Разговор за кружкой пива

Александр Август
  "История-это мать истины,она приподымает
   пред нами завесу с прошлого,полного великих
   примеров для настоящего и поучений для будущего."

   М.Сервантес "Дон-Кихот"
 


 Был хмурый октябрьский вечер 1984 года.Моросил мелкий противный дождь.Небо обложило тучами со всех сторон,
и от этого становилось ещё угрюмее.Какое-то тягостное чувство овладевает человеком в такое время.
На душе пусто и тоскливо,и жизнь выглядит такой же хмурой и скучной,как этот осенний вечер.
С сожаленьем вспоминаешь о прошедшем лете,о тёплых и весёлых ночах в компании друзей на турбазе
или где-нибудь ещё,о выпитом вине и жарких объятиях подруг.Но всё же веришь,что снова придёт весна,
снова будут новые встречи,и снова будет счастье.Счастье того,что ты живёшь.В такие минуты тянет к
людям,чтобы вместе противостоять мраку и продолжать идти дальше вперёд.И жить.И быть вместе.
Пока люди вместе-будет жизнь.Это великое Счастье-находиться среди людей.И делать Добро.И продолжать жизнь.
  Сергей Палитрин возвращался домой после работы.Редкие прохожие шли,плотно закутавшись в плащи и
глубоко укрывшись зонтами.И были серы.Дома тоже пытались завернуться в пелену тумана.И тоже были серы.
Небо,облака,деревья-всё было серо.И скучно.Лишь только изредка проезжавшие автомобили увозили с собой
признаки какого-то благополучия,а может и загадки.Сергей немного замёрз.Это был молодой мужчина около
тридцати лет,среднего роста,неуклюже выглядевший в своём длинноватом коричневом плаще.Его взгляд
серых глаз смотрел куда-то в сторону из-под надвинутой на лоб шляпы.Ему очень хотелось в тепло,
поэтому,когда увидел пивной бар,находящийся в полуподвале на углу двух улиц,он не смог удержаться.
Здесь было светло,шумно,играла музыка,и находилось много людей.Царило оживление,которого не существовало
снаружи.Резкая смена обстановки подействовала на Сергея,ему сразу стало легче,даже весело.
Он захотел присоединиться к этим посетителям бара,говорить с ними,смеяться,видеть их лица,пусть
разгорячённые,но зато жизнерадостные.Сергею вдруг ужасно захотелось пива.Он разделся и через широкое
фойе прошёл в зал.Палитрин и раньше сюда заглядывал.Может быть,из-за оригинальности заведения?Бар был
сделан под старину.Два небольших зала,полностью обитых досками,с дубовыми столами и скамьями.
На столах глиняные кружки.Приятно сидеть за кружкой пива и рассуждать о старине.Говорить,что тогда
было лучше.Кто знает!Каждая эпоха по-своему хороша.А так:"Гоненье на Москву,что значит видеть свет.
Где ж лучше?Где нас нет!"
  В воздухе плотно повисли волны табачного дыма.Сергей сел на свободное место,заказал пива и,закурив,
принялся рассматривать окружающих.Люди были разные.Завсегдатаи,которым нипочём погода и жена,и которых
влечёт только сила привычки,сложившейся годами.Чаще всего они говорят о работе или о спорте,реже
о женщинах.Как правило все-хорошие семьянины.Была молодёжь.Эти больше старались перекричать друг друга
и громко хохотали,когда кто-то из них произносил что-нибудь совсем уж глупое.Их красные хмельные физиономии
ничего не выражали.А были и такие,как Сергей,которых сюда загнала непогода.Они с удовольствием пили пиво,
затягиваясь,кто сигареттами "Форум" за рубль,кто "Примой" за четырнадцать копеек,и старались не думать,что
опять придётся идти под дождём.Были и другие.Но Сергей обратил особое внимание на парня,сидящего напротив него.
