6. Стройка

Валерий Суханов 3
       Опорные базы бригад операторов по добыче нефти в то время, кроме ДНС-89 Якшиваново, располагались в разнокалиберных вагончиках неизвестно когда и как попавших на территорию ДНС. Учитывая то, что они очень хорошо могут гореть, а зимой в них холодно, в НГДУ было принято решение о замене их на здания в капитальном, кирпичном исполнении.          Первыми в этом благом начинании стали базы 4-го и 5-го нефтепромыслов – Узыбаш и Бузовьязы.
 
         Следующим пунктом стало Волково. Рассматривая проект, я обратил внимание на то, что предполагалось построить здание по типу Узыбашевского – одноэтажное с подвалом. Памятуя о высоком содержании сероводорода в нефти Волковской группы месторождений, я настоял на отказе от подвала. Сероводород тяжелее воздуха и имеет свойство накапливаться в низких местах. А последствия отравления им человека весьма тяжёлые.

         Одновременно со строительством кирпичного здания велось асфальтирование дороги от трассы Уфа – Казань до ДНС Волково силами Курасковского ДРСУ, руководимого Виктором Ивановичем Мирошником.  К осени мы получили отвечающий всем нормам правил безопасности подъезд к объекту первой категории пожаровзрывоопасности.

         Самым сложным в плане подъезда оставалась ДНС-48. После дождя туда можно было проехать только на вездеходе или на тракторе. Так не могло продолжаться дальше. Надо было строить туда дорогу длиной примерно полкилометра. С Виктором Ивановичем я договорился о выделении дорожной техники. Труднее было договориться с руководством Красноярского совхоза, на чьей территории находилась ДНС-48. В результате сложных переговоров удалось договориться о следующем. Нефтепромысел сначала строит дорогу по улице посёлка Опытное, от шоссе до магазина, длиной тоже полкилометра. Совхоз даёт после этого возможность построить дорогу от шоссе до ДНС-48 и предоставляет при этом дорожный материал на обе дороги. В качестве последнего предлагалось вывозка своим ходом с полей совхоза остатков бетона и асфальта от строительства взлётно-посадочной полосы аэродрома Затонского вертолётного училища.

         Пришлось приложить немалые усилия, но все договорённости были нами выполнены, и к зиме 93-го, после более чем 20-летней эксплуатации, ДНС-48 наконец-то получила дорогу с твёрдым покрытием, и туда стал заезжать вахтовый автобус.

         Одновременно с дорожным строительством шла полным ходом реконструкция технологического оборудования самой ДНС, и началось строительство здания опорного пункта бригады в кирпичном исполнении. По договорённости с Рамилем Булатовичем Кипчакбаевым на объекте трудилась лучшая бригада СМУ Валентина Карпова.

         В составе оборудования ДНС находился резервуар емкостью 2000 кубометров. По словам операторов, работавших на ДНС, он иногда как-то странно подпрыгивал. Ничего, конечно, странного в таком его поведении не было. Просто его в своё время смонтировали прямо над одной из действующих нефтевыкидных линий от скважины до АГЗУ-48, расположенного на территории ДНС. Тем самым в перспективе была заложена мина замедленного действия. ДНС находилась на возвышенности, а внизу, в непосредственной близости, внизу, располагался посёлок Опытное.
 
         Для предотвращения возможной аварии, пользуясь присутствием на объекте “СМУтьян”, был проложен участок нефтепровода в обход резервуара, а старый коллектор промыт водой, отрезан и заглушен.

         В течение лета 92-го удалось также построить кирпичное небольшое здание на территории, непосредственно прилегающей к асфальтовому заводу, для операторов, обслуживающих участок нефтепромысла между деревней Чёрновск и посёлком Опытное хозяйство. Высвободившийся при этом старый вагончик отдали ведущему архитектору Уфимского района Азату Муфаррахову. Во время переговоров с ним, удалось “выбить” для работников нефтепромысла 5 участков земли под индивидуальную застройку, каждый по 10 соток, на территории деревни Мударисово, находящейся в непосредственной близости от Курасково.

         На состоявшемся в конце лета собрании трудового коллектива Ражетдинов объявил о выделении участков работникам НГДУ в Мударисово. При этом нашему нефтепромыслу достался только один участок. Я посчитал это несправедливостью. Ведь новые участки под застройку находились на территории, обслуживаемой работниками нашего нефтепромысла. Кроме того, строительный бум, охвативший всех, отвлекал людей от работы. Понимая, что народ всё равно где-нибудь будет возводить “хоромы” и осваивать “целину”, я решил, чтобы уж всё это происходило в непосредственной близости от конторы нефтепромысла. Тем самым достигалось более длительное, выходящее за границы рабочего дня, пребывание работников на территории нефтепромысла, а также и то, что в случае какой-нибудь аварии их можно было быстро найти. Участки получили старший геолог Алевтина Коновалова, мастер Альберт Шарипов, водитель Сагит, оператор Деларис Хасанов и ещё двое работников нефтепромысла.

         Решалось очень многое и быстро. Однако за всё приходилось платить. А чем платить? Только трубами, чем же ещё!

         В общем фонде нефтепромысла насчитывалось более 60 пъезометрических скважин. Это такие скважины, которые уже полностью были обводнены, и эксплуатация их была неоправданной по экономическим причинам, в общем вышедшие “в тираж”. По инструкциям в них до верхних дыр перфорации должна быть спущена колонна насосно-компрессорных труб (НКТ) с воронкой, а с вентилей запорной устьевой арматуры сняты штурвалы. Периодически на этих скважинах должны были проводиться исследования.

         На практике скважины эти были брошены, а устьевые задвижки текли. И почти во всех висели насосы. Ведь для того, чтобы оборудовать их в соответствии с правилами, необходимо было поставить на них бригаду ПРС с подъёмником. И это в то время когда простаивают добывающие скважины. Кто на это пойдёт? Ведь план по добыче никто не отменял. Да и ПРС, это ведь другой цех. Пользуясь тем, что бригады ПРС в 92-ом входили в состав нефтепромысла, удавалось периодически ставить на них “подземников”, и укорачивать подвеску НКТ, а заодно и менять устьевую арматуру. Трубы, находящиеся в скважинах, стояли на материальном подотчёте мастеров по добыче нефти. Мастерам была поставлена задача – каждый месяц списывать НКТ. Списание проходило тяжело, но проходило. В итоге, понимая, что это большое нарушение, мы получали товар в виде НКТ б/у, пропаривали их, и решали многие, направленные на улучшение производственных задач и бытовых условий для работы операторов вопросы