению, пройти через них, чтобы понять и осознать их и подняться на новую ступень нашего нравственного развития.

Сколько поступков, а потом и проступков в своей жизни совершаем мы. Поступок сам относится к категории смертных грехов, если он является непосредственной причиной других безнравственных поступков. Гордыня, жадность, гнев, зависть, похоть, обжорство и леность — вот семь смертных грехов, с которыми мы встречаемся на своём жизненном пути. Гнев, злость, месть. Сколько раз нам пришлось испытать в своей жизни чувство гнева и злости по отношению к делам людей, окружавших вас, особенно их несправедливые поступки, совершенные против вас. Какое желание мести рождалось в глубинах наших душ, чтобы нанести удар людям, вызвавших в вас чувство гнева и злости. В эту группу относят поступки, которые, в противовес любви, несут разрушение. Именно гнев, злость, месть, в противовес человеческой любви, весят в нашу жизнь разрушение. Вспомните себя, свою жизнь, возникало в ваших душах чувство гнева и что вы хотели сделать благодаря ему с людьми, которые вызвали его в вашем сознании и душе. Жажда мести несла такую разрушительную, готовую разрушить всё и вся на своём пути, но незаметно для вас она несла разрушительную миссию и для вас самих, уничтожая на своём пути ваши самые лучшие человеческие качества. Умение подавить в себе чувство гнева и мести дано нам самим создателем, поэтому каждый из нас должен найти в себе силы подавить этот грех в себе, пройдя через который каждый из нас обретает еще один жизненный опыт ради продолжения жизни и ради жизни. А как иногда бывает трудно быть рядом с человеком тщеславным и высокомерным, гордыня, похвальба, чрезмерная уверенность в себе которого переходила все нормы этических норм поведения человека. А как не по себе бывает в кругу сребролюбивых людей, алчность, жадность и скупость которых в погоне за желанием приумножить своё материальное состояние проводит к ущербу их духовного благосостояния. Жизнь моя, переходя в очередной этап своего жизненного пути, хочется прожить тебя на основе того жизненного опыта, который я приобрел в течение своей жизни. Знаю, что мне опять придется пройти свой путь, неся свой крест, чтобы познать и обрести истину жизни. Уже сегодня я знаю, что слова в молитве «Отче наш», по мнению преподобного Иоанна Кассиана, «не введи нас во искушение» — не то значат, что «не попусти нам когда-либо искуситься», но «не допусти нам быть побежденными в искушении».