К основам

Владимир Каптусаров
Волна событий, захлестнувшая нас всех без исключения, кого-то ошарашила неожиданностью, для кого-то оказалась вполне ожидаема. Но то, что никого не оставила равнодушным - это факт. Когда первый вал схлынул, мы глянули себе под ноги: как там наша опора, из чего она слагается? И у многих появилось желание разобраться в своём понимании терминологии, казалось бы, незыблемых понятий - таких как Родина и Патриотизм. 
Я попытаюсь ответить, чем эти понятия наполнены лично для меня.  Кто-то может сказать: «А о чём здесь вообще говорить? Всё давно разжёвано и все определения даны». Да, это так. Но я всегда отношусь несколько скептически к различным догмам. Вероятно, поэтому при встрече с ними пытаюсь сам поперекатывать их в голове. От догмы не убудет, если она действительно догма. Тем более что за время своей жизни я не раз сталкивался с тем, как казалось бы «незыблемые» догмы вдруг рушились. А уж сколько таких примеров в истории – не счесть. Ведь в разряд догм то или иное понятие возводят люди, а природа людей подвержена такой широкой трансформации, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Когда я слышу, читаю или произношу слово «Родина», то это всегда с большой буквы и внутри появляется ощущение чего-то очень тёплого, надёжного и близкого, как части себя: родные, близки тебе люди, небольшая территория, которую можно охватить, и душевное состояние единения со всем этим - вот что такое для меня Родина. Почему-то официоз для всего этого придумал понятие «малая» Родина, а понятие «настоящая Родина» транслирует на  всю страну, подразумевая под ней государство. У меня противоположное мнение: эта, так называемая «малая» Родина, и есть самая настоящая и самая большая Родина, а всё остальное потенциально может стать Родиной при условии, что настоящая «малая» Родина себя достойно и комфортно чувствует в предлагаемых границах. Страна и государство, тоже как бы априори Родина. Первое это конечно страна: её народ, территория, этнос, история, культура. А государство - это всё же власть, то есть некоторый  инструмент регулирования, принуждения, который в данных исторических условиях применим в этой стране и, соответственно, в моей Родине. Идеальный вариант, это когда существующее государство на территории моей Родины способствует развитию, сохранению, бережному отношению к моей Родине, её защите. К сожалению, любое государство на всех этапах своего существования пытается отойти от своего главного предназначения. Кроме того оно пытается навязать ассоциации, что оно и есть Родина. И, как следующий этап деградации государства, оно начинает обслуживать только свой механизм, забыв для чего оно вообще существует. Чтобы этого не происходило и надо чрезвычайно пристально следить за его деятельностью и не допускать, чтобы оно начало упиваться своей властью.
Патриотизм. Ух, как любит играть этим словом любое государство, любая политическая или иная властная структура. И конечно в их видении патриотизм направлен в первую очередь на себя любимых. Но если даже просто заглянуть в этимологию этого понятия, то мы упрёмся в его тесную связь с понятием Родина. Родина является той купелью, где Патриотизм зарождается и расцветает. На ум приходит такая ассоциация, которая, как мне кажется, имеет место быть: если Родина это существительное, то патриотизм, по своему смысловому наполнению, это всё же глагольная форма, требующая какого-либо действия. Если же переводить в музыку, то Родина - это в большей степени минорное звучание, а патриотизм – мажорное. Ну, по крайней мере, для меня так. Глубинный патриотизм это бережное отношение к своей «малой» Родине как первооснове, вплоть до самопожертвования. Да и чувство патриотизма к стране также достаточно сильно. Но здесь уже самопожертвование в большей степени зависит от воспитания, уровня культуры, знания истории.
А как же дело обстоит с государственным патриотизмом? Как я говорил ранее, государство - это механизм, орган власти, и в чистом виде, по моему мнению, понятие «патриотизм» по отношению к государству неприменимо. У неподконтрольного государства возникает навязчивая иллюзия, что оно не механизм, а что-то более значимое. И тогда оно делает попытки подменить собой понятие «страна», а порой протягивает свои щупальца и дальше, до «малой Родины», и начинает требовать по отношению к себе патриотизма доходящего до уровня самопожертвования. Напрашивается такое сравнение: есть мой дом – моя Родина, есть мой огород – моя страна и есть лопата – государство. И вот эта лопата начала занозить руки и даже возомнила себя главной и над домом, и над огородом, и надо мной. Что я сделаю? Правильно, поставлю лопату на место, или заменю на новую. Вообще, только после оценки результатов взаимодействия государства с Родиной и страной можно говорить о каком-то патриотизме по отношению к государству. К сожалению, достаточно часто мы мало обращаем внимание на деятельность государства. Мало того, мы позволяем ему забыть о его предназначении - заботиться о нас. А государство, благодаря своей криворукости, заботе только о себе любимом и о винтиках своего механизма, подводит нас к черте выбора. В результате, наконец-то открыв глаза, а может и не открыв (пока по башке не врезало), оказываемся стоящими перед дилеммой: проявлять патриотизм к Родине и стране, где воцарилось это государство, или нет. Это один из самых болезненных выборов - остаться патриотом своей Родины и страны, понимая при этом все причины и возможные негативные последствия деятельности, упущенного тобой государства. И что самое неприятное в таких ситуациях - это осознавать, что во всём, что произошло, виноват не только механизм этого государства, а каждый из нас: мы проглядели, дали свободу ему подвести нас к этой черте. Ситуацию теперь надо исправлять, но обязательно делать выводы, дабы не попасть в подобное положение в дальнейшем. Наша лень и «это меня не касается» очень дорого обходятся.
Для меня прояснилась ещё одна сущность патриотизма: он не должен просыпаться только в критических ситуациях. Патриотизм надо в себе взращивать постоянно, с первого крика до последнего вздоха. Он с бухты-барахты не возникнет, он проявляется в мелочах: бросить мусор в урну,  помочь слабому, пойти на выборы, и во многом-многом другом. Все эти мелочи и есть те малые крупицы, из которых вырастает крепкой моя Родина, взращивается Патриотизм и не приходится, засунув голову в песок, лелеять абстрактное для меня понятие «космополитизм». Родина - это часть нашей души и не стоит становиться зомби ради каких-то или чьих-то меркантильных целей.