Видимо потому,что лицо его имело задумчивое выражение,как бы отделяющее от общего веселья.Он не обращал внимания
на всё,что творилось вокруг,и был погружён в свой собственный никому неведомый мир.Ел мало,иногда запивая пивом,
но много курил.Его трудно было рассмотреть в клубах дыма.На вид он имел лет двадцать.Светлые вьющиеся от природы
волосы и голубые усталые глаза неплохо сочетались с его симпатичной физиономией с приплюснутым носом.Чем-то он
напомнил Сергею былинного доброго молодца,наподобие Ивана-царевича из русских народных сказок.
"Что за ерунда!-подумал Палитрин,-у меня постоянно возникают какие-то невероятные ассоциации".
  Сосед всё больше и больше интересовал Сергея:
"Что-то в нём есть,какая-то неповторимость.Взгляд?Не безразличный,нет.Хотя и усталый,что весьма странно.
 Потерянность?Или грусть?Хорошо бы с ним познакомиться.А что?Дельная мысль.Познание души?Попробую наугад".
-Послушай,друг,-парень очнулся и поднял на Сергея свои усталые глаза,-прости за бестактность,но я никак не могу
 вспомнить...
  Сергей замолчал,проигрывая заминку:
-Ты,случайно,не работал в редакции газеты "Вперёд,заре навстречу!"?
-Вы знаете,-усмехнулся молодой человек,-честно говоря,я не люблю писать.
-Извини,значит,я ошибся,-Сергей продолжал импровизировать,-а то у нас "крутился" одно время юноша,чем-то похожий на тебя.
 Года два назад.
-Два года назад я ещё в школе учился,-засмеялся незнакомец,-получается,вы журналист?
-В некотором роде,да,а в общем-то,заурядный писака.
  Парень опять улыбнулся,но глаза остались неподвижны.Он затянулся сигареттой и о чём-то задумался.Сергей понял,что
поддерживать разговор придётся ему одному.
-Сегодня ужасно скверная погода,-продолжил Палитрин,размышляя на ходу,какие темы ему развивать,-когда я шёл по улице,
 то не знал,куда деваться,а стоило мне оказаться тут,как я вновь обрёл уверенность в себе и стал насыщаться соком жизни,-
 Сергей показал на пиво,-хотя он больше похож на воду.
 Незнакомец снова ухмыльнулся и сказал:
-Давайте лучше познакомимся.Меня зовут Руслан.
-Очень приятно,Сергей.
-Вот,и прекрасно!А теперь можно выпить за знакомство.
-Ну,как быть журналистом?-поинтересовался Руслан после того,как они выпили.
-Ты знаешь,нельзя сказать однозначно,-Сергей заметил,что Руслан несколько повеселел,
 хотя ему могло быть просто скучно,и он обрадовался собеседнику,-мне,конечно,нравится моя профессия,иначе я бы давно
 нашёл себе другую.Но,понимаешь,хотелось бы быть кем-то большим,чем журналист провинциальной партийной газеты.
 В юности я,как многие,мечтал создавать как минимум шедевры,но,несомненно,из этого ничего не получилось.Способности у меня были,
 и мне предложили работать в газете.С тех пор я там,не считая службы в армии и учёбы в университете.
-И ты думаешь работать так всю жизнь?
  Палитрину не нравилось,что Руслан завладел инициативой разговора,задавая вопросы.Узнаёт всегда больше тот,кто слушает.Для Сергея
же сейчас получалось наоборот,но он должен был завершить свою мысль.
-А что мне делать?Естественно,я хотел бы быть писателем,да это слишком утопично.Их и так достаточно.Хватит того,что я печатаюсь
 в областных газетах и журналах.К тому же я женат.Прежде всего,надо думать,как прокормить семью,а потом уже о высоких материях.
 У меня нет связей с сильными мира сего.Куда мне?Всё ясно!
-Значит,ты отрицаешь борьбу?
-Нет,борьбу я не отрицаю,но кроме субъективных факторов,есть ещё и объективные,от которых мы зависим,и которые от нас не зависят.
 Кстати,я не считаю себя слабым типом,и,в основном,добиваюсь поставленных задач.Но просто жизнь так сложилась.Ни хорошо,ни плохо.
