Взросление.. Бегущая строка памяти

Марина Геннадиевна Куликова
Фрагмент из книги мемуаров»Бегущая строка памяти», к текстам » Нива духовная»

Видимо,нет человека,который легко бы переживал свой подростковый,тинейджеровский возраст,правда,проблемы у всех разные,как и совершенно  разные жизни
Я ,православная христианка
Этот путь вероисповедания определила мне и моей сестре  наша мама ,всю жизнь очень гордая тем,что она атеистка.
Правда ,после сорока лет мама со своим младшим внуком,моим племянником, приняла православное крещение.
Наше с сестрой раннее ,детское  крещение было не до конца осознанно нашей очень молодой  мамой,просто ,мама дружила с девушкой,у которой все в семье были людьми верующими якобы,хотя в этом сейчас я очень сомневаюсь
Истинное верование и внешнее  соблюдение обрядов ,это все же не одно и тоже.
Значительно позже,будучи уже взрослым человеком,я узнала разницу в вероисповеданиях,вернее в традициях разных конфессий.
В церковь,впервые я пришла с папой ,заканчивая среднюю школу ,чудесной,цветущей весной,и папа показал  к каким двум иконам мне нужно  подойти,как поставить свечку и как перекреститься.
Несмотря на свои тяжёлые погоны,папа не боялся ничего и никого.
Лишнего никогда не говорил,даже в старости,как это очень любят делать мужчины почтенного возраста ,но если считал ,что-то нужно сделать ,обязательно это делал.
Папа решил,что меня нужно познакомить с церковью и он это сделал.

Иисус Христос ,как известно,принял крещение в реке Иордан в осознанном ,взрослом возрасте ,Крестителем Иисуса был Иоанн Предтеча
Но еврейские  обряды посвящения Иисус  Христос получил в младенческом возрасте в Иерусалимском храме.
Видимо,все же крещение должно быть в осознанном ,а не в детско младенческом возрасте…,не знаю..

Бабушка была  очень благородных кровей,но в унисон тому времени никому не навязывая ,и никого не посвящая  в тайники своей веры.

Бабушка была крещенной в православии ,но дочь свою ,мою маму ,не крестила.
Дед был серьезным коммунистом ,служил  на серьезных правительственных постах  и ,видимо,крестить дочь и открыто говорить  об этом в те времена было попросту опасно.
Но знаю точно,что дед,любимый дед,латыш, был лютеранином.
От нас многое скрывалось,до сих пор никто из нас ,ни мама,ни мы с сестрой,не знаем каким образом состоялся этот брак между вдовцом ,партийным латышом из очень простой латышской семьи и нашей очень молоденькой в то время, аристократичной, очень русской  бабушкой .
Брак был заключён в Екатеринбурге во второй четверти прошлого века.
В подростковом возрасте,да и в более взрослом тоже,меня мучил вопрос ,как может быть такое -с одной стороны Бог,церковь,правда,в церковь меня не водили,но просфирки в доме были,иконы были ,но не в красном углу ,а где-то у бабушки,в ее тайниках.
В трудные моменты жизни семьи  бабушка доставала иконы и разговаривала с ними.
Вторая бабушка,жена военного деда,мать моего папы, держала икону не спрятанной, икона стояла на белом комоде,в ее персональной спальне,но дверь в спальню была всегда закрыта на ключ.за все свое детство ,я всего несколько раз попала в эту бабушкину келью-спальню.
Вход в бабушкину спальню был закрыт для всех,и для деда тоже.

Но,когда бабушке требовалось выяснить что-либо со своими двумя сыновьями,то они приглашались в бабушкину спальню.
Правда,дальше порога ни один из сыновей не допускался.
Точно знаю ,что по субботам ,рано утром, верней,видимо,поздней ночью,втихаря от всех бабушка,надев какой-то страшный платок,чтобы ее никто случайно не узнал,ходила в церковь.
Многое можно было скрыть ото всех, только не от таких любопытных молодых «дамочек»,которыми были мы с сестрой.
Крестик нательный надевали когда я  очень болела,а потом бабушка говорила,что он мне приснился
С другой стороны был любимый дед,латыш,школа ,пионерский отряд,красный галстук…какое-то несоответствие или лицемерие…
Ни душой,ни умом понять этого было невозможно и я попросту смирилась,подсознательно уверенная в том,что когда-то все откроется.
Бабушка,мамина мама, своим неоспоримым для меня авторитетом внушала мне ,поменьше думать на подобные темы ,не болтать  и ни с кем  это не обсуждать.
Я бабушку слушала всегда ,по всем вопросам…,так было до самого ее ухода…