 Обыкновенно,как у всех.
-Не люблю выражения "как все","как у всех".Надо дерзать,стремиться,когда-нибудь идти напролом,в конце концов,и тебя заметят.
-Позволь,но я пишу уже много лет,а меня что-то не замечают.Да и какой смысл метаться из стороны в сторону,из угла в угол.
 У меня уже всё понятно,а как у тебя?
-Что у меня?-Руслан недоверчиво посмотрел на Сергея.
-Ты учишься,работаешь?
-Я считаю,что работать прежде,чем получишь высшее образование,неразумно.
-Университет?
-Как ты угадал?
-Не знаю,может потому,что сам там учился,да и заведение солидное.
-Университет,отнюдь,не самое лучшее место для проявления своих незаурядных дарований.Мне было всё равно,куда идти.
 Но я люблю психологию,философию,поэтому выбрал факультет психологии.
-Нравится?
-Я только начал учиться.
-После армии?
-Нет,после школы.Я же говорил тебе.
  Сергей был несколько удивлён.Руслан выглядел явно старше своих лет.
-Психология-наука аналитиков,-проговорил Палитрин,глядя с умным видом в содержимое кружки,-но чтобы быть психологом,
 не обязательно учиться.Человек становится им в процессе познания жизни.Конечно,не все.Каждый в меру своего
 интеллекта.
-Мне знакомо это расхожее мнение,-Руслан с сомнением покачал головой,-однако,житейская или психология здравого смысла
 не имеют ничего общего с психологией на профессиональном уровне.Ты читал Фрейда?Нам выдают его для чтения только
 в читальном зале,и только студентам-психологам.Остальным-нельзя.Все книги были выпущены в двадцатые годы,а потом
 запретили.Представляешь,сколько ценной информации я могу там вычитать?
-Догадываюсь,хотя я предпочитаю Достоевского.Возьмём,например,извечный вопрос о смысле жизни.Сколько об этом писали!
 Все великие люди думали над ним.Оказывается,ничего сложного нет,потому как и смысла особого нет.Посмотри на животных.
 Что у них главное?Производство себе подобных,чисто физиологические функции.Человек тоже животное,но разумное,поэтому,
 кроме удовлетворения первобытных инстинктов,он задумывается над жизнью,ищет своё назначение в ней.Но и сознание дано
 человеку тоже для продолжения жизни.Смысл уже в том,что он просто живёт.
-Слишком общие фразы,-небрежно заметил Руслан.
-Ты думаешь по-другому?
-Знаешь,на каком-то этапе меня интересовали очень многие проблемы мироздания,но в настоящее время окружающий мир исчерпал
 для меня свой интерес.
-Это возрастное,со мной происходило то же самое,станешь старше,всё будет выглядеть иначе.
-Не надо делать скидки на возраст,я не настолько глуп,-Руслан холодно посмотрел на Сергея.
-А ты с амбицией!-засмеялся Палитрин,решив придать разговору шутливую форму,-извини,я не хотел тебя обидеть.Но неужели тебя ничто
 не интересует?
-Почему же!Я тебе говорил,что люблю психологию,философию.Нравится читать Моэма,Гюго.Из наших уважаю Бондарева,Распутина.Что ещё
 хочешь от меня услышать?Классику тоже признаю.По поводу смысла жизни и происхождения человека многое ещё надо выяснить.У меня в
 этом отношении есть кое-какие соображения.Допустим,что первична была материя,потом появилось человеческое сознание.Человек из-за
 своей неразвитости и бессилия перед Природой создал религию.Когда появились сословия и классы,её стали употреблять как средство
 эксплуатации.Постепенно разрушались средневековые догмы,хотя и сейчас многие веруют,причём заметна часть религиозной молодёжи.
 Но я считаю,что это скорее от безделия,желания выделиться.На самом деле,надо выделяться интеллектом,хорошими манерами,если хочешь,
 благородством.Как раз это в наше время является большой редкостью.Тем не менее я не против красивой жизни.Сам люблю модно одеваться,
 посидеть,как сейчас,в питейном заведении,сходить с подругой на дискотеку,но я не люблю людей,у которых кроме этого ничего больше нет.
 Они сами не понимают своего ничтожества.Не знаю,лучше ли было ваше поколение молодёжи.Наша молодёжь,к которой принадлежу и я,имеет
 достаточно примитивный низкий уровень.Не все,конечно,но значительная часть.
-Тебе бы работать в горкоме комсомола,там такие нужны,-Сергей улыбнулся.
-А разве ты со мной не согласен?Однако,я отвлёкся от главной темы.Можно сказать,что сейчас восторжествовал материализм.Но всё же есть
 загадки.Мы часто,не задумываясь,употребляем такие термины как Природа,Силы Природы.Звучит несколько абстрактно.Но что такое Природа?
 Что это за сила?Может быть,существует ещё что-то,недоступное нашему мышлению.Человек считает себя высокоорганизованным существом.
 А вместе с тем,всё относительно.То,что было невозможно,непостижимо тысячу лет назад,теперь стало реальностью.Кто знает,что станет
 реальностью ещё через тысячу лет.Возможно то,что в наше время принимают за аксиому,тогда опровергнут.Существует многое,что человек
 для своего уровня развития просто не в состоянии осмыслить.У него всегда были догмы.Сначала идеалистические,потом материалистические.
 Что не укладывается в его понимание,то начисто отвергается.Вселенная бесконечна-это аксиома.Но где доказательства?Как это проверить?
 Обязательно ли мы существуем одни во Вселенной?Что такое Природа?Не сила ли,недоступная ещё нашему пониманию?Мы привыкли подразумевать
 под сознанием обыкновенное человеческое.Сознание-это свойство высокоорганизованной материи.Высокоорганизованная материя-это человеческий
 мозг.Но,может быть,есть высокоорганизованная материя бесконечно более развитая,чем наш мозг?Невозможно вообразить себе такое.Пока это
 недоступно.Предположим,что уровень сознания этой высокоорганизованной материи выше нашего человеческого.Достигнув какого-то определённого
 этапа она могла создать подобную себе материю.Не являемся ли мы объектом наблюдения со стороны другой
 материи,повторяющие её в своём развитии,но в силу других условий в иной форме?Не властвует ли над нами сила,объяснение которой откроет
 нам величайшие тайны Природы?Но мы пока не достигли этого.
  Пока он говорил,его глаза светились непонятным,маниакальным блеском.Учащённое дыхание,порывистая речь,сопровождавшаяся частой
жестикуляцией-всё убеждало Сергея,что Руслан находился в состоянии Экстаза.Но закончив свой монолог,он сразу сник,"потух",и выпив пива,
устало спросил:
-Не надоел своим длительным повествованием?Просто не хочу,чтобы ты был невысокого мнения обо мне.А,вообще-то,я не любитель "болтать языком".
-Что ты,наоборот,мне очень интересно,-Сергей,действительно,был озадачен,-но тебя не поймут.
-А я не собираюсь писать диссертацию!Это мои личные взгляды.Не больше.
  Они разговаривали ещё некоторое время,незаметно переключившись на историю.Руслан и здесь показал себя образованной интеллектуальной
личностью.Сергей заинтересовался им чисто по-человечески.Бар постепенно опустел,и вскоре объявили о закрытии.
-Знаешь,Сергей,-уже на улице продолжил Руслан,-меня особенно занимает период раннего средневековья.Королевство франков,завоевание
арабами королевства вестготов,походы викингов,и естественно,образование нашего древнерусского государства в Великом Новгороде.
Не могу безразлично читать о том времени.Сердце так и бьётся.Всегда приходит на ум слово Воля.Чувствуешь необъятные просторы,Солнце,
ветер и коней,которые мчатся,мчатся!Сейчас уже такой Воли нет.Она осталась там далеко-далеко.Иной раз кажется,что жил тогда и видел эту Волю.


                сентябрь 1985